Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

раскол в словаре кроссвордиста

раскол

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

раскол

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

раскол

раскола, м.

  1. только ед. Действие по глаг. расколоть в 1 знач. - раскалывать (спец.). Раскол льда.

  2. Действие по глаг. расколоться во 2 знач. - раскалываться. Видя угрозу раскола со стороны меньшевиков, большевики принимают меры обуздания раскольников, мобилизуют местные организации а созыв III съезда, издают свою газету "Вперед". История ВКП(б). По вопросу о членстве в партии произошел на II съезде РСДРП (в 1903 г.) раскол между большевиками-ленинцами и оппортунистами-меньшевиками.

  3. только ед. Религиозное движение в России в середине 17 в., закончившееся образованием ряда сект (церк. истор.). Одним из вождей раскола и главным противником нововведений патриарха Никона был протопоп Аввакум.

    Вероучения этих сект, то же, что старообрядчество (религ., церк.). Перейти в раскол. Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол. Некрасов.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

раскол

-а, м.

  1. см. расколоть, -ся.

  2. В России с середины 17 в.: религиозно-общественное движение, направленное против официальной церкви, возглавлявшейся патриархом Никоном (изменившим по греческим образцам нек-рые обряды и тексты богослужебных книг), и к концу 17 в. получившее название старообрядчества. Уйти в р.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

раскол
  1. м.

    1. Действие по знач. глаг.: раскалывать, расколоть, раскалываться (1,2), расколоться.

    2. перен. Разделение кого-л. на две или несколько групп, обусловленное наличием разногласий.

  2. м.

    1. Религиозно-общественное движение на Руси XVII в., направленное против официальной церкви и закончившееся образованием ряда сект.

    2. Вероучения этих сект; старообрядчество.

  3. м. Длинный узкий коридор из деревянных щитов с расширенным в виде воронки входом, устраиваемый на пастбище для индивидуального осмотра, подсчета овец, лошадей.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

раскол

отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653-56 (см. Старообрядчество). Во 2-й пол. 17-18 вв. был идейным знаменем оппозиционных движений.

Большая Советская Энциклопедия

Раскол

религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. Поводом для возникновения Р. послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации. За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и др. меры по унификации московской богословской системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия» . Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум , Даниил, Иван Неронов и др. считали, что русская церковь сохранила «древлее благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Др. члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф. М. Ртищев ), к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей Украины и России (вопрос об их воссоединении, в связи с нарастанием Освободительной борьбы украинского народа против польских поработителей, приобрёл в это время важное значение) и укрепление их связей с восточными автокефальными православными церквами. При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по современным им греческим образцам и изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды и т.д.). Нововведения были одобрены церковными соборами 1654≈55. В течение 1653≈1656 на Печатном дворе шёл выпуск исправленных или вновь переведённых богослужебных книг.

Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю, обрядовую сторону религии, но в условиях господства в обществе религиозной идеологии эти изменения получили значение большого события. К тому же определенно выявилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха. Недовольство вызывали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру», против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены «Кружка ревнителей благочестия». Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, т.к. греческая церковь отступила от «древлего благочестия», а её книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов, не касаясь обрядовой стороны реформы, выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие идеологи Р. подверглись жестоким преследованиям .

Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях рус. общества, что привело к возникновению движения, названного Р. Часть низшего духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти лишь орган эксплуатации, выступая за «старую веру», протестовала против увеличения феодального гнёта со стороны церковной верхушки. К Р. примкнула и часть высшего духовенства, недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феодальные привилегии (епископы ≈ коломенский Павел, вятский Александр), некоторые монастыри. Призывы сторонников «старой веры» получили поддержку отдельных представителей высшей светской знати. Но большую часть сторонников «старой веры» составляли посадские люди и особенно крестьяне. Усиление феодально-крепостнического гнёта и ухудшение своего положения народные массы связывали и с нововведениями в церковной системе.

Объединению в движении столь разнородных социальных сил способствовала противоречивая идеология Р. Идеализация и защита старины, ненависть к новому, проповедь национальной ограниченности и принятия мученического венца во имя «старой веры» как единственного пути к спасению души сочетались в идеологии Р. с резкими обличениями в религиозной форме феодально-крепостнической действительности. Различным слоям общества импонировали различные стороны этой идеологии. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении «последнего времени», о воцарении в мире антихриста, о том, что царь, патриарх и все власти поклонились ему и выполняют его волю. Р. стал одновременно и знаменем консервативной антиправительственной оппозиции церковных и светских феодалов, и знаменем антифеодальной оппозиции. Народные массы, становясь на защиту «старой веры», выражали этим свой протест против феодального гнёта, прикрываемого и освящаемого церковью.

