Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

тоннель в словаре кроссвордиста

тоннель

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

тоннель

(тонэль), тоннеля, м. См. туннель.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

тоннель

[нэ], -я и ТУННЕЛЬ [нэ], -я,м. Сооружение в виде коридора, по к-рому проложены пути (под землей, в горах, под каким-н. другим сооружением). Т. метрополитена. Транспортный т. Обводной т.

прил. тоннельный, -ая, -ое и туннельный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

тоннель

м. (а также туннель)

  1. Подземное сооружение для прокладки железнодорожных путей, автомобильных и пешеходных дорог, сетей городского хозяйства и т.п.

  2. разг. Длинный проход, напоминающий такое сооружение.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

тоннель

ТОННЕЛЬ (туннель) (англ. tunnel) подземное (подводное) сооружение для движения транспорта, перемещения воды, прокладки сетей городского хозяйства и др. Основные способы производства тоннельных работ: горный, требующий до возведения обделки закрепления выработки временной крепью, и щитовой - с применением проходческого щита. Первый судоходный тоннель (ок. 160 м) был построен во Франции в 1679-81, первый железнодорожный (1190 м) - в Великобритании в 1826-30. Самый длинный (1992) тоннель ("Сэйкан") проложен под прол. Цугару между овами Хонсю и Хоккайдо (общая длина 53,85 км, подводводной части 23,3 км).

Большая Советская Энциклопедия

Тоннель

туннель (английское tunnel), горизонтальное или наклонное подземное сооружение , служащее для транспортных целей, перемещения воды, прокладки подземных коммуникаций и т.п. По назначению различают Т. железнодорожные, автодорожные, Т. метрополитенов , на пересечениях в разных уровнях горных дорог и транспортных магистралей (см. Переход пешеходный, Транспортный тоннель ), судоходные тоннели , Т. для нескольких видов транспорта (в одном сечении), гидротехнические тоннели, коммунальные (для городских сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и др.), специального назначения (входящие в состав подземных сооружений ГЭС, складов, гаражей и т.д.). По местоположению (рис. 1) Т. подразделяют на горные (проложенные в горных районах ≈ через хребты, водоразделы и отдельные возвышенности), подводные (см. Подводный тоннель ) и равнинные, или городские (например, Т. метрополитенов).

Историческая справка. Истоки тоннелестроения уходят в глубокую древность. В Вавилоне, Египте, Греции и Риме подземные работы проводились задолго до н.э. ≈ сначала при добыче полезных ископаемых, сооружении гробниц и храмов, а затем для водоснабжения и транспорта. Дорожные, водопроводные и дренажные Т. сооружались преимущественно сводчатого очертания, в устойчивых скальных породах, без закрепления последних. Проходческие работы велись примитивными орудиями. После падения Римской империи в строительстве Т. наступил период относительного застоя; Т. сооружались преимущественно в военных целях. В конце средних веков в связи с расширением международных торговых связей началось строительство судоходных Т., соединявших водные пути сообщения. Предпосылкой к этому явилось применение чёрного пороха для взрывания скальных пород. Первый железнодорожный Т. (длина 1,19 км) был построен в Великобритании на линии Ливерпул≈Манчестер в 1826≈30. Изобретение пироксилина и динамита, а также успешное применение в горном деле бурильных машин обеспечили возможность сооружения больших альпийских Т. между Францией, Италией и Швейцарией. До начала 1-й мировой войны 1914≈18 было построено 26 Т. длиной более 5 км каждый, в том числе Симплонский Т. длиной около 20 км, соединивший Италию со Швейцарией. Среди сооруженных в 1920-х ≈ начале 1930-х гг. выделяются Большой Апеннинский двухпутный железнодорожный Т. на линии Флоренция≈Болонья (Италия) длина 18,5 км, а также Ровский судоходный Т. на водной магистрали Марсель≈Рона (Франция) длина свыше 7 км. Наряду с горными Т. развивалось строительство и подводных Т., ставшее возможным благодаря применению щитов проходческих (в сочетании со сжатым воздухом) и сборной обделки. Щитовым методом сооружен ряд крупных подводных Т., например под р. Гудзон (США) длина 2,5 км, под Симоносекским проливом (Япония) длина свыше 6 км (1936≈41). строительство подводных Т. получило дальнейшее развитие в связи с применением опускных секций длина до 150 м.

