таранис в словаре кроссвордиста
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ТАРАНИС (лат. Taranis) в кельтской мифологии божество, возможно, бог грома. Упоминания о Таранисе сохранились у античных авторов, сообщавших, что приносимые ему жертвы сжигались.
Википедия
Таранис — бог грома в кельтской мифологии .
Имя Таранис переводится как «Громовник» и в ряде посвящений он отождествлялся с Юпитером . Особые кельтские атрибуты этого бога — колесо, которое может быть молнией, а также спираль, представляющая небесный огонь. В виде «Бога с колесом», его изображения были широко распространены в римской Галлии . Тем не менее, не случайно, что галльский Юпитер упомянут Цезарем только на четвёртом месте. Друиды признавали его могущество, но он не занимал ведущего места в их пантеоне (что показывают и сцены на котле из Гундеструпа . Впрочем, данный памятник несёт и черты искусства фракийцев , а последние также не имели обычая чрезмерного поклонения богу грома).
По данным исследователя кельтской культуры Джона Маккалоха, имени Таранис тождественны имена Таранукноса и Таранооса, упоминаемые в надписях. Ряд источников рассматривает Тараниса как одну из ипостасей «бога с молотом». По утверждению Маккалоха, культ молота либо топора, служивших первобытным людям оружием и орудием труда, не ограничивался рамками Европы и встречался у разных племён и народов в различных частях света (у кельтов и халдеев , микенцев и полинезийцев и т. д.). Тот же автор отмечает, что, согласно Лукану и некоторым из его комментаторов, Таранис входит в так называемую «всекельтскую триаду», вместе с богами Тевтатом и Эзусом .
Таранису, как и другим кельтским божествам, приносились человеческие жертвы . Примечательно, что способы жертвоприношения могли отличаться, в зависимости от объекта поклонения. Если в честь Тевтата ритуальное убийство совершалось путём удушения, то «посвящение» Таранису проводилось посредством сжигания.
Примеры употребления слова таранис в литературе.
Клянусь Таранисом, ты сказал правду, - ответил варяг, - при Лаодикее мне для этого послужил мой шлем.
Этого персонажа, по-видимому, можно отождествить с галльским богом Таранисом.
В ней он упоминает кельтского бога по имени Таранис, говоря, что культ, связанный с этим богом, отличался особой жестокостью.
Источник: библиотека Максима Мошкова