саддукеи в словаре кроссвордиста
саддукеи
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
саддукеев, ед. саддукей, саддукея, м. (др.-евр., от собственного имени). Религиозно-политическая партия еврейской знати, существовавшая в последние годы старой и первые годы новой эры в Иудее.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
мн. Представители религиозно-политического течения в древней Иудее в конце старой и начале новой эры.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
одна из политических и религиозных группировок в Иудее во 2 в. до н. э. - 1 в. н. э. Объединяла высшее жречество, землевладельческую и служилую знать.
Большая Советская Энциклопедия
[греч. Saddukáioi, евр. цедоким, от имени Цадок (Садок), первосвященника 10 в. до н. э.], религиозно-политическое течение в Иудее во 2 в. до н. э. ≈ 1 в. н. э., опиравшееся на жреческую, землевладельческую и военную знать, высшее чиновничество и богатое купечество. С. захватили командные позиции в храмовом культе и политической жизни, став политической опорой династии Хасмонеев . Резко расходились с фарисеями по вопросам вероучения: отвергали разрабатывавшееся фарисеями так называемое Устное учение, не допускали отклонений от буквы «Писаного закона» Моисея. В отличие от учения фарисеев о трансцендентности божества, С. исходили из антропоморфных представлений о нём, отвергали учение о предопределении, о телесном воскресении, бессмертии души и пр. Учили о невмешательстве божества в людские дела, о существовании свободы воли и свободы выбора человеком между добром и злом. После ударов, нанесённых С. Иродом I , антиримской войны 66≈73 и разрушения храма (70 н. э.) сошли с исторической арены.
И. Д. Амусин.
Википедия
Саддуке́и (, цдуки́м) — название одной из трёх древнееврейских религиозно-философских школ , возникших в эпоху расцвета династии Маккавеев (ок. 150 г. до н. э. ) и просуществовавших вплоть до разрушения иудейского государства римлянами ( 70 г. н. э. ).
Эти три направления — саддукеи, фарисеи и ессеи — в основных чертах своих всецело выросли на почве учения Моисея и представляли лишь продукт различного отношения к способу применения его в жизни; но Иосиф Флавий , с целью сделать понимание еврейских сект доступным для своих нееврейских читателей, сравнивает, на основании некоторого внешнего сходства, саддукеев с эпикурейцами , фарисеев — со стоиками , ессеев — с пифагорейцами .
Так как ессеи, согласно своему учению, устранялись от всякого участия в политической жизни народа, то борьба между остальными двумя школами и резкая противоположность в их взглядах и стремлениях составляет главное содержание исторической жизни еврейского народа за указанный период времени и, в известном отношении, отразилась и на дальнейшей судьбе иудаизма .
В перечне 80-ти христианских ересей « Панарионе » (ок. 378 года) саддукеи на 14-м месте и первые среди семи иудейских еретических , с точки зрения христианства , сект.
Примеры употребления слова саддукеи в литературе.
Иосиф отмечает, что саддукеи отрицали Судьбу, ессеи признавали предопределение, а фарисеи в этом споре занимали среднюю позицию.
Иосиф Народ признал Мессию в Иисусе, Но наши фарисеи, саддукеи, Законники и книжники навряд Народную в Него разделят веру.
Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель!
Существуют именно у иудеев троякого рода философские школы: одну образуют фарисеи, другую - саддукеи, третью - те, которые, видно,преследуют особую святость, так называемые ессеи.
Зато саддукеи - священническая аристократия, связанная со двором - относились к ним враждебно и не разделяли их воззрений.
В отличие от фарисеев саддукеи считали, что со смертью для человека все кончается.
Фарисеи и саддукеи как выразители состояния религиозной жизни иудейства перед явлением Христа.
Впрочем, саддукеи решительно отказались переосмыслить взгляд на посмертие и сохранили прежнее понятие о Шеоле.
Ведь они называли Иоанна бесноватым, но сейчас, в присутствии народа, саддукеи не рискнули открыто поносить казненного пустынника.
Что будет, спросили саддукеи, с женщиной, если она пережила семь мужей, умиравших один за другим?
Кайафа, как и все саддукеи, не очень-то верил в мессианские пророчества, да и вообще нельзя было вменять человеку в вину только то, что он объявил себя Мессией.
Именно в те годы, после войны с Римом, саддукеи, зелоты и ессеи исчезли с исторической сцены.
Неизвестно даже, признавали ли саддукеи книги Пророков и верили ли в Мессию.
Столь же скептически относились саддукеи и к теории предопределения, склоняясь к другой крайности-своего рода деизму.
В практической жизни саддукеи проявили себя гибкими прагматиками, преследующими своекорыстные цели и склонными к уступкам.
Источник: библиотека Максима Мошкова