В России первый железнодорожный двухпутный Ковенский Т. (длина 1,28 км) был построен в 1862. В конце 19 в. сооружено много Т. на железных дорогах Урала, Крыма и Кавказа. Наиболее крупный среди них ≈ Сурамский Т. длиной около 4 км (1886≈90). В начале 20 в. был построен ряд Т. в Сибири и на Дальнем Востоке. Значительное развитие тоннелестроение получило в СССР в связи с интенсивным железнодорожным строительством, созданием сети ГЭС, сооружением метрополитенов и объектов городского подземного хозяйства.

Основные элементы тоннелей. Для сооружения Т. необходима выработка ≈ полость, искусственно создаваемая в земной коре в один или несколько этапов, начиная со штольни (обычно трапециевидного сечения). В крепких невыветривающихся скальных породах однородного строения выработка Т. может быть оставлена без закрепления, в неустойчивых породах требуется установка временных крепей горных , заменяемых впоследствии постоянной конструкцией ≈ обделкой (монолитной или сборной). Обделка ≈ важнейший элемент Т., образующий его внутренную поверхность, воспринимающий горное давление и обеспечивающий защиту Т. от подземных вод. Головная часть (или входной участок) Т. называют порталом; он обеспечивает устойчивость лобового и боковых откосов, так называемой предпортальной выемки, и придаёт архитектурное оформление входу в Т. Для защиты от затопления входных участков подводных Т., а также в горных условиях применяют рампу ≈ железобетонную конструкцию корытообразного сечения.

Проектирование трассы тоннеля. Глубина заложения Т., его длина, расположение в плане и профиле, форма поперечного сечения зависят от назначения Т., топографических, геологических и климатических условий. При проектировании и сооружении Т. выполняют комплекс геодезических работ по выбору и закреплению оси Т. в плане и профиле, по вычислению её геометрических элементов, перенесению этой оси внутрь выработки, по определению длины оси и разбивке поперечных сечений Т. По трассе Т. проводят инженерногеологические изыскания для установления геологического строения прорезаемого горного массива, характера напластований, степени устойчивости и физико-механических свойств горных пород, гидрогеологического режима и химического состава подземных вод, наличия газов, температуры в выработке, ожидаемого горного давления и т.д. Эти данные получают на основе проведения геологоразведочных работ и гидрогеологических исследований при помощи скважин, геофизическими методами и, в отдельных случаях, по результатам разведочных выработок.

В плане Т. может быть расположен (полностью или частично) на прямой и на кривой. Строительно-эксплуатационными преимуществами обладают Т., располагаемые на прямых, так как при трассировании Т. на кривых существенно возрастает объём выработки, усложняются работы по возведению тоннельных конструкций и ухудшаются условия вентиляции и видимости в Т. В ряде случаев (например, при развитии железнодорожной линии внутри горного массива) строят петлевые и спиральные Т.

Продольный профиль Т. может быть одно- и двускатным (с уклоном в обе стороны от середины Т.). По условиям водоотвода расположение Т. на горизонтальных участках не допускается. При большой длине Т. и его расположении на кривых требуется снижение уклона пути.

Материал и конструкции тоннелей. Основным материалы для возведения тоннельных обделок ≈ монолитный бетон, монолитный и сборный железобетон, чугун и сталь. Их выбор производится в зависимости от условий района строительства и способа тоннельных работ. Монолитный бетон и железобетон применяют главным образом при прокладке Т. в труднодоступных районах (где создание производственной базы для изготовления сборных конструкций экономически нецелесообразно), а также в мягких и слабых породах, требующих возведения тоннельных обделок по частям. Применение сборных обделок, состоящих из элементов заводского изготовления (чугунных тюбингов , железобетонных блоков сплошного или ребристого сечения и др.), обусловлено повышением скоростей проходки Т. и ростом производительности труда.

