сервет в словаре кроссвордиста
сервет
- Испанский мыслитель, врач 16 века
- Исп. мыслитель, врач XVI в
- Исп. философ и реформатор
- Испанский философ и реформатор
- Испанский врач, философ, сожженный кальвинистами за критику христианских догматов
- Испанский мыслитель, врач 16 в., первым высказавший идею о легочном кровообращении, по указанию Ж.Кальвина обвиненный в ереси и сожженный
- Испанский мыслитель, врач (1509 или 1511-1553)
- исп. мыслитель, врач 16 в
- Испанский мыслитель, врач 16 в., первым высказавший идею о легочном кровообращении, по указанию Ж. Кальвина обвиненный в ереси и сожженный
- Испанский мыслитель, врач XVI века, первым высказавший идею о лёгочном кровообращении, по указанию Кальвина обвинённый в ереси и сожжённый
- Первая жертва протестантского фанатизма
- Испанский мыслитель, теолог-антиринитарий, естествоиспытатель и врач
Энциклопедический словарь, 1998 г.
СЕРВЕТ (Servet) Мигель (1509 или 1511-53) испанский мыслитель, врач. Высказал идею о существовании малого круга кровообращения и предугадал его физиологический смысл. Из-за критики христианских догматов подвергался преследованиями как со стороны католиков, так и со стороны кальвинистов. По указанию Ж. Кальвина обвинен в ереси и сожжен.
СЕРВЕТ (Servetus, Servet) Мигель [1509 или 1511, Вильянуэва (Арагон, Испания) - 1553, Женева] испанский мыслитель, богослов-антитринитарий, врач, впервые в Европе описавший малый круг кровообращения. Изучал право в Тулузском университете, затем некоторое время был секретарем Хуана де Кинтаны, исповедника Карла V. Покинул Испанию в 15-летнем возрасте; его дальнейшая жизнь прошла в скитаниях. После смерти Кинтаны жил в Базеле, а позже - в Страсбурге, где познакомился с видными немецкими гуманистами, Буцером и Эколампадием. В эти годы он приходит к отрицанию христианского догмата Троицы. В 1531 выходит в свет его трактат "Об ошибках троичности", а через год - второй трактат "Две книги диалогов о Троице", ставший ответом на полемику в связи с его первой работой. Антитринитарные взгляды Сервета вызвали протест как в католическом, так и в протестантском мире, и он был вынужден скрываться, приняв имя Михаила Виллановануса (Мишель Вильнев), по имени своего родного города. После 1532 Сервет поселяется в Лионе и в течение 3 лет работает в типографии Трехзелей. В этот период он пишет комментарии к новому изданию "Географии" Птолемея, в котором, в частности, восстанавливает забытый приоритет Колумба в открытии Нового света. В 1535-38 изучает медицину в Парижском университете. Его астрологические занятия вызвали недовольство профессоров университета, дело рассматривалось Парижским парламентом, после чего Сервет был вынужден бежать из города. Он живет в различных городах Франции, занимаясь под чужим именем врачебной практикой. После 1540 становится личным врачом архиепископа Пьера Пальмье во Вьенне. Переписка с Кальвином, которую Сервет ведет в течение нескольких лет, выявляет полное несогласие их во взглядах, и Кальвин причисляет Сервета к числу злейших врагов христианской религии. В 1553 во Вьенне анонимно выходит главный труд Сервета "Восстановление христианства", изучающий основы его антитринитарной "рациональной теологии" Считая обессмысленным крещение младенцев, Сервет полагает, что крещение должно происходить уже в зрелом, сознательном возрасте. Рассматривая понятие души, Сервет попытался дать представление о крови как обиталище души, впервые в Европе описал малый круг кровообращения. Приоритет его в изучении кровообращения считался неоспоримым до тех пор, пока в 1929 в Дамаске не была найдена рукопись арабского врача Ибн-ан-Нафиса с описанием легочного кровообращения. Прямые текстовые совпадения в описаниях Сервета и Ибн-ан-Нафиса позволяют предполагать знакомство Сервета с текстом его арабского предшественника. Книга Сервета была признана еретической, а весь тираж ее уничтожен. Книга вышла с