субдоминанта в словаре кроссвордиста
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
субдоминанты, ж. (от латин. sub-под и dominans-господствующий) (муз.). Нижняя доминанта, четвертая ступень диатонической гаммы.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Четвертая ступень диатонической гаммы и аккорд, построенный на этой ступени; нижняя доминанта.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
в музыке - одна из трех основных тональных функций. Основа аккордов IV ступень лада, которая и сама называется субдоминантой; функцию субдоминанты выполняют также аккорды на II и VI ступенях.
Большая Советская Энциклопедия
(от суб... и доминанта ) в музыке, одна из трёх гармонических функций (см. Функции ладовые ); также аккорд, расположенный квинтой ниже тоники (обозначение ≈ S). Основа субдоминантовых аккордов ≈ IV ступень лада, которая и сама называется С. Субдоминантовую функцию выполняют также аккорды, строящиеся на II и VI ступенях. Из-за присутствия в составе С. основного звука тоники тяготение С. в тонику менее остро, чем доминанты. Последование С. и доминанты делает ладовое тяготение максимально определённым. Тональность, тоникой которой является С. основной, называется субдоминантовой.
Википедия
Субдоминанта (от «под» + dominanta «господствующая»; sousdominante, Subdominante, Unterdominante) в музыке — IV ступень лада относительно тоники , одна из главных ступеней ладогармонического ряда, находящаяся на тон ниже доминанты ; обозначается римской цифрой IV или латинской буквой S .
В гармонии субдоминантой также называют трезвучие , построенное на IV ступени. Аккорды, имеющие ту же гармоническую функцию: трезвучия и септаккорды II и VI ступеней и их обращения относятся к субдоминантовой группе. Типичные субдоминанты — секстаккорд II ступени , квинтсекстаккорд II ступени (субдоминанта с добавленной секстой — этот аккорд в западных учебниках часто называют Sixte ajoutée, т.е. прибавленная секста), неаполитанский секстаккорд и др. Причина этого заключается в том, что наиболее характерным признаком субдоминантовой функции является наличие в аккорде, репрезентирующем субдоминанту, шестой ступени лада , имеющей тенденцию к нисходящему тяготению в квинту тонического трезвучия (в противоположность наиболее характерному звуку доминанты — седьмой ступени натурального мажора и гармонического минора, вводному тону , имеющему тенденцию к восходящему тяготению в приму тонического трезвучия).
Понятие субдоминанты и соответствующий термин предложены Ж. Ф. Рамо . Рамо, придерживавшийся представлений об унтертонах , даёт следующее пояснение:
<...>так как основной звук заставляет звучать две квинты одновременно, одну наверху, другую внизу <...>
Понятие гармонической функции субдоминанты как и обозначение S (а также D и Т для доминанты и тоники) предложены Х. Риманом .
Гармонический оборот, содержащий тонику и субдоминанту, называется плага́льным (в отличие от автентических оборотов, содержащих ( доминанту и тонику).
Согласно концепции Р. Рети , субдоминантовая функция в тональной музыке и есть собственно творческая часть композиции:
Для того, чтобы последовательность I-V-I утвердилась, нужно было просто открыть это явление природы. Творческий фактор выступает лишь в тот момент, когда I переходит не в V, а в какое-либо другое мелодико-гармоническое образование (назовём его x)...
Ю. Тюлин объясняет более слабое тяготение субдоминанты в тонику сравнительно с тяготением доминанты теорией обертонов, следуя подходу Рамо и Римана. Согласно этой концепции, тоника является производной от субдоминанты подобно тому как доминанта является производной от тоники . Тяготением производного тона в основной объясняется более сильное тяготение доминанты в тонику и амбивалентность субдоминанты. Соответственный пассаж имеет место также в статье Ю. Н. Холопова «Субдоминанта» в «Музыкальной энциклопедии»:
Оборот S—T, не имеющий характера возвращения от производного элемента к порождающему его, не обладает таким сильным ощущением завершённости гармонич. развития, «заключительности», как оборот D—T.
Этому представлению о характере тяготения субдоминанты в тонику возражает Л. А. Мазель . Согласно его концепции, мелодические тяготения являются ведущими и лишь подкрепляются акустическими закономерностями. Субдоминанте отводится роль «центробежного» гармонического элемента в отличие от «центростремительной» доминанты..
Примеры употребления слова субдоминанта в литературе.
Наряду с этим, встречаются и формы с членением на восьмитактные части, содержащие в основном те же сочетания между септаккордами тоники, субдоминанты и доминанты.
Вторая разработка свободнее переходила в другие тональности, третья, с тяготением к субдоминанте, закончилась клаузулой в основном тоне.
Вторая разработка свободно модулировала в другие тональности, третья, с тяготением в субдоминанту, завершилась переходом в основной тон.
Любопытна сия привычка брать аккорд: птицы впереди стаи держали тонику, в середине тянули септиму, остальные делили доминанту и субдоминанту, а некоторые пускались в более утонченные, то бишь еле слышные оттенки.
Источник: библиотека Максима Мошкова