Конструктивная форма обделки и её поперечное сечение определяются геологическими условиями и направлением действия на неё основных нагрузок. В слабых водоносных породах и при большом гидростатическом давлении рациональна обделка кругового очертания; в устойчивых породах, при преобладании вертикальных нагрузок ≈ обделка подковообразной формы наиболее полно отвечает требованиям габарита приближения строений.

Расчёт конструкций тоннелей. Обделки Т. рассчитывают на наименее выгодные, но реальные сочетания нагрузок и воздействий ≈ основных (действующих на обделку постоянно или регулярно, например горного давления), дополнительных (действующих кратковременно или периодически) и особых (главным образом сейсмических). Горное давление определяют на основе теоретических предпосылок (с учётом сводообразования, массы «столба породы» и др. факторов) или по результатам инструментальных измерений в готовых выработках. Расчёт обделок производится по предельным состояниям ≈ на основе методов строительной механики , упругости теории и механики грунтов . При этом учитывается совместная работа обделки и породы как единой упругой системы. Расчётная схема обделки выбирается в соответствии с характером конструкции и окружающих пород, а также в зависимости от условий работ (на всех стадиях их выполнения обделка в целом или её отдельной части должны обладать достаточной прочностью и устойчивостью). Проверку прочности предварительно заданных сечений бетонной и чугунной обделок производят по несущей способности, в соответствии с требованиями строительных норм и правил .

Строительство тоннелей. В зависимости от глубины заложения Т. для его сооружения применяют либо открытый, либо закрытый способ работ. В первом случае с поверхности земли раскрывают котлован , в котором сооружаются конструкции Т., а затем производят обратную засыпку с восстановлением нарушенной поверхности. При закрытом способе разработка породы (проходка) и возведение обделки выполняются через стволы шахт или входные участки Т. (порталы). Способы проходки выработок и производства тоннельных работ отличаются большим разнообразием; основные из них ≈ горные и щитовой.

Сооружение Т. горными способами включает 2 основных этапа: разработку и удаление породы и возведение в полученной выработке постоянной конструкции ≈ обделки. В зависимости от свойств горных пород раскрытие выработки ведут по частям или за один приём (на полный профиль) (рис. 2). В мягких и полускальных породах сечение (профиль) выработки расчленяют на отдельные сравнительно мелкие части, закрепляемые временной (преимущественно деревянной) крепью, исключающей возможность обрушения породы. В скальных породах возможно расчленение сечения на более крупные части; временная крепь устанавливается лишь по контуру выработки, а её внутреннее пространство остаётся свободным. Благодаря этому работы могут быть в значительной степени механизированы. Разработка породы производится, как правило, буровзрывным способом с помощью бурильных машин большой мощности и механизацией погрузки и выдачи породы, при поточной системе организации работ по длине Т. Для бетонирования обделки используют передвижные металлические опалубки, обеспечивающие возможность применения бетоноукладочных машин. Значительное распространение получил способ опёртого свода, используемый в достаточно устойчивых породах, способных выдерживать давление, бетонного свода обделки. При этом способе раскрытие выработки производится по частям; вначале сооружают бетонный свод, опёртый на породу, а затем, по мере разработки нижележащих частей сечения, под пяты свода подводят стены из монолитного бетона. Работы могут вестись по одноштольневой и двухштольневой схемам. При способе сплошного забоя, практикуемом в устойчивых скальных породах, раскрытие выработки производят на полный профиль, для чего применяют специальное горнопроходческое оборудование ≈ буровые подмости, самоходные буровые рамы, установки и агрегаты. Бетонирование обделки осуществляют при помощи бетононасосов или бетоноукладчиков (рис. 3).