инициалами M. S. V., что позволило инквизиции установить авторство Сервета. Он был арестован, но во время судебного процесса бежал из тюрьмы и был заочно приговорен к смерти. Покинув Францию, Сервет, по-видимому, пытался найти убежище в Неаполе. Его путь лежал через Женеву, где он был узнан Кальвином и по приговору женевской консистории сожжен на костре. На протяжении всей жизни Сервет не был принят ни католиками, ни протестантами. Он вошел в историю прежде всего как первая жертва протестантского фанатизма, и его смерть положила начало многовековой дискуссии о свободе совести. Первым трудом на эту тему был трактат известного итальянского гуманиста Себастьяна Кастеллио "О еретиках" (1554). Вольтер писал в "Опыте о нравах", что казнь Сервета произвела на него большее впечатление, чем все костры инквизиции. Сочинения: O Malley Ch. D. Michael Servetus. A trauslation of his geographical, astrological and medical writings. Philadelphia, 1953. Литература: Bainton R. H. Hunted Heretic. A life and death of Michael Servetus. Boston, 1953. Baron Fernandez J. Miguel Servet. Su vida y su obra. Madrid, 1970. Savonarole. Michel Servet. Les grandes proces d histoire. Paris, 1979. Gordon Kinder A. Michael Servetus. 1989. Е. Е. Бергер "СЕРВЕТИ-ФЮНУН" ("Serveti funun" - "Богатство наук") турецкий литературный журнал, вокруг которого группировались писатели, создавшие т.н. "новую литературу". Выходил в Стамбуле в 1891-1944. Защищал западническую ориентацию.
Большая Советская Энциклопедия
Примеры употребления слова сервет в литературе.
Мягкосердечный страсбургский проповедник Мартин Буцер требовал колесовать нечестивца, вождь базельской реформации Эколампадий предлагал виселицу, кяльнский инквизитор Конрад Ульм в длинных посланиях к протестантам требовал, чтобы Сервета отдали ему для сожжения.
Сервета, и Маттеотти, и профессора Феррера, и Хеймаркетских мучеников, будет греметь вечно, и дети, размахивая флажками, будут повторять их имена.
Кальвина, в фальсификации и предложил судебный поединок: если побеждает Кальвин и доказывает еретичность взглядов Сервета, то Сервет подлежит смертной казни, а его книги - сожжению, но, если побеждает Сервет, то будет казнен Кальвин.
Уже дрова нагромождены возле столба, уже лязгают железные цепи, которыми Сервета привязывают к столбу, уже палач опутал приговоренному руки.
Пусть судят его, пусть подвергают мучениям, пусть сжигают его, пусть рвут его тело на части - Сервет не отступится от своего мировоззрения ни на дюйм.
Перед смертью Сервет попросил свидания со своим обвинителем - Кальвиным.
Он по-прежнему потребовал, чтобы Сервет признал богословскую правоту Кальвина, ну, а христианского примирения меж ними быть не может.
Все еще надеется упрямец, что при виде места своих последних мучений Сервет признает истину Кальвина единственно верной.
Железной цепью Сервет привязан к столбу, цепь обернута вокруг истощенного тела несколько раз.
Порой Мигелю самому казалось удивительным, что он и есть тот самый Мигель Сервет, о котором враги говорят столько худого, а друзья предпочитают молчать, потому что слишком опасно быть другом Сервета.
Мигель Сервет примкнул к последователям виттенбергского пророка Мартина Лютера.
Этим Сервет разом отрицал и авторитет церкви, и божественность светской власти.
А пока Мигель Сервет, назвавшийся для безопасности французом Мишелем Вильнявым, прибыл в Париж, не имея ни денег, ни знакомств, ни сколько-нибудь ясных планов -- ничего, кроме желания изучить медицину, чтобы потом доказать, каким образом дух божий присутствовал в теле человека Иисуса Христа.
Вполне возможно, -- согласился Сервет, -- но я не вижу разницы между дворянином и бродягой.
Везалий, чертыхаясь, ощупывал рваную рану на ноге, перепуганный Сервет, вжавшись в угол кареты, бессмысленно шептал дрожащими губами: Город Париж это дом королей, Светлого Феба сиянье лучей.
Источник: библиотека Максима Мошкова