Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

христос в словаре кроссвордиста

христос

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

христос

м. Иисус Христос, Богочеловек, Сын Божий, Господь во плоти. Вольно Христу добро доспеть. Христа ради невест не выдают (не отдают): отв. неотвязчивой свахе, которая упрашивает. Храстарадничать, просить милостыни, подаяния ради Христа, побираться Христовым именем, нищенствовать, ходить с сумою, по миру. -радник, -ница, нищий; укорн. клянча, канюка, кто выпрашивает что можно или что увидит. Христианин, -нка, верующий во Христа, исповедник Евангелия; человек крещеный, над кем совершен обряд крещенья. Христианское ученье или терпенье, - любовь. Христианство, состоянье христианина, самая вера и ученье это;

совокупность всех христиан. -вовать, исповедовать веру эту; -вованье, действ. или сост. по глаг. Христов, Христу принадлежащий. - день, Светлое Христово воскресенье, Пасха, Святая. Христовы онучи ряз. в день Вознесенья пекут дрочену, блинцы и лесенки, пируют в леске, на воле, и покидают там дрочену, на снедь Христу; блины, Христу на онучи; лесенки, чтобы самому взойти на небо. Христов человек, милосердый, добрый. Христовник костр. праздничная одежда, кафтан, шелковый сарафан и пр. Христовское яйцо, первое, полученное на Пасху, христосуясь; оно тушит пожар (поверье). Христовушка об. вологодск. милый, сердечный, болезный, дорогой мой. Христовщина, -щинский толк, раскольники, избирающие среди себя представителей: Христа, Богородицы, апостолов и еще старую девку, св. Пятницу.

Христовщина, пск. сбор духовенством масла, сыру и яиц на Святой неделе. Христосики м. мн. тул. кур. обувь Христова человека; лапотки. -тосоваться, -саться, целоваться радостно по трижды со встречными, на праздник Пасхи, приветствуя словами: Христос воскрес!, на что тот отвечает: воистину воскрес! -сованье, новг. -ванье, действ. по знач. глаг. Беззаконные христианогубцы, - губители агаряне. Христоборный, -наступный, -ненавистный, что относится до сопротивленья Христу и ученью Его. -борец, -наступник, -ненавистник, противник Христу. Храстонаступник Пугачев, заняв станицу Берды, сел на церковный престол, слышав, что царь сидит на престоле. -именное или -именитое воинство, христианское, носящее св. имя это. -любивые посетители церкви. -мученик, -ница, пострадавший за Христа. -носный, -носец, носящий Христа в сердце своем. -отступный, -ник, -ница, вероотступник, переметчик, отрекшийся от своей, христианской, веры. -подобный сподвижник. -поборный и поборник, застоя, ратоборствующий за веру Христову, -подражатель, -ница, идущий по стопам Спасителя. - проповедник, -ница, проповедующий Св. Евангелие. Христослав, -славец, -славщик сиб. кто в праздник Рождества Христова ходит по домам славить Христа. -продажный, -продавец, -продажничество Иуды, корыстное служенье алтарю.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

христос

(Х прописное), Христа, м. (греч. Christos). Название мифического лица, Иисуса, культ к-рого лежит в основе христианской религии. Христа ради -

  1. букв. во имя Христа, возглас, с к-рым нищие просили милостыню;

  2. употр. при усиленной просьбе в знач. пожалуйста (устар.). Прости ты мня, Христа ради. Христа славить (устар.) - ходить по домам на рождестве с пением церковных песен. Христос с ним (с ней, с ними; разг. фам. устар.) - выражение согласия, разрешения, отсутствия возражений, в знач. пусть его (см. пусть). Христос с ними, пускай конкурируют! Салтыков-Щедрин. Христос с тобой (с вами; разг. устар.) - выражение удивления по поводу слов или

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

христос

род. п. Христа, дат. п. Христу, вин. п. Христа, те. п. Христом, предл. п. о Христе, м. Вошедшее в нек-рые выражения имя Иисуса Христа, культ к-рого лежит в основе христианства: Христа ради просить - просить милостыню, нищенствовать; Христа ради (разг.) - ради Бога; Христос с тобой (разг.) - Бог с тобой; как у Христа за пазухой (разг.) - спокойно и хорошо. Живет как у Христа за пазухой кто-н.; вот тебе (те) Христос! (устар. прост.) ~ уверение в истинности, ей-богу; Христом-богом просить (устар. прост.) - молить, умолять.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

христос

м. Название воплощения второго лица святой Троицы - богочеловека Иисуса, вера в которого лежит в основе христианской религии.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

