Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

халифат в словаре кроссвордиста

халифат

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

халифат

и калифат, халифата, м. (истор.).

  1. Государство, во главе к-рого стоит халиф. Багдадский халифат.

  2. Религиозно-политическая организация, установление, при к-ром духовная власть над всеми мусульманами принадлежит халифу. Египетский халифат. Турецкий халифат.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

халифат

-а, м. Мусульманское государство, возглавляемое халифом.

прил. халифатский, -ая,-ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

халифат

м.

  1. Государство, во главе которого стоит халиф.

  2. Религиозно-политическая организация, установление, при котором духовная власть над всеми мусульманами принадлежит халифу.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

халифат

мусульманская теократия с халифом во главе (халифат Аббасидов, Фатимидов, халифат в Османской империи и др.). С 10 в. в Зап. Европе халифатом называют также государство, образовавшееся в результате арабских завоеваний 7-9 вв. (Арабский халифат). В Турции халифат был ликвидирован в 1924.

Большой юридический словарь

халифат

мусульманская теократия с халифом во главе. С Х в. в Западной Европе X. названо также государство, образовавшееся в результате арабских завоеваний VII-IX вв. (Арабский X.). В Турции X. был ликвидирован в 1924 г.

Большая Советская Энциклопедия

Халифат

система мусульманской теократии (см. Ислам ), а также принятое в литературе название феодального арабо-мусульманского государства, возглавлявшегося халифами . Первоначально ядром Х. была созданная Мухаммедом в начале 7 в. в Западной Аравии мусульманская община (умма). В результате арабских завоеваний Х. превратился в огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большей частью Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большей частью Пиренейского полуострова, Синд (см. карту к ст. Арабские завоевания ). При Омейядах (661≈750) и Аббасидах (750≈1258) Х. представлял собой государство, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных рабовладельческого и патриархального укладов. В 7≈10 вв. в Х. сложилась яркая и многообразная культура, имевшая огромное значение для развития мировой культуры (см. Арабская культура ). В 9 в. действие таких факторов, как различный уровень экономического развития входивших в состав Х. стран, слабость хозяйственных связей между областями Х., народно-освободительные, антифеодальные восстания, концентрация земельной собственности в руках военной и местной землевладельческой феодальной знати, борьба внутри класса феодалов, обусловило распад единого Х. и привело к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств. С 1-й половины 10 в. существовали халифаты Фатимидов (909≈1171), Омейядов в Испании (929≈1031) (см. Кордовский халифат ) и Аббасидов. В первых двух халиф сосредоточивал в своих руках как духовную, так и светскую власть, аббасидский халиф после завоевания в 945 Багдада Буидами лишился светской власти. В 1055 Буидов в Багдаде сменили Сельджукиды . После распада единого государства Сельджукидов (1118) аббасидский Х. возродился как государство в бассейне Тигра и Евфрата. В 1258, после взятия Багдада монгольскими войсками, Х. как государство перестал существовать. Однако до турецкого завоевания Египта в 1517 халифы-Аббасиды жили в Каире, освящая своим религиозным авторитетом светскую власть египетских султанов, иногда даже султанов др. мусульманских стран, и давали им инвеституру. Позднее халифами именовали себя турецкие султаны, утверждая, что после завоевания Египта последний представитель династии Аббасидов в Каире передал им этот титул. Турецкий Х. был упразднён в республиканской Турции в марте 1924.

Лит.: Бартольд В. В., Соч., т. 6, М., 1966, с. 15≈139, 303≈319; Беляев Е. А., Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье, 2 изд., М., 1966; Надирадзе Л. И., Вопросы общественно-экономического строя государства арабов и халифата VII≈VIII вв. в советской историографии, в сборнике: Историография стран Востока, М., 1969; его же, К вопросу о феодализме в завоеванных арабами странах, в сборнике: Современная историография стран зарубежного Востока, М., 1975; Мец А., Мусульманский Ренессанс, пер. с нем., М., 1966; Wellhansen J., Das arabische Reich und sein Sturz, B., 1902; Hitti Ph.. History of the Arabs, 8 ed., L. ≈ N. Y., 1964; Spuler B., Geschichte der islamischen Länder. Abschnitt 1, Leiden, 1952. см также лит. при ст. Ислам .

