Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

трамвай в словаре кроссвордиста

трамвай

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

трамвай

трамвая, м. (англ. tramway от tram - рельс и way - путь).

  1. только ед. Электрическая городская железная дорога. Вагон трамвая. Проложить трамвай. Первый трамвай был построен в 80-х гг. 19 века.

  2. Поезд этой железной дороги, из одного или нескольких вагонов. Трамвай переполнен. Сесть в трамвай. Грузовой трамвай. Попал под трамвай. Речной трамвай (нов.) - небольшой пассажирский пароход или катер, совершающий рейсы по рекам в черте и окрестностях города.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

трамвай

-я, м. Городская наземная электрическая железная дорога, а также ее вагон или поезд. Сесть в т. (на т.). Ехать на трамвае (в трамвае). * Речной трамвай - пассажирское судно, совершающее рейсы в черте города, в пригород.

прил. трамвайный, -ая, -ое. Т. парк.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

трамвай

м.

  1. Городская наземная электрическая железная дорога.

  2. Поезд такой железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

трамвай

ТРАМВАЙ (англ. tramway, от tram - вагон и way - путь) городская наземная электрическая железная дорога; вагон или несколько вагонов (чаще все моторные). Питание осуществляется постоянным током напряжением 500-700 В обычно через подвесную контактную сеть (обратный провод - рельсы). Трамваи появились в 80-х гг. 19 в.

Большая Советская Энциклопедия

Трамвай

(англ. tramway, от tram ≈ вагон, тележка и way ≈ путь), средство городского наземного транспорта, моторный вагон (или моторный с прицепными вагонами), получающий электроэнергию от контактного провода, передвигающийся по рельсовому пути.

Идея использования электрического тока для передвижения экипажей возникла в 30≈40-х гг. 19 в., осуществление её стало практически возможным в 70-е гг. 19 в. с созданием первых электростанций. Прототипом Т. можно считать предложенный в 1876 русским изобретателем Ф. А. Пироцким «рельсовый экипаж» с электродвигателем. В 1880 Пироцкий построил и испытал вагон с подвесным тяговым электродвигателем постоянного тока. За рубежом работы по созданию Т. проводились в Германии (фирма «Сименс и Гальске») и др. странах. В 1881 Т. был пущен в Лихтерфельде, близ Берлина. Вагон, вмещавший 20 пассажиров, развивал скорость 30 км/ч, совершал рейсы на участке 2,5 км. В 80-х гг. трамвайное сообщение было распространено во многих странах Европы и в США. Регулярная эксплуатация Т. в России началась в 90-е гг. (в 1892 ≈ в Киеве, в 1896 ≈ в Н. Новгороде, в 1899 ≈ в Москве).

Современное трамвайное хозяйство представляет собой сложный комплекс, в который входят технические средства ≈ рельсовый путь (см. Верхнее строение пути ), системы автоблокировки, тяговая сеть, подвижной состав, службы эксплуатации ≈ депо, ремонтные заводы, линейные службы движения. Питание Т. энергией ≈ от тяговой сети. Электрический ток через тяговые подстанции , на которых переменный ток преобразуется в постоянный напряжением 500≈750 в, поступает в контактную сеть . На моторном вагоне расположен токосъёмник , который при движении скользит по проводу контактной сети. Обратным проводом служат рельсы.

В трамвайных сетях применяют цепную контактную подвеску, в которой контактный провод подвешивается над рельсовым путём с помощью изоляторов непосредственно к опорам контактной сети или к натянутым между опорами поперечным (несущим) проводам на высоте 3,75≈5,4 м. Совершенное электрооборудование позволяет отказаться от пусковых сопротивлений, применять электрическое торможение, значительно снижающее шум. Ходовая часть снабжена звукопоглощающими приспособлениями (например, колёсные тележки с подрезиненными элементами). Перспективно применение Т. как внеуличного вида городского транспорта. В 70-е гг. 20 в. в СССР и за рубежом наметилась тенденция к использованию скоростного Т. (скорость движения в 1,5≈2 раза выше, чем у обычного). Особенно эффективен скоростной Т. на так называемых вылетных линиях, связывающих центральные городские районы с окраинными и загородными, отдалёнными промышленными районами и зонами отдыха. Для движения скоростного Т. необходим усовершенствованный путь, часто в черте города уходящий в туннель или поднимающийся на эстакаду (при пересечении с линиями др. видов транспорта). Сооружение пути, эксплуатация пути и средств обслуживания скоростного Т. требуют меньших капиталовложений, чем метрополитен , от которого он выгодно отличается и тем, что позволяет более рационально организовать пассажиропотоки. Совершенствование Т. направлено на повышение комфортабельности вагонов, снижение шума и расхода электроэнергии. В конструкции вагонов улучшаются система подвешивания и система регулирования тяговых двигателей. Вагоны малой вместимости заменяются 6-осными вагонами, что позволяет повысить провозную способность до 30≈40 тыс. пассажиров в час.

