вариации в словаре кроссвордиста
вариации
- Музыкальное произведение, представляющее собою повторение и разработку основной темы в различных видоизменениях (в мелодии, ритме и т. п.)
- Музыкальная форма
- Различия в признаках у индивидуумов
- Музыкальное произведение, в котором тема излагается повторно
- Небольшой, но технически сложный сольный классический танец
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
мн. Музыкальное произведение, представляющее собою повторение и разработку основной темы в различных видоизменениях (в мелодии, ритме и т.п.).
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ВАРИАЦИИ (от лат. variatio - изменение) (тема с вариациями) музыкальное произведение, в котором тема излагается несколько раз с изменениями в фактуре, тональности, мелодии, гармонии и др.; в балете небольшой, но технически сложный сольный классический танец, обычно часть па-де-де, па-де-труа и др.
Большая Советская Энциклопедия
(от лат. variatio ≈ изменение), музыкальная форма, основанная на видоизменениях темы, сочинённой композитором или заимствованной им (изредка ≈ двух и даже трёх тем). Отсюда название «Тема с В.», которое часто даётся произведениям в этой форме. Истоки В. ≈ в народном творчестве, в изменениях, которым подвергается песенная форма при куплетных повторениях. Тема В. обычно проста по фактуре, исполняется в умеренном темпе, что позволяет провести в В. последовательные фактурные, темповые, жанровые изменения. Различают В., сохраняющие структуру темы (В. на бассо остинато , на выдержанную мелодию и строгие В.) и меняющие её (свободные В.). В первом случае варьирование касается всех или некоторых элементов темы ≈ мелодии, фактуры, полифонической ткани, в отдельных В. ≈ лада, темпа и тактового размера (Пассакалия до минор И. С. Баха, 32 В. Бетховена для фортепьяно, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила» Глинки). Во втором случае В. связаны с темой через общие мелодические обороты, но меняют жанр, размер, темп, структуру и в результате образуется сюитообразная форма (Симфонические этюды Шумана для фортепьяно, 2-я часть трио «Памяти великого художника» Чайковского, 2-я часть концерта ╧ 3 Прокофьева для фортепьяно). Возможно объединение обеих форм варьирования (финал сонаты ╧2 Шостаковича для фортепьяно). Иногда, как видно из примеров, В. входят составной частью в сонатно-симфонический цикл или др. музыкальную форму.
Лит.: Протопопов Вл., Вариационные процессы в музыкальной форме, М., 1967; Адигезалова Л., Вариационный принцип развития песенных тем в русской советской симфонической музыке, в сборнике: Вопросы современной музыки, Л., 1963: Fischer К., Zur Theorie der Variation im 18. und beginnenden 19. Jahrhundert, в кн.: Festschrift J. Schmidt ≈ Görg..., Bonn, 1957.
Вл. В. Протопопов.
Википедия
Вариации — студийный альбом Эндрю Ллойда Уэббера в стиле Классический кроссовер , вышедший в 1978 году .
Примеры употребления слова вариации в литературе.
Хоральные вариации ведут к очищающему катарсису, который символизирует цитата хорала И.
Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни, предназначенные для любительского музицирования.
Им созданы также Вариации для виолончели с оркестром, пьесы для фоптепиано, романсы, вокальные ансамбли, а также ряд хоровых сочинений.
Среди них наряду с пьесами на темы русских народных песен инструктивно-педагогического характера есть замечательные концертные вариации на темы русских композиторов - А.
Монументальность органных комполиций Регера во многом присуща его оркестровым и фортепианным сочинениям, среди которых вместо привычных сонат и симфоний преобладают развернутые вариационно-полифонические циклы - симфонические Вариации и фуги на темы И.
Они различались по форме, по размерам и представляли самые устрашающие вариации общего типа селенитов.
Добро и истины суть в действительности изменениями и вариациями состояния форм духа, но эти изменения и вариации сознаются и живут единственно своими удовольствиями и обаяниями.
Он нагнетается до грани нарочитости, пережима: бесконечные вариации на тему еды вот-вот начнут казаться придуманными.
Обработки хоралов и всякого рода вариации весьма отходили от канонизированной музыки.
С каким преданным вниманием слушают вариации посетители нынешних баховских клавирабендов!
Мы как бы видим композитора в домашнем платье, играющим первый раз вариации в своем доме.
Вот уже два дня подряд ему приходилось выслушивать различные вариации этой тирады.
Источник: библиотека Максима Мошкова