христос

ХРИСТОС (Иисус Христос) (4 до н. э. ? - ок. 30 н. э.) согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены Божественная (как Бог-сын он второе лицо Троицы) и человеческая (рожден от Девы Марии) природы, добровольно принявший страдания и смерть на кресте ради искупления первородного греха, совершенного Адамом и Евой в акте грехопадения. Отсюда эпитеты и имена Иисуса: Христос (греч. Christos, букв. - помазанник, т.е. Мессия), Спаситель (Спас), Искупитель (Заступник), Сын человеческий, Сын Божий и др. Проповедуя свое учение, Христос призвал первых учеников, творил чудеса (воскрешение мертвых, хождение по воде, насыщение тысяч людей пятью хлебами, исцеление душевнобольных и др.). Перед Пасхой Христос торжественно въехал на ослике в Иерусалим, приветствуемый толпой как мессианский царь. Иудейские старейшины решили выдать его на казнь римским властям. Христос в кругу апостолов справлял обряд пасхального ужина (Тайная вечеря). Схваченный помощниками старейшин по знаку Иуды Искариота ("поцелуй Иуды"), Христос был отведен на суд Синедриона, который вынес ему смертный приговор, подтвержденный затем римским прокуратором Понтием Пилатом. После смерти и последовавшего воскресения Христос в течение 40 дней вел беседы с учениками и затем вознесся на небо. С именем Христа связано возникновение новой религии - христианства. Некоторые исследователи, особенно в 19 в., отрицали само его существование. Большинство современных ученых признают историчность Христа.

христос

ХРИСТОС (Иисус Христос) (4 до н. э. ? - ок. 30 н. э.) согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены Божественная (как Бог-сын он второе лицо Троицы) и человеческая (рожден от Девы Марии) природы, добровольно принявший страдания и смерть на кресте ради искупления первородного греха, совершенного Адамом и Евой в акте грехопадения. Отсюда эпитеты и имена Иисуса: Христос (греч. Christos, букв. - помазанник, т.е. Мессия), Спаситель (Спас), Искупитель (Заступник), Сын человеческий, Сын Божий и др. Проповедуя свое учение, Христос призвал первых учеников, творил чудеса (воскрешение мертвых, хождение по воде, насыщение тысяч людей пятью хлебами, исцеление душевнобольных и др.). Перед Пасхой Христос торжественно въехал на ослике в Иерусалим, приветствуемый толпой как мессианский царь. Иудейские старейшины решили выдать его на казнь римским властям. Христос в кругу апостолов справлял обряд пасхального ужина (Тайная вечеря). Схваченный помощниками старейшин по знаку Иуды Искариота ("поцелуй Иуды"), Христос был отведен на суд Синедриона, который вынес ему смертный приговор, подтвержденный затем римским прокуратором Понтием Пилатом. После смерти и последовавшего воскресения Христос в течение 40 дней вел беседы с учениками и затем вознесся на небо. С именем Христа связано возникновение новой религии - христианства. Некоторые исследователи, особенно в 19 в., отрицали само его существование. Большинство современных ученых признают историчность Христа.

Мифологический словарь

христос

Большая Советская Энциклопедия

Христос

(греч. Christós, буквально ≈ помазанник), Иисус Христос, в христианском церковном учении основатель христианства . Согласно евангельской мифологии Х. родился от «святого духа» в Вифлееме у Марии , жены Иосифа; младенцем его увезли в Египет, чтобы спасти от Ирода I ; вернулся в Палестину и был крещен Иоанном Крестителем. Х. собрал вокруг себя 12 учеников-апостолов (Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Иуда и др.) и ходил с ними по Палестине, проповедуя своё учение и творя чудеса. В Иерусалиме Иуда предал Х. за 30 сребреников. На пасхальной неделе Х. был осужден римским наместником Понтием Пилатом на смертную казнь вместе с двумя разбойниками, распят на кресте и затем похоронен, но «по прошествии субботы» воскрес. Дошла до нас и «антилегенда» о Х. (передана римским писателем 2 в. Цельсом, в Талмуде и др.), согласно которой Х. был сыном Марии и римского солдата Пантеры (Пандиры) и за чародейство был забит камнями. Христианское богословие 2≈4 вв. развило намеченную в Новом завете идею о Х. как сыне божьем; он стал рассматриваться как второе лицо Троицы . Ортодоксальное христианство приняло концепцию Х. ≈ богочеловека, в котором были соединены человеческая и божественная природы. Вопрос об историчности Х. вызывает среди религиоведов острые споры. Существуют два основных направления:

  1. мифологическое ≈ признающее Х. мифическим образом, созданным на основе тотемических верований или земледельческих культов, подобно культу Осириса, Таммуза и др. Иногда в мифе о Х. видят вариант легенды о Будде или результат астрологических спекуляций.