Массовый характер движение Р. приобрело после церковного собора 1666≈67, предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъёмом в стране антифеодальной борьбы; движение Р. достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины. Идеологами Р. стали представители низшего духовенства, порвавшие с государственной церковью, а церковные и светские феодалы отошли от Р. Главной стороной идеологии Р. и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения «старой веры» и спасения души) от зла, порожденного антихристом. В наиболее фанатичных направлениях Р. возникла практика «огненных крещений» (самосожжений). Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины государства, в Сибирь и даже за границу, основывали там свои общины. Это был массовый уход простых людей от выполнения не только новых церковных обрядов, но и феодальных повинностей. Правительство в 1681 отмечало умножение «церковных противников», особенно в Сибири. Оно при активном содействии православной церкви жестоко преследовало старообрядцев. В 70≈80-е гг. 17 в. в идеологии Р. более важное место, чем прежде, стали занимать обличения, вскрывавшие отдельные социальные пороки общества. Некоторые же идеологи Р., в частности Аввакум и его соратники по ссылке в Пустозёрском остроге, перешли к оправданию активных антифеодальных выступлений, объявляя народные восстания небесным возмездием царской и церковной власти за их действия. Часть сторонников «старой веры» приняла активное участие в Крестьянской войне под предводительством С. Т. Разина 1670≈71. Соловецкое восстание 1668≈76 , возникшее как движение в защиту «старой веры», переросло в крупное антифеодальное выступление против государственной власти. Значительной была роль сторонников «старой веры» в Московском восстании 1682 и др. антифеодальных выступлениях.

В конце 17 ≈ начале 18 вв. после поражения антифеодальных восстаний произошёл спад движения. Этому способствовала и политика, проводимая правительством Петра I, ослабившая преследования староверов, но установившая для них повышенное налоговое обложение. С 18 в. в идеологии Р. исчезают обличения социальных пороков действительности и усиливаются её консервативные стороны. Провозглашение Е. И. Пугачевым лозунга борьбы за «старую веру» способствовало вовлечению масс в антифеодальную крестьянскую войну. Последователи Р. ≈ старообрядцы (см. Старообрядчество ) разделились на несколько толков и согласий ≈ поповщину , беспоповщину и др.

Лит.: Щапов А. П., Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в., Соч., т. 1, СПБ, 1906; Сапожников Д. И., Самосожжение в русском расколе. Со 2-й половины XVII в. до конца XVIII в., М., 1891; Смирнов П. С., Внутренние вопросы в расколе в XVII в., СПБ, 1898; его же, История русского раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895; его же, Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в., СПБ, 1909; Каптерев Н, Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1≈2, Сергиев Посад, 1909≈1912; Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, т. 2, [М., 1915]; Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М. ≈ Л., 1931; Сахаров Ф., Литература истории и обличения русского раскола. Систематический указатель книг, брошюр и статей о расколе..., в. 1≈3, Тамбов ≈ СПБ, 1887≈1900.

В. С. Шульгин.

Википедия

Раскол (значения)

Раско́л:

Церковным расколом первоначально считалось всякое отпадение от Церкви группы христиан. Позднее церковное право стало рассматривать основания такого отделения: ересь , собственно раскол и раздор. Под расколом стали понимать отделение от юрисдикции Церкви и образование отделившимися христианами отдельного самостоятельного сообщества без изменения догматики.

  • Раскол христианской церкви — раскол в 1054 году, когда окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую и Православную.
  • Великий западный раскол — раскол в Римско-Католической церкви в 1378—1417 годах, когда сразу два претендента объявили себя папами.
  • Раскол русской церкви — раскол в Русской церкви в XVII веке.
  • Обновленческий раскол — раскол в Русской православной церкви, существовавший с 1917 до 1946 года.
  • Григорианский раскол — раскол в Русской православной церкви, существовавший с 1925 до начала 1940 годов.

В секулярном .

  • Партийный раскол , политический — разделение внутри партий, образование фракций . Например: раскол на большевиков и меньшевиков .
  • Государственный раскол — разделение государств на две и более частей.
  • Советско-китайский раскол — дипломатический конфликт между КНР и СССР, начавшийся в конце 1950-х годов.
Раскол (мультфильм)

«Раскол» — французский короткометражный мультфильм о мужчине по имени Анри, который буквально столкнулся с метеоритом .

