Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

шанкара в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

шанкара

ШАНКАРА (кон. 8-9 вв.; традиционные даты 788-820) религиозный философ средневековой Индии, реформатор индуизма; синтезировал все предшествующие ортодоксальные (т.е. признающие авторитет вед) системы, развил учение адвайта-веданты. Главные сочинения: комментарии на "Упанишады", "Веданта-сутру", "Бхагавадгиту".

Большая Советская Энциклопедия

Шанкара

(предположительно 788≈820), индийский религиозный философ и поэт, реформатор индуизма , создатель последовательно монистической системы ≈ адвайта-веданты (недуалистической веданты ). Родился в Малабаре (ныне шт. Керала) в брахманской семье. С раннего детства стал аскетом, учился у Говинды, ученика Гаудапады. Основал несколько религиозных общин. Основные труды ≈ комментарии к «Брахма-Сутре» («Веданта-Сутра») Бадараяны, к Упанишадам , «Бхагавадгите». По Ш., единая и всепроникающая реальность ≈ Брахман, высшее объективное начало, тождественное «я» (душе, Атману, субъективному началу). Видимая множественность мира объясняется майей , особой силой божества; майя выступает как иллюзия, которая то скрывает истину, то искажает её. Наше незнание (авидья, аджняна) препятствует постижению единого Брахмана, создаёт мир множественности и связанное с ним движение, изменение. Ш. не признаёт реальности изменений, объясняя их видимостью, и отказывает эмпирическому миру в статусе реальности, хотя он и объективен, т.к. за любой видимостью кроется её субстрат ≈ чистое бытие (Брахман). Ш. проводит последовательное различие эмпирической и трансцендентной точек зрения, дающих две разные картины, и вводит правила перехода от одной к другой, приводящие к устранению всех тех атрибутов (сотворение, движение, изменение, качества и т.п.), которые суть функции нашего незнания. Учение об имманентном и трансцендентном божестве, лишённом признаков, и о спасении (мокша), достигаемом свободным осуществлением бесконечности и абсолютности «я», осознанием его сверхэмпиричности и единосущности Брахману, завершает систему Ш. Труды Ш. положили начало множеству комментариев внутри веданты, знаменитейший из них ≈ «Панчападика» Падмапады, ученика Ш. Учение Ш. оказало исключительное влияние на разработку традиционного индуистского мировоззрения вплоть до настоящего времени; с деятельностью Ш. связывают победу учений, исходящих из Вед , над буддизмом, вскоре после Ш. вытесненным из Индии.

Соч.: Vedanta explained. Sankara's commentary on the Brahma-sutras, ed. by V. Н. Date, 2 ed., v. 1≈3, New Delhi, 1973; Selected works of Sri Sankara-Charya, ed. S. Venkata-ramanan, Madras, 1947; в рус. пер. ≈ Атма-бодха, в кн.: Идеологические течения современной Индии (вступ. ст., пер. и прим. А. Я. Сыркина), М., 1965.

Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Glasenapp Н. von, Der Stufenweg zum Göttlichen. Shankaras Philosophie der All-Einheit, Baden-Baden, 1948; Hacker P., Die Schuler Sankaras, Wiesbaden, 1951; Sen Н. К., Acharya Sankara, [Dakshineswar, 1957]; Karmarkar R. D., Sankara▓s Advaita, Dharwar, 1966.

В. Н. Топоров.

Википедия

Шанкара

Ша́нкара (А́ди Шанкара , Шанкарача́рья; —) — индийский мыслитель, ведущий представитель Веданты , религиозный реформатор и полемист, мистик и поэт. На основе Упанишад создал последовательную монистическую систему — адвайта-веданту .

Примеры употребления слова шанкара в литературе.

Собственно, мятежников было больше, чем сорок три, но некоторые из них, в том числе профессор Агаттияр, избежали участи своих товарищей, потому как следствию не удалось доказать их вину, а глава и идейный вдохновитель заговора, Раджив Шанкар, сумел бежать из тюрьмы в ночь накануне казни.

Вот только не было с нами ни профессора Агаттияра, отца Риты, ни Раджива Шанкара -- известного ученого, пламенного борца за свободу человечества, активного деятеля подполья на Махаварше, а в последние годы -- бессменного главы правительства Мира Барнарда.

Часто цитируются, как самое краткое изложение идей Веданты, две строчки комментатора и толкователя Веданты Шанкара.

Относительно происхождения мира два знаменитых толкователя Веданты Шанкара и Рамануджа расходятся между собою.

Третий вариант Вивекананда оценивает как адекватное выражение взглядов Шанкары и в общем относится к нему положительно.

Шанкара, Рамануджа, Мадхавачарья - известные индийские религиозные реформаторы.

Исторически оно предшествовало упомянутой теистической адвайта-веданте Шанкары и оказало на нее сильное влияние.

Агаттияр и Шанкар отсутствовали по разным причинам, и особенно уважительной была причина отсутствия последнего.

Все-таки Шанкар был очень старым человеком, а прожитая им жизнь была далеко не спокойной и размеренной.

Господин Шанкар завещал похоронить его на Махаварше, рядом с могилами его расстрелянных соратников.

Раджив Шанкар был для нее не просто премьер-министром страны, которую она номинально возглавляла.

Внизу по аллее все плыл людской поток, и на том месте, где был похоронен Раджив Шанкар, уже возвышался внушительный холм живых цветов, полностью скрывший под собой надгробие.

Однако Шанкар сумел с этим справиться, ему удалось переломить психологию махаваршцев, изменить традиционную систему ценностей общества и заставить его динамично развиваться.

Тут написано, что один человек по имени Шанкара встретился с Шивой на горе Кайласа, и тот подарил ему камни.

Под оружейный салют строя убеленных сединой ветеранов Сопротивления урну с пеплом Шанкара опустили в свежевырытую могилу, после чего присутствующие горсть за горстью засыпали ее землей.

Источник: библиотека Максима Мошкова