  2. Историческое ≈ признающее Х. исторической личностью. В пользу историчности Х. приводятся аргументы: упоминания о нём у Иосифа Флавия и Тацита, наличие во 2 в. «антилегенды» о Х. (в которой отрицается не существование Х., а лишь приписываемый ему ореол божественности), раннее происхождение евангелий (сохранились папирусные фрагменты евангелия от Иоанна, датируемые началом 2 в.). Согласно аргументам, выдвигаемым мифологическим направлением, мифичность Х. главным образом доказывают: противоречия в новозаветном рассказе о Х., обилие приписанных ему чудес, ошибки в описании быта и природы Палестины, отсутствие сведений о Х. у греко-римских авторов 1 в. н. э. (подлинность упоминаний о Х., имеющихся у Иосифа Флавия и Тацита, исследователи этого направления оспаривают); некоторые из историков этой школы утверждают, что евангелия создавались в конце 2 в., т. е. много позднее описываемой в них жизни Х., и образ Х. сложился в них под влиянием Плутарха.

    Образ Х. занимает важное место в средневековой литературе и искусстве. Х. оставался в центре внимания художников Возрождения. В новое время в Х. видели нравственный идеал (Л. Толстой), революционера-бунтаря (К. Каутский), героя-страдальца (Э. Ренан).

    Лит.: Древе А., Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем, пер. с нем., М., 1930; Кушу П., Загадка Иисуса, пер. с франц., М., 1930; Кубланов М. М., Иисус Христос ≈ бог, человек, миф?, М., 1964; Каждан А., Историческое зерно предания об Иисусе, «Наука и религия», 1966, ╧ 2; Крывелев И. А., Что знает история об Иисусе Христе?, М., 1969; его же, История религии, т. 1, М., 1975, с. 145≈155.

Википедия

Христос

Христо́с ( от — «мазь, масло») — букв. « помазанник ». Это перевод еврейского слова מָשִׁיחַ ( Машиах ). В современном использовании термин обычно относится к Иисусу Христу . «Иисус Христос» означает «помазанник Иисус».

Примеры употребления слова христос в литературе.

Уже нечестивые агаряне завоевали гроб Христа, уже ускользали из рук василевса наши дивные владения в Италии, и со всех сторон ромеев теснили враги.

Но есть и иные, например баптисты, для которых устремление ко Христу должно начаться с 109 осознанной потребности крещения, или адвентисты, для которых важнейшим, но не единственным является сосредоточенность на эсхатологическом чувстве, и т.

Однако не следует забывать, что для постройки Храма Христа снесли древний Алексеевский монастырь.

Между тем и раньше, до возведения храма Христа Спасителя, стоявший на этом месте Алексеевский монастырь был порушен и по указу царя переведен в дворцовое Красное Село.

Спустившись под холм, отряд вышел в подземелья Ленивки и Лебяжьего переулка, откуда старые, выложенные растрескавшимся белым известняком ходы направлялись к упрятанным под землю Неглинке и кремлевским погребам, и в другую сторону, к бассейну, где стоял прежде храм Христа Спасителя, а еще раньше - женский Алексеевский монастырь.

Читай у Георгия Амартола, какая радость овладела сердцами людей, когда удалось вырвать из рук неверных хитон Христа!

Помня, что сама Антропософия есть дар эфирного явления Христа, принявшего в эфирном ангельском теле смерть Своего сознания, чтобы воскреснуть в душе сознательной людей на земле, мы понимаем могучую силу этого события.

Согласно некоторым толкованиям, три дня, о которых говорил Христос, -- апокалипсический символ срока испытания.

Мессианизм русский, если выделить в нем стихию чисто мессианскую, по преимуществу апокалиптический, обращенный к явлению Христа Грядущего и его антипода - антихриста.

Ваше исповедание, которым Вы, наоборот, определяете, что правая вера во Христа и начало всякой благой воли, согласно кафолической истине вдыхается через предваряющую Божию благодать в души отдельных людей, утвердили Мы властью Апостольского Престола.

Простое действие с четырьмя участниками - Христос, два ученика и слуга - развертывается в небольшом, но высоком интерьере на фоне монументальной ниши, высокого углубления в стене, с гладкими столбами по бокам, смыкающимися наверху посредством арочного свода.

Простое действие с четырьмя участниками - Христос, два ученика и слуга - развертывается в небольшом, но высоком интерьере на фоне монументальной ниши, высокого углубления в стене с гладкими столбами по бокам, смыкающимися наверху посредством арочного свода.

Антипушка не знал, что такие святой Артос, а я-то знал, будто это Христос, - Горкин мне говорил.

Но через это атавистическое ясновидение люди видели в Универсуме Христа.

Картли-Кахетинского царства от нас - царя Теймураза из династии Багратиони, и благословленное святым отцом во Христе, католикосом Иверским.

Источник: библиотека Максима Мошкова