Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

упанишады в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

упанишады

УПАНИШАДЫ (санскритское - сокровенное знание) заключительная часть вед, их окончание ("веда-анта"); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т.ч. веданты. Из св. 200 упанишад ок. 10 считаются главными. Время создания 7-3 вв. до н. э. - 14-15 вв. н. э. Разнообразное содержание упанишады подчинено практическим целям достижения духовного освобождения. В центре упанишады - учение о тождестве брахмана и атмана.

Большая Советская Энциклопедия

Упанишады

индийские прозаические и стихотворные религиозно-философсие трактаты. Часть ведической литературы (см. Веды ). Термин «У.» [санскр., буквально √ сидение (ученика) подле (учителя)] понимается в Индии как «сокровенное знание», доступное только посвященным. Возникли в древности (приблизительно в 7√3 вв. до н. э.); значительную философскую и художественную ценность имеют т. н. главные У., непосредственно связанные с разными ведическими школами. В центре У. √ философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина У. √ учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода «игра понятиями», получающая оправдание и смысл в свете философской концепции У. о единстве мира. Значение У. не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р. У. Эмерсона.

Изд.: Upanishads. The prinsipal Upanishads, ed. with introd., text, transi. and notes by S. Radhakrishnan, L., 1953; в рус. пер. √ Брихадараньяка Упанишада. Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1964; Чхандогья Упанишада. Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1965; Упанишады. [Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина], М., 1967.

Лит.: Сыркин А. Я., Некоторые проблемы изучения упанишад, М., 1971; Keith А. В., The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, Half. 1√2, Camb. (Mass.), 1925.

П. А. Гринцер.

Википедия

Упанишады

Упаниша́ды — древнеиндийские трактаты религиозно - философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути . В них в основном обсуждается философия , медитация и природа Бога . Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед — поэтому их также называют « веданта » (конец, завершение Вед ) и они являются основой ведантического индуизма . В Упанишадах главным образом описывается безличный Брахман .

Примеры употребления слова упанишады в литературе.

Таким образом, Упанишады обещают путь к высочайшему, единственно истинному знанию.

Но именно эта попытка дать цельное миросозерцание уводит Упанишады дальше всего от цельности.

Новый взгляд на жизнь автор Упанишады влагает в уста царя-Смерти: Различны поистине благо и удовольствие.

В эпоху, когда человек наделял богов не только низменными страстями, но и телом, Упанишады учили, что Абсолют превосходит все тварное, зримое, мыслимое.

Со временем Упанишады освобождаются от ребяческих гипотез, от черт анимизма и тотемизма и ставят сансару в связь с учением о нравственном миропорядке.

В то время как Упанишады считали всякое земное дело, в сущности, ненужным и бесполезным.

Не всякий может идти по пути высших созерцаний, какой указывают Упанишады, не каждый может следовать Санхье, т.

Все эти школы опирались на Упанишады и, таким образом, по часто приводимому сравнению, представляли собой составные элементы брахманизма, подобно тому как цвета спектра являются разложенным белым цветом.

Даже среди тех, кто признавал Упанишады, стали распространяться теории, весьма далекие от брахманизма.

И тогда древними словами Катха упанишады запел тот, кого некогда звали Рилд и Сугата.

Однако упанишады не дают целостной системы представлений о мире, в них можно найти лишь массу разнородных воззрений.

Они все твердят Веды, Упанишады, но это лишь магнитофонная лента в их уме.

Люди, которые написали Веды и необыкновенные по своему великолепию Упанишады, люди, которые создали такие алмазы, как Бхагавад-Гита, Коран, Библия, неужели они не могли писать исторично?

Источник: библиотека Максима Мошкова