Раскол (альбом)

Раскол — пятый альбом рок-группы Nautilus Pompilius , записанный в Омске в октябре 1988 года . Этот концерт был одним из последних в данном составе: 10 ноября Вячеслав Бутусов впервые распускает группу. Содержание практически повторяет концертный альбом «Отбой» , записанный в июне в Москве. На обоих альбомах представлены песни, исполнявшиеся в концертном туре «Наутилуса» 1988 года и не выпущенные ни до, ни после на студийных дисках группы — (1), (2), (6), (7), (8). Композиции (4), (5), (9), (10) были позже записаны в студии в новых аранжировках и выпущены на альбоме « Наугад » в 1990 году . Фактически «Раскол» представляет собой номерной альбом, поскольку многих его композиций не существует в студийных версиях, а при подготовке издания звукорежиссёр убрал аплодисменты зрительного зала, приблизив тем самым звучание к студийному.

Раскол (телесериал, 2011)

«Раско́л» — 20-серийный телевизионный фильм Николая Досталя . Работа над фильмом велась с октября 2009 года по апрель 2011, премьера на телеканале Россия 1 была запланирована на апрель 2011 года , но была отложена и перенесена на телеканал «Россия — Культура» . Премьера состоялась 5 сентября 2011 года.

Раскол (фильм, 1993)

«Раско́л» — 9-серийный телевизионный фильм, посвящённый возникновению и становлению РСДРП — будущей партии большевиков. Центральное место в фильме занимает исторический II съезд РСДРП , на котором партия раскололась на большевиков и меньшевиков . Фильм даёт широкую картину событий конца ХIХ — начала ХХ веков, острых дискуссий о путях развития партии и революции.

Примеры употребления слова раскол в литературе.

Этой очевидностью является абсурд, раскол между полным желания умом и обманчивым миром, между моей ностальгией по единству и рассыпавшимся на бесчисленные осколки универсумом -- противоречие, которое их объединяет.

Перед лицом неминуемо надвигавшейся катастрофы гитлеровская клика стремилась выиграть время в надежде на то, что среди стран антигитлеровской коалиции начнется раскол.

Страх, растерянность, расколы, разброд создали условия для успеха антирелигиозной войны, которая не щадила ни людей, ни традиций, ни памятников, ни школ.

Такой раскол между фантазией и реальностью является центральным для понятия аутизма у Минковского.

Само его существование является неопровержимым доказательством того раскола, который возник в первоначальном единстве человека, целиком пребывавшего во власти своих эмоций.

И с этого раскола 1054 года Гильдебранд начал проводить реформу христианской церкви.

Готфрид Кинкель был один из глав сорока сороков лондонских немецких расколов.

И роковой удар меча Гоибниу Кузнеца пронзил, расколов, мой позвоночник.

Вопросов на повестке дня заседаний кабинета министров было немало: министр распределения отчитывался о результатах последнего сбора дани, министр промышленности докладывал о проекте реконструкции кузницы, министр градостроения требовал гвоздей для ремонта служебной избы, министр вероисповедания сетовал на общее падение благочестия, министр культуры, сняв часть одежды, демонстрировал новые образцы татуировки, министр пропаганды смутно намекал о каких-то безответственных личностях, вносящих раскол и смуту в государственное устройство.

Подлая и двурушническая политика Василя Битко всегда была направлена на Позорный Раскол и уничтожение северного крыла Ордена.

Преувеличивая длительность участия буржуазии в наци ональном движении и вследствие этого силы единого антиим периалистского фронта, закрывая глаза на антикрестьянскую политику кантонского правительства, являющуюся послед ствием ближайшей связи помещиков и буржуазии, закрывая глаза на растущую враждебность национального правитель ства к разрастающемуся рабочему и крестьянскому движению, закрывая глаза на растущие доказательства отхода китайской буржуазии от революции, Коминтерн ставил в центре своей тактики избежание раскола в Гоминьдане.

Причиной более глубокого раскола послужила латинизация западных франков, которые заняли Римскую Галлию и переняли испорченную латынь от покоренного населения, в то время как франки рейнских земель сохранили свое нижнегерманское наречие.

Таким образом, то, что представлено как радикальный раскол сознания, явным образом соответствует двум аспектам смысла: его нейтральности и порождающей силе по отношению к модусам предложения.

Не знаю, -- заявляет он, -- как ответят оборонцы на заявление Ерманского о желательности для него раскола с ними.

Одним из славнейших учеников Высокого - как стали прозывать его за огромный рост - был Отрина, который после Раскола Перворожденных ушел к Нижним, Черным Гномам.

Источник: библиотека Максима Мошкова