Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

таинства в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

таинства

по христианскому вероучению обряды, приобщающие верующих к божественной благодати. Католическая и православная церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители). Лютеране признают крещение и причащение, англиканская церковь - крещение, причащение, церковный брак.

Большая Советская Энциклопедия

Таинства

в христианстве магические культовые действия, совершение которых, согласно церковному вероучению, сообщает людям сверхъестественную чудодейственную силу ≈ «божественную благодать». Корни Т. восходят к дохристианским мистериям . Т. вводились постепенно с созданием и укреплением христианской церковной организации. Первыми в христианской литературе упоминаются Т. крещения и причащения (конец 1≈2 вв., Послания апостолов , «Деяния апостолов» ). В 13 в. (окончательно на Флорентийском соборе 1438≈45) католическая, а также православная церкви приняли семь Т.:

  1. крещение (погружение новорождённого в воду у православных, обливание ≈ у католиков, окропление ≈ у протестантов), совершаемое над человеком в знак приобщения его к церкви, очищающее якобы от грехов;

  2. миропомазание ≈ «освящение» человека путём смазывания его ароматической смесью (миро);

  3. причащение (евхаристия), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов (в православной церкви и миряне, и духовенство причащаются хлебом и вином, в католической: духовенство ≈ хлебом и вином, миряне, как правило, ≈ лишь хлебом);

  4. исповедь (покаяние) ≈ раскрытие верующим своих грехов священнику и получение прощения («отпущение грехов») от имени Христа;

  5. церковный брак (в католической церкви не подлежит расторжению);

  6. елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, исцеляет недуг, католицизм же рассматривает это Т. как благословение умирающему);

  7. священство ≈ посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства). Т. может совершать, как правило, лишь священнослужитель, выступающий, по учению церкви, в роли посредника между богом и людьми. Таким образом, церковное учение о Т. как бы обосновывает необходимость существования служителей культа и церкви.

    У протестантов в период Реформации учение о Т. подверглось изменениям. Лютеране признают Т. крещения и причащения (Лютер первоначально признавал также Т. исповеди); англиканская церковь ≈ крещение, причащение, церковный брак. Баптисты, реформаты сохранили обряды крещения, причащения, но рассматривают их не как Т., а как символические акты. Энциклика папы Павла VI «Mysterium fidei» (1966) обязывает к более строгому исполнению Т., особенно Т. причащения (вместе с тем допускает некоторое послабление в отношении формы их совершения). В современном протестантизме также наблюдается тенденция к подчёркиванию значения Т. как средства укрепления религиозной веры.

    Лит.: Ранович А., Происхождение христианских таинств, М.≈Л., 1931; Емелях Л. И., Происхождение христианских таинств, М., 1956.

    Б. Я. Рамм.

Примеры употребления слова таинства в литературе.

Значит, Церковь не гарантирует, несмотря на свои таинства, от нравственных падений.

Мои сомнения касаются и учения о таинствах вообще, и каждого таинства в отдельности.

Церковные таинства до сих пор представлялись мне грубым извращением христианского учения.

Ясно, что внешняя форма таинства менялась так же, как весь культ, в котором легко найти самые разнообразные влияния, до языческих мистерий включительно.

Как же можно верить в таинства как в какое-то незыблемое Божественное установление?

Ты хочешь сказать, что внешняя сторона таинства необходима потому, что человек состоит из души и тела?

Но надо понять это не как формальное внешнее требование, а со стороны внутренней, и тогда таинства перестанут тебе казаться пустыми церемониями.

Духом Святым через таинства наполняется не только душа человека, как нечто отдельное, или тело его, как нечто отдельное, а весь человек в целом.

Мы не знаем, почему для одного таинства нужно вещество воды, для другого масло, для третьего вино и хлеб, мы не знаем, почему нужно произнесение определенных слов и совершение определенных действий, но мы верою непреложно постигаем, что это не есть нечто ненужное и внешнее, а как бы телесность таинства, которая необходима, чтобы преподаваемая благодать наполняла Духом Святым всего человека: и его душу, и его тело, и ту непостижимую связь между ними, которая заключена в единой человеческой личности.

Ты спрашиваешь, откуда люди взяли, как надо совершать таинства, какие надо совершать действия и произносить слова?

Но всего яснее отрицание веры как необходимого внутреннего условия для совершения таинства можно видеть в крещении младенцев.

И разве не ясно, что Церковь подменила здесь внутренний смысл таинства внешним обрядом.

Что же касается личной веры, то Церковь здесь являет себя как нечто единое и целое: личная вера, которой не может быть у младенцев и которая необходима для действительности таинства, -- исповедуется перед Господом его восприемниками.

А то, о чем говоришь ты, -- это грехи людей, а вовсе не замена Церковью благодатного таинства внешним обрядом.

Иначе ничем нельзя объяснить, что она не дала ни одной молитвы о том, о чем молилась при совершении таинства, ни для дома, ни для семьи, ни для мужа, жены и их супружеской жизни.

Источник: библиотека Максима Мошкова