романеска в словаре кроссвордиста
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
(нэ), романеки, ж. (истор.). Итальянский танец 16 в. отличавшийся бурным темпом, характером.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж.
Старинный итальянский народный танец быстрого темпа.
Музыка к такому танцу.
Википедия
Романе́ска (Romanesca) — остинатная гармоническая модель, которая широко использовалась в светской музыке преимущественно Италии и Испании, а также в других европейских странах, во второй половине XVI и в XVII веках. Происходит, по-видимому, от названия жанра испанской или итальянской танцевальной музыки в трёхдольном метре .
Термин впервые встречается в 1546 году в виуэльном сборнике испанского композитора Алонсо Мударры (Mudarra), где словом «романеска» названы вариации на чрезвычайно популярное в тогдашней Испании вильянсико Guárdame las vacas (позже также в сборниках инструментальной музыки Л. Нарваеса , А. де Кабесона и многих других). Словом «Romanescha» названа анонимная пьеса ( табулатура ) в сборнике П.Фалеза «Carminum pro testudine liber IV» («Музыка для струнных инструментов. Книга 4»), опубликованном в том же 1546 году. В Италии аналогичного рода композиции засвидетельствованы в сборниках лютневой и клавирной музыки Антонио ди Бекки (1568), Антонио Валенте (1576) и многих других старопечатных нотных сборниках, в рукописях Винченцо Галилея .
На удобную и простую гармоническую модель романески писали различные мелодии, как, например, Bella citella de la magiorana, которую упоминает испанский теоретик музыки Франсиско Салинас . Кроме того , романеска использовалась как основа вариаций, где разрабатывалась мелодически и фактурно. Знаменитый пример романески — анонимная английская песня (конца XVI? века) « Зелёные рукава » (Greensleeves). В Италии XVII века романески (вокальные и клавирные пьесы в двухдольном метре и гомофонной фактуре) писали Джулио Каччини (и его дочь Франческа ), Сиджизмондо д"Индия , Адриано Банкьери , Клаудио Монтеверди , Джироламо Фрескобальди и другие композиторы.
В эпоху позднего Возрождения и раннего барокко, характеризующуюся быстрым развитием тонального мышления , практиковались также другие остинатные модели на основе кварто-квинтовой логики сопряжения трезвучий, в том числе весьма близкие романеске, но под другими названиями. Современные музыковеды не называют любое кварто-квинтовое остинато в раннебарочной музыке «романеской», а рассматривают романеску лишь как один из гармонических стереотипов раннетональной гармонии.