тенденция в словаре кроссвордиста
тенденция
- Направление в развитии
- Направление развития мысли, идеи, событий
- Направление развития, склонность, стремление
- Направление, в котором совершается развитие
- Один факт — случайность, два — закономерность, а три
- Склонность стремление
- франц. направленье, стремленье, тягота к чему
- Мысль, идея, лежащая в основе какого-либо изложения, изображения и внушаемая логическими или художественными средствами
- Латинская направленность
- Латинская «направленность»
- Стремление
- Первый шаг к закономерности
- Направление развития
- Один факт - случайность, два - закономерность, а три?
- Направление развития мысли, процесса
- Идея, мысль, навязываемая читателю, слушателю
- Ориентация курса акций на повышение либо на понижение
- Латинская "направленность"
Экономический словарь терминов
выявленные в результате экономического анализа, наблюдаемые устойчивые соотношения, свойства признаки, присущие экономической системе, экономике страны, предприятия, фирмы, показателям доходов, расходов, потребления семей, спросу и предложению на рынке товаров и услуг; сложившаяся направленность экономических процессов. На основе тенденций можно делать выводы о ходе экономических процессов в будущем, прогнозировать экономические показатели.
Словарь финансовых терминов
ориентация курса акций на повышение либо на понижение.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
франц. направленье, стремленье, тягота к чему.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
(тэнденция, тендэнция), тенденции, ж. (от латин. tendo - напрягаю, направляю) (книжн.).
мысль, идея, лежащая в основании какого-н. изложения, изображения и внушаемая (читателю, зрителю) логическими или художественными средствами. Основная тенденция автора клонится к тому, что... Замысел спектакля имеет определенную тенденцию - резко очертить идейную борьбу поколений.
Предвзятая, односторонняя мысль, не вытекающая из существа дела (напр. из логического рассуждения или из развития художественного образа), но навязываемая читателю, зрителю (неодобрит.). В романе сквозит плохо прикрытая тенденция. Пьеса с тенденцией.
Стремление, склонность, свойственное кому-чему-н. направление развития. ...От политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества мы перешли к политике ликвидации кулачества как класса. Сталин (1929 г.). В советской промышленности наблюдается неуклонная тенденция к повышению производительности труда. Во многих языках наблюдается тенденция к сокращению безударных гласных.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
[тэ. дэ], -и, ж.
Направление развития, склонность стремление. Т. к росту. Прогрессивные тенденции.
Замысел, идея какого-н. изложения, изображения (устар.).
Предвзятая, односторонняя мысль, навязываемая читателю, зрителю, слушателю (книжн.).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж.
Мысль, идея, лежащая в основе какого-л. изложения, изображения и внушаемая логическими или художественными средствами.
Предвзятая, односторонняя мысль, не вытекающая из существа дела, но навязываемая кому-л.
Стремление, намерение, свойственное кому-л., чему-л.; направленность во взглядах или действиях.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ТЕНДЕНЦИЯ (от ср. -век. лат. tendentia - направленность)
направление развития какого-либо явления, мысли, идеи.
-
В искусстве -
составная часть художественной идеи: идейно-эмоциональная направленность произведения, авторское осмысление и оценка конфликта и характеров, выраженные через систему образов;
более узко - открыто, внеобразно выразившееся в художественном произведении социальное, политическое или нравственное пристрастие художника. Ср. Тенденциозность.
Большая Советская Энциклопедия
и тенденциозность (от лат. tendo ≈ направляю, стремлюсь), в искусстве идейно-эмоциональное отношение автора к отображенной действительности, осмысление и оценка (скрытые или непосредственные) проблематики и характеров, выраженные через систему образов. В таком понимании Т. ≈ органическая часть художественной идеи, её ценностный аспект и присуща всякому художественному произведению (исключая чисто экспериментальные). В качестве синонима Т. нередко употребляют понятие пафоса.
В более употребительном и узком значении Т. называют социальное, политическое, нравственно-идеологическое пристрастие, преднамеренность художника, вольно или невольно, но открыто выразившиеся в реалистическом, ориентированном на предельную объективность произведении (посредством растворения «личности» в «принципе», то есть её идеализации, шаржирования, рассудочного построения, или неоправданного логикой конфликта финала произведения, или иного способа «выхода идеи из образа»). Однако ряд современных исследователей предпочитают в этом случае говорить не о Т., а о тенденциозности. Следует отметить, что на практике, в литературе полемике и конкретных критических оценках смысл и эстетическая оценка Т. и тенденциозности многозначны, хотя приведённые определения и остаются в современной критике наиболее общезначимыми ориентирами.
Понятия Т. и тенденциозности становятся остропроблемными в середине 19 в.. то есть в период зрелости реализма и одновременно ≈ первых симптомов натурализма , поставившего под сомнение «идеальное» начало в искусстве и ориентировавшегося на «бесстрастие» естественных наук. Писатели-реалисты равно отстаивают и предельную объективность в отображении реальности (или «основ» и «логики жизни»), и образное выражение «идеального», «высшего взгляда» автора; но художественно совершенным признают лишь их слияние, при котором авторская «идея о мире» присутствовала бы «между строк» (Л. Н. Толстой). Открытая же Т., или тенденциозность («идея высказывается помимо образа» ≈ И. А. Гончаров), в реалистическом эпосе и драме обычно нарушает художественную правду, внутреннее самодвижение конфликта и самораскрытие характеров, хотя при этом может и не противоречить объективным «запросам жизни». Однако, противополагая открыто «тенденциозное» «художественному», русские классики не боялись впадать в тенденциозность, когда необходимо было выразить наболевшую мысль о животрепещущих проблемах социального бытия («Бесы» Ф. М. Достоевского или «Воскресение» Л. Н. Толстого). Такой особенности русских реалистов остаётся верным искусство социалистического реализма , начиная с его основоположника М. Горького (роман «Мать»).
