Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

старчество в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

старчество

старчества, мн. нет, ср.

  1. Старость (книжн. устар.).

  2. Образ жизни старца (старец в 3 знач.).; пребывание в положении, звании старца (церк., религ.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

старчество

ср. устар.

  1. То же, что: старость.

    1. Образ жизни старца (2).

    2. Пребывание в положении, звании старца.

Википедия

Старчество

Ста́рчество (от старец, старик) в православии — вид иноческой деятельности, связанный с духовным руководительством. Духовное наставничество осуществляет специальный человек — старец над другими монахами, которые живут с ним в одном монастыре; и реже, наставничество осуществляется над приходящими к старцу мирянами.

Наставничество осуществляется в форме бесед и советов, которые дает старец, приходящим к нему людям.

Термин «старец» имеет в словарях иное, общеупотребительное значение, например, в словаре Даля: „старец — человек престарелый, весьма старый, из стариков старик.“ В этом же словаре: „Соборный старец — член монастырского собора или совета. Рядовой старец — простой, недолжностный монах.“ Должность соборного старца известна по крайней мере с XVI века, такую должность занимал в 1530 году Тихон Зворыкин в Иосифо-Волоцком монастыре , который осуществлял надзор за Максимом Греком , сосланным в Иосифов монастырь, а потом за Вассианом Патрикеевым . Должность соборного старца существовала в Киево-Печерской лавре , в середине XVII века. Её, например, занимал Антоний .

Термин «старчество» преимущественно относят к практике духовного наставничества и водительства, культивировавшейся учениками и последователями преподобного Паисия Нямецкого в российских монастырях XIX и начала XX веков .

Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском и получило дальнейшее широкое развитие во многих обителях, особенно во Введенской Оптиной пустыни ( Калужская епархия ).

Ста́рица — пожилая православная монахиня или религиозная пожилая женщина не монашеского звания, пользующаяся уважением и авторитетом за свою подвижническую жизнь.

Крайне редко термин «старец» отдельные люди употребляют в отношении старых или опытных священников — не монахов, осуществляющих духовное руководительство на приходе. Например, старец Иоанн Кронштадтский , старец Алексей Мечев .

Явление опытного духовного наставничества встречается очень и очень редко, и осуществляется такое руководительство над людьми хорошо знакомыми старцу, оно не может осуществляться над случайными людьми.

Самое же частое и весьма распространённое явление это ложное старчество, при котором добрый совет от истинного старца заменяется слепым и безрассудным послушанием ложному старцу, считающему своё мнение безошибочным и требующему от мирян безусловного повиновения. О ложном старчестве писал Игнатий Брянчанинов : „Те старцы, которые принимают на себя «роль», употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтоб точнее объяснить дело, которое, в сущности, не что иное, как душепагубное актерство и, печальнейшая комедия, – старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании – послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими.“

Примеры употребления слова старчество в литературе.

Это не отчаяние, не старчество, не холод и не равнодушие: это - седая юность, одна из форм выздоровления или, лучше, самый процесс его.

И во-первых, люди специальные и компетентные утверждают, что старцы и старчество появились у нас, по нашим русским монастырям, весьма лишь недавно, даже нет и ста лет, тогда как на всем православном Востоке, особенно на Синае и на Афоне, существуют далеко уже за тысячу лет.

Утверждают, что существовало старчество и у нас на Руси во времена древнейшие, или непременно должно было существовать, но вследствие бедствий России, Татарщины, смут, перерыва прежних сношений с Востоком после покорения Константинополя, установление это забылось у нас и старцы пресеклись.

Изобретение это, то-есть старчество, - не теоретическое, а выведено на Востоке из практики, в наше время уже тысячелетней.

Таким образом старчество одарено властью в известных случаях беспредельною и непостижимою.

Вот почему во многих монастырях старчество у нас сначала встречено было почти гонением.

Кончилось однако тем, что старчество удержалось и мало-по-малу по русским монастырям водворяется.

Ободняв уже в монастыре, успел отметить и тайный ропот некоторых легкомысленных и несогласных на старчество братий.

Кроме сего древле-почившего старца жива была таковая же память и о преставившемся сравнительно уже недавно великом отце иеросхимонахе, старце Варсонофии, - том самом, от которого отец Зосима и принял старчество, и которого, при жизни его, все приходившие в монастырь богомольцы считали прямо за юродивого.

Были анкеты и более ясного смысла, в них занятиями назывались: ключевая служба в тюрьме, ожидание истины жизни, нетерпение к богу, смертельное старчество, чтение вслух странникам и сочувствие Советской власти.

Откровенное старчество этой мысли вдруг отрезвило его и по нему пробежала холодная волна стыда.

Создавалось впечатление, что капитан вступал в здоровое мужское старчество прямо из молодости, минуя стадию промежуточного развития.

Старец этот, отец Ферапонт, был тот самый престарелый монах, великий постник и молчальник, о котором мы уже и упоминали как о противнике старца Зосимы, и главное - старчества, которое и считал он вредным и легкомысленным новшеством.

Кроме сего, он и прежде, еще до прихода в монастырь, был в большом предубеждении против старчества, которое знал доселе лишь по рассказам и принимал его вслед за многими другими решительно за вредное новшество.

Мало-по-малу, вслед за отцом Иосифом, затихли и все голоса рассудительные, И как-то так сошлось, что все любившие покойного старца и с умиленным послушанием принимавшие установление старчества страшно чего-то вдруг испугались и, встречаясь друг с другом, робко лишь заглядывали один другому в лицо.

Источник: библиотека Максима Мошкова