Лит.: Кутыловский М. П., Федотов А. И., Подвижной состав трамвая, М. ≈ Л., 1948.

Н. А. Грунёнышев.

Википедия

Трамвай

Трамва́й , название произошло, по одной из версий, от вагонеток для перевозки угля на шахтах Великобритании ) — вид уличного и частично уличного рельсового общественного транспорта для перевозки пассажиров по заданным маршрутам (обычно на электротяге ), используемый преимущественно в городах .

Трамвай является одним из старейших видов городского пассажирского общественного транспорта , из существующих в начале XXI века и возник в первой половине XIX века — первоначально на конной тяге . Электрический трамвай появился в конце XIX века — в 1881 году в Германии . После расцвета, эпоха которого пришлась на период между мировыми войнами , начался упадок трамвая, однако уже с 1970-х годов вновь наблюдается значительный рост популярности трамвая, в том числе по экологическим причинам и благодаря технологическим усовершенствованиям.

Большинство трамваев используют электротягу с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников ( пантографов , или штанг , реже — бугелей ), однако существуют также трамваи с питанием от контактного третьего рельса или аккумуляторов .

Кроме электрических, существуют канатные и дизельные трамваи . В прошлом существовали конные ( конки ), пневматические , паровые и бензомоторные трамваи.

Бывают также пригородные , междугородные , санитарные , служебные и грузовые трамваи .

Трамвай (значения)

Трамва́й:

  • Трамвай — вид уличного рельсового общественного транспорта, обычно на электрической тяге, используемый преимущественно в городах для перевозки пассажиров по заданным маршрутам.
  • « Трамвай » — детский журнал, выходивший в 1990—1995 годах.
Трамвай (журнал)

«Трамва́й» — русский детский журнал , выходивший в 1990 — 1995 годах тиражом 2 118 500 экземпляров и ставший любимым для целого поколения детей, а также, благодаря своей уникальности, для их родителей. Главный редактор — Тим Собакин , он же Тихон Хоботов, Савелий Пингвиньев, Ника Босмит и другие. Всё это одно лицо — Андрей Иванов.

Несмотря на относительно большой тираж , журнал был редкостью и достать его было довольно сложно. Множество произведений и авторов, негласно запрещённых в Советском Союзе , впервые публиковались на страницах «Трамвая». Как следствие — журнал получился очень оригинальным для своего времени.

На страницах журнала поднималось много совсем недетских вопросов, но благодаря детскому, иногда абстрактному взгляду на вещи, он никогда не был скучным. Многие истории заставляли взглянуть на известные вещи с новой точки зрения, иногда идущей вразрез с общепринятой.

В этом журнале также впервые появлялись русские комиксы , что в те годы было редкостью. Также этот журнал был популярен благодаря своим персонажам, например: Слон-Любящий-Отвечать-На вопросы, Мышка Луша и Дракончик Ам-Ам.

Примеры употребления слова трамвай в литературе.

Благо двери в бакинских трамваях испокон веку никто не закрывает - во-первых, для прохлады, чтобы вентиляция была, а во-вторых, для удобства пассажиров: каждый, если умеет, может на ходу запрыгнуть в вагон и спрыгнуть с него, это в порядке вещей, даже пожилые азербайджанки порой решаются спрыгнуть на ходу, когда у поворота трамвай замедляет ход.

В этом городе только азербайджанки могут свободно, без проблем ходить по улицам - все остальные хорошо знают, что на каждом углу, в трамвае, в магазине их могут облапать, схватить за грудь, хлопнуть по заду - прямо средь бела дня.