Марксистская критика всегда отстаивала Т. в широком смысле, особенно в борьбе с формализмом и «искусством для искусства» , оценка же Т. в узком смысле, или тенденциозности, не может быть однозначна: открытая Т. естественна в жанрах сатиры (в том числе карикатуры), романтики, гражданской лирики, научной фантастики, аллегории, плаката, в произведениях. исполненных романтического начала; в реалистических же эпических, драматических, живописных произведениях, тяготеющих к объективному, художественно беспристрастному отображению, «свободный выход субъективности художника» (Гегель) может быть идейно оправдан, если в них поставлены кардинальные проблемы общественной жизни, а их освещение автором ≈ самобытное, выстраданное и глубокое, свободное как от иллюстративности, так и от мелкотравчатого обличительства, о которых насмешливо писал Ф. Энгельс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Об искусстве, т. 1, 1967, с. 8≈9), считая такую Т. уделом литераторов «мелкого калибра». В современной эстетике понятия Т. и тенденциозности идейно конкретизируются в принципе партийности искусства (см. Партийность ).
В. А. Калашников, Ю. Б. Смирнов.
Википедия
Тенденция и тенденциозность (от лат. tendo — направляю, стремлюсь) — возможность тех или иных событий развиваться в данном направлении.
- Определение в экономике : выявленные в результате экономического анализа, наблюдаемые устойчивые соотношения, свойства, признаки, присущие экономической системе, экономике страны, предприятия, фирмы, показателям доходов , расходов , потребления семей, спроса и предложения на рынке товаров и услуг; сложилась направленность экономических процессов. На основе тенденций можно делать выводы о ходе экономических процессов в будущем, прогнозировать экономические показатели.
- Определение в искусстве : идейно-эмоциональное отношение автора к отображенной действительности, осмысление и оценка проблематики и характеров , выраженные через систему образов. В таком понимании тенденция — органическая часть художественной идеи, её ценностный аспект и присуща всякому художественному произведению. В качестве синонима тенденция нередко употребляют понятие пафоса .
В более применяемом и узком смысле тенденцией называют социальную, политическую, морально-идеологическую страсть , намерение художника, вольно или невольно, но открыто выразить.
Понятие тенденции и тенденциозности становятся тождественными в середине XIX века, то есть в период зрелости реализма и одновременно — первых признаков натурализма, поставившего под сомнение идейность искусства и ориентировался на «бесстрастие» естественных наук.
Примеры употребления слова тенденция в литературе.
Единственным холистским принципом, связующим воедино многообразие человеческих мотивов, является тенденция к возникновению новой и более возвышенной потребности, по мере того, как в достаточной степени удовлетворяются потребности 86 Абрахам Маслоу.
Я предлагаю несколько ответов на этот вопрос и затем пытаюсь показать, как оппозиция абсолютизму в России имела тенденцию обретать форму борьбы за какие-то идеалы, а не за классовые, интересы, и как царское правительство в ответ на соответствующие нападки разработало административные методы, явно предвосхитившие методы современного полицейского государства.
Я все еще не проникся энтузиазмом в отношении Матисса и абстракционистских тенденций, по-прежнему отдавая предпочтение ультраретроградной и разрушительной технике Месонье.
Вариометр запаздывает, а авиагоризонт, какой он ни есть, все равно, точно показывает тенденцию, а значит, можно ее упредить.
Матюхин в составе созданной по поручению СМ СССР прогнозной комиссии по проблемам автоматизации проектирования руководил разработкой раздела, посвященного САПР в радиоэлектронике, где им лично были разработаны основные классификационные характеристики САПР, сформулированы тенденции развития и основные проблемы в этой области на период 1980-1985 гг.
Но, несмотря на свои бесспорно националистические, антидемократические, антисоциалистические и антисемитские тенденции и цели, авторитарный режим Хорти все же не был фашистским, поскольку парламентская система не была полностью устранена и поскольку этот режим не мог и не хотел опираться на фашистскую партию.
Эта тенденция к аллегоризму прекрасно отражается в ренессансных книгах по иконологии, содержащих коллекции различных визуальных образов и моделей.
В статье Анненкова он вскрыл ту же тенденцию, с которой столкнулся и в писаниях А.
Сегодня вот, смотрю, твой землячок Олег Лисицын вместо характеристики барической тенденции кодирует величину.
К 1917 году Башкирия представляла собой край самых разноплановых религиозных тенденций.
Даже впечатляющий промышленный бум в Западной Европе и США в середине 90-х оказался не в состоянии переломить эту тенденцию.
Последние принимают во внимание скрытые центростремительные тенденции, присущие западному феодализму, и огромный вклад, внесенный им в становление современной государственности Вассалитет показал себя превосходным заместителем государственной власти во время ее упадка, а местами и исчезновения вслед за развалом империи Каролингов.
Барочные тенденции в творчестве Вебстера проявились и в том, какой демонический характер приобретают земные страсти и пороки.
Родственная Тенденция составила вероятностный прогноз в пользу более молодого японского игрока.
В Апокалипсисе последовательно выдержана петринистская тенденция, там еще господствует ветхозаветный иудаизм.
Источник: библиотека Максима Мошкова