Щитовой способ получил преимущественное распространение при сооружении Т. в слабых и неустойчивых породах. Он основан на применении в качестве временной крепи тоннельного (проходческого) щита (рис. 4), представляющего собой подвижную стальную цилиндрическую оболочку, под защитой которой выполняются основные операции ≈ разработка породы и возведение обделки (как правило, сборной, кругового очертания). Сборка обделки Т. производится при помощи эректоров, тюбинго- или блокоукладчиков, размещаемых непосредственно на щите или за щитом на специальных опорных подвижных конструкциях. В неустойчивых водонасыщенных породах щитовую проходку ведут в сочетании с подачей сжатого воздуха как средства осушения забоя. Для ограждения головной части выработки (где ведут разработку породы и монтаж обделки при повышенном воздушном давлении) от остальной части Т. применяют воздухонепроницаемые переносные перегородки, оборудованные шлюзовыми устройствами для пропуска людей, выдачи породы, доставки материалов и различного оборудования. В отличие от горных способов сооружения Т., щитовая проходка не требует применения временных крепей, что повышает безопасность и экономическую эффективность выполнения работ. Проходческий щит может быть приспособлен (при использовании специальных механизмов) для проходки различных пород (пластичных, сыпучих, плывунных и др.), что обеспечивает возможность полной механизации всех процессов тоннельных работ при высоком качестве их выполнения и больших скоростях проходки. В СССР щитовая проходка получила наибольшее развитие при сооружении Т. метрополитена (рис. 5).

Наряду с горными и щитовым способами проходки при строительстве Т. (главным образом подводных) применяют методы опускных готовых секций, Т.- кессонов и др.

Гидроизоляция и водоотводные устройства. Т. должны быть защищены от проникновения в них поверхностных и подземных вод. Отвод поверхностных вод обеспечивается соответствующей планировкой поверхности над Т., устройством открытых нагорных канав и водонепроницаемого ложа водотоков, протекающих над Т. Защита Т. от подземных вод достигается их отводом из прорезаемого горного массива путём устройства так называемого заобделочного дренажа, бурения скважин, а также гидроизоляцией самой обделки. Наиболее распространены: оклеечная гидроизоляция, состоящая из нескольких слоев рулонного битумизированного материала; нагнетание за обделку цементных или других растворов; уплотнение окружающих Т. пород цементацией. Внутри Т. предусматривают устройства (лотки, трубы) для отвода воды к порталам, выпуска и сброса её за пределы Т.

Основные тенденции развития техники тоннелестроения: совершенствование существующих и создание новых типов обделок для различных инженерно-геологических условий, внедрение безопалубочного метода возведения несущих обделок; разработка наиболее рациональных способов защиты Т. от подземных вод, особенно в районах с суровым климатом; внедрение эффективных систем комплексной механизации тоннельных работ; совершенствование буровзрывного способа проходки.

═Лит.: Волков В. П., Тоннели, 3 изд., М., 1970; Малевич Н. А., Горнопроходческие машины и комплексы, М., 1971; Компаннец С. А., Поправке А. К., Богородецкий А. А., Проектирование тоннелей, М,, 1973; Мостков В. М., Подземные сооружения большого сечения, 2 изд., М., 1974: Тоннели и метрополитены, под ред. В. П. Волкова, 2 изд., М., 1975; Строительные нормы и правила, ч. 3, раздел Б, гл. 8. Тоннели железнодорожные, автодорожные и гидротехнические. Правила организации строительства, производства и приемки работ, М., 1968.

В. П. Волков.

Википедия

Тоннель

Тонне́ль или тунне́ль — горизонтальное или наклонное подземное сооружение , одно из измерений которого .

Тоннель может быть пешеходным и/или велосипедным , для движения автомобилей или поездов , трамваев , перемещения воды (деривационные тоннели гидроэлектростанций, канализационные коллекторы ), прокладки сетей городского хозяйства и т. п. Существуют также так называемые экологические тоннели. Они прокладываются под автомобильными или железными дорогами и служат для того, чтобы звери могли безопасно перемещаться.

Основная часть метро также проложена в виде тоннелей. Чтобы избежать пересечений, линии метро прокладывают на различной глубине .

Тоннели строят для преодоления природных препятствий . Тоннели под водными преградами часто строят вместо мостов там, где мосты могли бы помешать проходу судов. Также тоннели строят во избежание пересечения транспортных потоков на одном уровне ( подземные переходы , тоннели вместо железнодорожных переездов, тоннели как часть автомобильных развязок и тому подобное). В некоторых случаях проезды под пролётами мостов тоже называют тоннелями, что, однако, неправильно.