Я работал в библиотеке в квартале Альмагро, а жил на Лас Эрас и Пуэйрредон и должен был совершать долгие поездки в медленных и пустых трамваях от этого северного квартала в южный Альмагро, до библиотеки, расположенной на Авенида Ла Плата и Карлос Кальво.

В трамвае, парикмахерской и бане я могу сидеть, не тратя ни пенни, - достаточно лишь иметь при себе том Демокрита или Амьеля, и все сразу завертится, как в венском вальсе.

Мимо, в сопровождении факельщиков в поношенных белых фраках, проследовал катафалк, запряженный четверкой одров, которые тащили раскрытый гроб, с верхом наполненный ядреной картошкой, трамвай прогрохотал в сторону Чистых прудов и отчаянно затрезвонил на перекрестке, пьяный дворник в подворотне нес явную антисоветчину, обращаясь невесть к кому.

И все говорили, что Ашкенази играл великолепно, и оркестр не ударил в грязь лицом, и непонятно только одно - зачем Трамваев стоял перед ним на возвышении спиной к зрителям и махал руками, мешая наблюдать за игрой маэстро.

Трамваев не имел и с великим пианистом Ашкенази на одной сцене не стоял.

Потому что грипповая инфекция распространяется по закону прогрессии -- чихнул в метро, и полвагона верные бациллоносители, изготовившиеся чихать дальше в своих автобусах, трамваях, троллейбусах.

В трамвае было тесно, как всегда в выходные дни, но в парке, где северные белоствольные березки недоуменно переглядывались с павлониями и откуда таким загадочным и причудливым казалось многотрубное Заднепровье, полногрудо и здорово дышалось, хотя люди и здесь, как на Проспекте, шли и шли и сидели везде на скамейках.

Несколько дней неистово бушевавшие в городе пожары понемногу стихли, всюду нехотя рассеивались угарные дымы, и, словно из кровавого аспидного месива, постепенно выявлялись площади и улицы, загроможденные угольными телами обгорелых танков, развороченными баррикадами, поваленными на исколотый снарядами брусчатник трамваями, и проступали тенями согнутые фонарные столбы, завалы обугленных кирпичей, еще теплых, еще курившихся.

Останавливались трамваи, автобусы, глазели читатели областной библиотеки, усть-ордынские буряты, прибывшие на рынок с мясом, немцы из Пивоварихи с остывшим молоком и евреи с парным в помятых бидонах, с крышками, обтянутыми марлей.

Я все равно буду искать подступов, Элен, на каждом углу буду спрашивать направление, я учту все -- площадь с трамваями, Николь, брошь, которая была на тебе в ночь канала Сен-Мартен, куклы месье Окса, призрак фрау Марты на Блютгассе, важное и неважное, я все перетасую снова, чтобы найти тебя такой, какой хочу, -- перетасую и случайно купленную книжку, гирлянду лампочек, даже глыбу антрацита, которую Марраст искал на севере Англии, глыбу антрацита для статуи Верцингеторига, заказанной и наполовину оплаченной муниципалитетом Аркейля13, к превеликому огорчению благомыслящих горожан.

Однако, вместо Горького, в первую же неделю по возвращении Водовозов, не успевший наслушаться вдоволь русской речи на улицах, в трамваях и недавно открытом метро и едва успевший пройтись по ностальгической набережной, обсаженной березками, оказался в ГПУ и, проваландавшись в тюрьме четыре с хвостиком месяца, был бессрочно сослан в одну из отдаленных деревень Сибири, в Ново-Троицкое, верстах в трехстах на северо-восток от Красноярска, в деревню, где не то что завода -- никаких даже мастерских не было, одна кузня, как у деда, да -- снова -- редкие березки в прогалах тайги -- и где жил поначалу буквально подаянием, ибо работы найти не мог.

Отсутствие извозчиков и полная невозможность по моему физическому состоянию втискиваться, висеть и выпихиваться при пользовании трамваем заставили меня с грустью прийти к мысли покинуть мою аудиторию на далеком от меня Васильевском Острове, о чем я объявил в 1919 году моим слушателям.

Петру вернуть ключи, вскочить, сойти с трамвая, застыть юродивым на голубом ветру, в карманном зеркальце себя не узнавая - а можно и начать - снег первый, словно гжель, летит, забывший собственное имя, витийствует метель, и срубленная ель украшена плодами восковыми.

Источник: библиотека Максима Мошкова