социализация в словаре кроссвордиста
социализация
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
социализации, мн. нет, ж. (экон., полит.). Действие по глаг. социализировать и социализироваться. Социализация земли (мелкобуржуазный лозунг о переходе земли в собственность общины при сохранении индивидуального землепользования и хозяйства, в противовес национализации).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж.
Действие по знач. несов. глаг.: социализировать (2).
Становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis - общественный) процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Изучается философией, психологией, социальной психологией, социологией, историей и этнографией, педагогикой, теологией.
Большой юридический словарь
в криминологии процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей. С. начинается в раннем возрасте и протекает в нескольких фазах. Различают первичную С. в родительском доме, вторичную - в детском саду и школе и третичную - в профессиональной деятельности. Ресоциализацией называется процесс повторного вживания (бывшего преступника) в систему представлений о ценностях, существующих в обществе.
Большая Советская Энциклопедия
(от лат. socialis ≈ общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. С. включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность ( воспитание ), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование.
В теории С. на одном полюсе стоят авторы, рассматривающие человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливает врождённые формы поведения, инстинкты и т.п. к условиям существования в обществе (фрейдизм), на другом ≈ учёные, которые видят в личности пассивный продукт социальных влияний.
Марксистская концепция исходит из того, что С. должна изучаться как в филогенетическом (формирование родовых свойств человечества), так и в онтогенетическом (формирование конкретного типа личности) плане. С. ≈ это не просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление имманентных индивиду биопсихологических импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности. Индивидуальность ≈ не предпосылка С., а её результат. Содержание, стадии и конкретные механизмы С. имеют исторический характер, существенно варьируют от одного общества к другому и определяются социально-экономической структурой этих обществ. При этом процесс С. не сводится к непосредственному взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных. С. не есть механическое наложение на индивида готовой социальной «формы». Индивид, выступающий как «объект» С., является в то же время субъектом общественной активности, инициатором и творцом новых общественных форм. Поэтому С. тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразовательской общественной деятельности, в ходе которой преодолеваются и устарелые нормы, нравы и привычки.
Различные аспекты С. изучаются психологией (механизмы деятельности и освоения нового опыта, в том числе на разных стадиях жизненного цикла), социальной психологией (социализирующие функции непосредственного окружения и межличностных отношений), социологией (соотношение процессов и институтов С. в макросистеме), историей и этнографией (сравнительно-историческое изучение С. в разных обществах и культурах) и педагогикой (воспитание).
Лит.: Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., I960; Кон И. С., Социология личности, М., 1967; Буева Л. П., Социальная среда и сознание личности, М., 1968; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972; Handbook of socialization theory and research, ed. D. A. Goslin, Chi., 1969.
И. С. Кон.
Википедия
Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний , навыков , позволяющих ему успешно функционировать в обществе .
Примеры употребления слова социализация в литературе.
Снятие или уменьшение аффективно-тревожной напряженности в общении представляет необходимое условие для решения основной задачи групповой психотерапии - обучения, в которое входят обучение навыкам адаптивного поведения, коррекция неблагоприятных черт характера и достижение более адекватной социализации.
Пиаже хорошо понимал, что мысль формируется на основе действия, однако, источник целостных логических структур интеллекта Пиаже искал в социализации индивида, которую он, следуя традициям французской социологической школы, понимал тогда как общение индивидуальных сознании между собой.
Эмпирические данные указывают на то, что биологические детерминанты человеческого поведения, несомненно, существуют, но у большинства индивидуумов проявляются слабо и легко могут быть подавлены, заглушены в процессе научения, под воздействием других факторов, связанных с социализацией.
Процесс социализации у детей, заболевающих неврозами, сопровождается со стороны родителей чрезмерно ранними и категоричными требованиями опрятности, правильно сформулированной речи, подчеркнутым стремлением все организовать, упорядочить, регламентировать.
Однако основательный разбор динамики, социализации отдельно взятой личности будет произведен теперь уже зрелым мастером.
Скрещивание киберсубъекта и киберобъекта, саморазвитие интерфейса, алгоритм социализации киберорганизма -- это новый прорыв, хотя вроде казалось что дальше уже некуда.
Например, социализация у собак выражается в том, что примерно с трех до десяти недель щенок восприимчив к социальным влияниям.
Первичная социализация определяет, к какому именно существу прочно привяжется это животное.
Аронфрид, ставит под сомнение утверждение Скиннера о том, что успешная социализация ребенка может обойтись без наказаний, и его также не удовлетворяют идеи психоанализа о травмирующем воздействии наказаний на детей Социализация, по его мнению, не может опираться только на поощрение.
По Пиаже, социализация -- это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей.
Иначе говоря, им свойственны социализация или последовательная десоциализация?
Последнему способствуют излишне ранняя социализация, чрезмерная рассудочность в обращении с детьми, большое количество моральных ограничений, вербальных предписаний, угроз и советов.
Они верили, что в момент, когда женщины практикующие трансформируются из существ, которых социализация предназначает для воспроизведения рода, в существ, которые способны эволюционировать, то в этот момент они осознают видение энергии так, как она течет во вселенной.
Отсюда и возникает проблема включения ребенка в общество -- проблема социализации личности.
Эту проблему социализации ребенка в системе антагонистических отношений между ребенком и обществом решают американские ученые в теории социального научения.
Источник: библиотека Максима Мошкова