Л. И. Надирадзе.

Википедия

Халифат

Халифа́т — первоначально, феодальное арабо-мусульманское государство, созданное пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами , а также система исламского теократического государства .

Примеры употребления слова халифат в литературе.

Опираясь на Иран, обладавший древними этатистскими традициями, Аббасиды превратили халифат, столица которого была перенесена из Дамаска в Багдад, в общемусульманское государство с развитым бюрократическим управлением, с пышным двором.

Этот предмет действительно принадлежал Харун-аль Рашиду из династии Аббасидов, и он действительно был тайно вывезен в 945 году из Багдада, когда братья Буиды окончательно раздавили халифат.

Хитти, - мы не считаем, что медицина, философия или математика - продукт арабского мозга или что они развиты людьми, пришедшими с Аравийского полуострова, а говорим о том, что знания изложены в книгах на арабском языке добившимися выдающихся достижений в эпоху халифата персами, египтянами, арабами, христианами, евреями и мусульманами.

Несмотря на занятость, директор арабского отдела согласился встретиться с Мартином, потому что, будучи арабистом, слышал много хорошего о молодом ученом из Школы востоковедения и африканистики и был в восторге от его работ по халифату Абассидов.

Его сын Абдаллах был наместником Али, в пору его халифата, в Басре, но после третейского суда покинул его.

Идеологией Халифата стал ислам, вероучение и культ которого с каждым годом разрабатывались все более детально.

Западные рубежи халифата теперь достигали Пиренеев, в то время как восточные владения халифа граничили с Китаем.

Все это, заново просмотренное Зейдом и переписанное на отдельных листах - ас-сухуф, составило первую редакцию Корана, которая поступила в распоряжение руководства Халифата при халифах Абу Бекре и Омаре, но не переписывалась, не размножалась.

Полученная в результате этого новая редакция теперь уже зейдовско-османского текста Корана, переписанная в четырех экземплярах, была разослана в важнейшие центры Халифата - Мекку, Дамаск, Куфу и Басру.

Характерно, что не только тексты, расходившиеся с официальной зейдовско-османской редакцией Корана, сохранялись века, но и потомки тех, кто сделал эти записи, даже спустя столетия приоткрывали социальные язвы, разъедавшие Халифат в первые десятилетия его существования.

Получив из полицейского участка составленный на Имрана протокол, он сразу квалифицировал для себя дело по статьям: государственная измена, лжепророчество и подрыв священных устоев Аббасидского халифата, что влекло за собой смертную казнь для преступника.

В Египте жил последний Аббасидский халиф под защитой мамелюкского султана -- Фатимидский халифат уже давно остался в прошлом.

И не случайно, что этот человек оказался неугодным в Медине, впрочем так же как и его современник, тоже сподвижник пророка, Абу Зарр аль-Гифари, высланный из Сирии, а затем и из Медины за открытое возмущение произволом халифа Османа и его наместника, присвоением ими податей и военной добычи, обиранием бедняков, ростовщичеством, приобретением богатых домов и доходных садов и стад, раздариванием казны Халифата своим родственникам и прислужникам.

В период халифата сирийцы, персы, египтяне и другие народы, принявшие мусульманство, а также христиане и евреи несли факел просвещения и мудрости.

Но к этому времени движущая сила Священной войны мусульман была уже растрачена, халифат сотрясали внутренние распри, поэтому арабские завоеватели пересекли Кавказские горы в обратном направлении, не оставив за собой плацдарма на севере, тогда как хазары стали еще могущественнее, нежели прежде.

Источник: библиотека Максима Мошкова