Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

самообразование в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

самообразование

самообразования, мн. нет, ср. Приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без помощи обучающего лица. Овладеть иностранными языками путем самообразования.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

самообразование

-я, ср. Приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.

прил. самообразовательный, -ая, -ое-

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

самообразование

ср. Приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне учебного заведения, без помощи преподавателя.

Большая Советская Энциклопедия

Самообразование

самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем С. ≈ средство самовоспитания , поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под С. понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. Основная форма С. ≈ изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы. С. предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей; консультации специалистов; просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач; посещение музеев, выставок, галерей; различные виды практической деятельности ≈ опыты, эксперименты, моделирование и т. п.

С. получило широкое распространение в эпоху капитализма главным образом среди трудящихся, ограниченных в возможностях культурного роста, и имело целью получение квалификации или повышение образовательного уровня для практического применения и улучшения условий жизни, что, конечно, не исключало личных склонностей к той или иной области С.

В дореволюционной России С. было важной формой приобретения знаний рабочими и крестьянами, поскольку социальное и национальное угнетение, а также существовавшая система народного просвещения допускали возможность приобретения знаний большинством народа лишь в объёме начальной школы. Стремление трудящихся к образованию, во многом стимулировавшееся техническим прогрессом, получило с 60-х гг. 19 в. активную поддержку передовой интеллигенции. Многие крупные деятели науки, литературы, искусства, общественные организации помогали С. трудящихся: создавали народные библиотеки , читальни, народные дома . В 1863≈64 в Петербурге издавался учебно-литературный журнал «Самообразование»; в 1893 в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при учебном отделе общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы по многим предметам, изучавшимся в университетах, выпускала «Библиотеку для С.», проводила письменные консультации; облегчённые программы для широкого круга занимающихся С. выпускал Отдел для содействия С. в Петербурге (с 1894). Значительную роль в С. играли различные общественные курсы и университеты для народа (см., например, Шанявского университет ). Однако широкого размаха в то время С. достигнуть не могло, так как этого не допускал господствовавший в России социальный строй.

Особое место занимало политическое С. передовых рабочих, принявшее в конце 19 в. более высокую сравнительно с индивидуальными занятиями форму кружков, в которых изучались основы марксизма, актуальные политические и экономические вопросы. Кружками, как правило, руководили подготовленные революционные пропагандисты, главным образом социал-демократы. Во многих случаях для политического С. использовались занятия рабочих в воскресных школах. Со времени создания В. И. Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» кружки служили постоянным источником пополнения рядов РСДРП пролетариями, достигавшими значительного уровня политической сознательности и общеобразовательных знаний.

После Октябрьской революции 1917 С. стало одним из важных путей осуществления культурной революции и получило всестороннюю поддержку Коммунистической партии, государства и массовых общественных организаций (профсоюзы, комсомол, добровольные общества, творческие союзы и т. п.). Принципиально новыми, характерными для социалистического общества чертами С. являются: сближение общественных и личных интересов в направлении и целях С., обеспечивающее его связь с жизнью, социально-экономическими, политическими и культурными задачами, стоящими перед обществом; направленность на всестороннее развитие личности, раскрытие способностей человека, реализацию его духовных интересов. Это обусловливает существование двух видов С.: непосредственно общественно полезного и опосредованного специфически личными интересами; практически оба вида С., как правило, находятся в единстве. Система С. изменяется и совершенствуется, отражая прогресс экономики, науки и культуры, рост уровня образования и необходимость непрерывного пополнения знаний. В 20-е ≈ начале 30-х гг. в связи с острым недостатком педагогических кадров значительное распространение получили рабфаки и университеты «на дому».

В развитом социалистическом обществе С. направлено главным образом на самостоятельное углубление и расширение знаний, полученных в учебных заведениях, где учащиеся овладевают навыками самостоятельной работы, необходимыми для С. Ведущими в системе С. становятся различные формы политического самообразования и организованной добровольной учёбы в народных университетах , на различных курсах, в научных кружках, обществах и пр. Повышению организованности и систематичности С. способствует деятельность организаций общества «Знание» , разнообразных лекториев (особенно комсомольско-молодёжных), сеть массовых библиотек, многочисленные научно-популярные, научные и специальные издания в помощь С., а также радиовещание и телевидение .

Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании. Статьи и речи, М., 1968; Крупская Н. К., О самообразовании. Сборник, М., 1960; Рубакин Н. Д., Как заниматься самообразованием, М., 1962; Ковынев Н., Работа с книгой, М., 1961.

Г. В. Антонов.

Примеры употребления слова самообразование в литературе.

Таким образом, перед нашими опытными и молодыми руководителями предприятий, кооперативов остро стоит проблема получения фундаментальных знаний в области управления путем самообразования, апробированных знаний, как надо работать в сфере управления.

Поговорив с ним некоторое время, Жордания пришел к заключению, что для партийного пропагандиста теоретических знаний у него недостаточно, и поэтому порекомендовал остаться в семинарии еще год и продолжить марксистское самообразование.

Он не переставал заниматься самообразованием, поглощая множество книг, но из-за отсутствия систематичности прочитанное усваивалось очень медленно, и в конце концов в голове у него возникла порядочная путаница: знал он гораздо больше, чем понимал.

Не могло быть и речи о самообразовании, если бы в памяти прочно не сохранялись азбучные истины науки.

Намечай себе план самообразования на всю жизнь: ведь через 10- 15 лет после окончания вуза добрую половину научных знаний будет составлять совершенно новое,- то, что ты не изучал.

Самообразование и живой интерес к музыке сыграли в этот период большую роль, чем школьное обучение, тем более что ярко заявил о себе дар импровизации и тяга к самостоятельному творчеству.

Итак, господа, нам всем, конечно, хотелось бы расширить свое миросозерцание, и так как мы находим, что лучший способ для самообразования и саморазвития есть систематическое чтение сообща и обмен мнений о прочитанном, то мы и решили основать небольшой кружок.

Константинович всю свою жизнь и в мирное время, и на войне настойчиво и самоотверженно работал над самообразованием.

От увлечения кружковой работой к книге, от книги к с в о -е и области научных знаний, от знаний к творческому труду - таков путь воспитания и самовоспитания потребности в самообразовании.

Интенсивное самообразование продолжалось и после переезда семьи в следующем году в Самару.

Покинув семинарию, он продолжал марксистское самообразование, и, хотя в конце 1898 г.

Все споры и размышления о том, как сделать обучение воспитывающим, будут беспредметными, пока в жизни подростка самообразование не наберет необходимого веса.

Он доказывал, что русская марксистская партия, в отличие от подобных партий в Германии и других более свободных странах Запада, не должна стремиться к массовому вовлечению рабочих в свои ряды, а стараться установить связь с массами трудящихся, другими недовольными членами общества через пронизанные партийцами профессиональные союзы, рабочие кружки самообразования и аналогичные промежуточные организации.

С этого времени начали действовать тайные группы самообразования и дискуссионные кружки, возникать стихийные протесты.

Члены кружка самообразования избрали лидером семинариста-старшеклассника Девдариани, который составил для новичков шестилетнюю программу чтения, имевшую целью к моменту окончания семинарии сделать из них образованных социал-демократов.

Источник: библиотека Максима Мошкова