Тоннель (Приморский край)

""Тоннель "" — посёлок при железнодорожном тоннеле на Транссибирской магистрали . Расположен в Надеждинском районе Приморского края , входит в Надеждинское сельское поселение .

Посёлок расположен близ федеральной трассы «Уссури» . Расстояние до райцентра, посёлка Вольно-Надеждинское , по дороге составляет 7,5 км, до Владивостока — 44 км. Население по оценке 2006 года составило 30 человек. Большинство домов используются как дачи.

Тоннель (Кемеровская область)

Тоннель — посёлок при станции в Новокузнецком районе Кемеровской области . Входит в состав Терсинского сельского поселения .

Тоннель (значения)

Тоннель, туннель :

  • Тоннель — подземное сооружение, служащее для транспортных целей.
    • Наклонный ход — наклонный тоннель для эскалатора, соединяющий станцию метрополитена глубокого заложения с вестибюлем.
    • Железнодорожный тоннель .
  • Тоннели — украшения, разновидность пирсинга.
Географические объекты
  • Тоннель — посёлок при станции в Новокузнецком районе Кемеровской области.
  • Тоннель — посёлок в Надеждинском районе Приморского края.
В искусстве
  • « Туннель » — книга о постройке туннеля под Атлантическим океаном, соединяющего Европу и Америку, автор Бернгард Келлерман.
; Туннель
  • « Туннель » — фильм, СССР, 1966.
  • « Туннель » — фильм, Испания-Аргентина, 1987.
  • « Туннель » — фильм, Австралия, 2011.

Примеры употребления слова тоннель в литературе.

Они зашагали по гулкому тоннелю, и через некоторое время Аарон увидел точку света.

Вески поднесла автоген к блестящей поверхности трубы, столь звучно поименованной на схемах тоннелем.

Здесь, под землею, в толще мощного каменного массива, на котором стоял поселок Аджимушкай, тянулась разветвленная и многоярусная сеть широких тоннелей и узких боковых коридоров, раскинувшаяся в разные стороны на многие километры вокруг.

Интересно, - сказала Мара, поигрывая лучом фонарика по стенам и потолку тоннеля, когда они с Люком остановились перед арочным входом.

Немчиновкой и Баковкой тоннель имел выход на поверхность, другие тоннели имели запасные выходы рядом с кольцевой дорогой в Медведково, Бирюлево и Новокосино.

Это была удобная позиция: Бирс и Ключников устроились в глубине ниш за уступами и могли скрытно наблюдать за тоннелем, в то же время они видели друг друга и могли обмениваться знаками.

Затаившись в нишах, Бирс и Ключников обменялись через тоннель знаками - будем брать.

Решительно сжав рукоять меча, Бран зашагал по тоннелю к первому светильнику.

Голик вдруг ощутил, с какой яростью колотится о металл и бронестекло могучее существо, оставшееся в тоннеле, и похолодел при мысли, что могло его ждать при секундном промедлении.

Койот взялась за бурильный молоток, осторожно прикрепила распорки к стенам тоннеля, установила ограждение и включила инструмент.

Глядя на летящие за окнами кирпичные стены и мгновенные промельки газового света там, где состав выскакивал из тоннеля, Эшер размышлял, охотятся ли вампиры в вагонах подземки третьего класса.

В рамках этого плана идет подготовка строительства трансконтинентальной магистрали Америка-Сибирь и тоннеля через Берингов пролив, параллельно которым из Сибири в США будет протянута высоковольтная линия электропередач, которая станет качать дешевую сибирскую энергию.

Прорыв, тем не менее, не состоялся, поскольку назначенная для него танковая бригада была впрессована кыхтыкской авиацией в бетонку в тридцати лигах от входа в тоннель с нувукакской стороны.

Фарл Корт и ганду лапу пожал, потом поманил гостей следом за собой в вырезанный в толще скал тоннель.

Оставалось только сомкнуть карту, как смыкаются встречные штольни тоннеля, и загадка узла Гармо была бы разрешена.

Источник: библиотека Максима Мошкова