радиокомпас в словаре кроссвордиста
радиокомпас
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Устаревшее название радиопеленгатора.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
самолетный радиопеленгатор для автоматического определения направления на наземные передающие радиостанции (широковещательные и радиомаяки).
Большая Советская Энциклопедия
автоматический радиокомпас, самолётный радиопеленгатор для автоматической пеленгации наземных передающих радиостанций. Р. обычно представляет собой приёмоиндикаторное устройство, сопряжённое со следящей системой и имеющее 2 антенны (направленную ≈ рамочную и ненаправленную ≈ штыревую). В Р. происходит сложение сигналов пеленгуемой радиостанции, принятых обеими антеннами, и коммутация сигнала с рамки с частотой опорного генератора, в результате чего напряжение на входе приёмника оказывается промодулированным по амплитуде. Путём сравнения напряжений на выходах приёмника и опорного генератора вырабатывается сигнал ошибки, поступающий в следящую систему. Последняя автоматически поворачивает рамку в положение минимума сигнала с рамки, совпадающее с направлением на пеленгуемую радиостанцию. Угол поворота рамки посредством электрической дистанционной передачи сообщается стрелочному индикатору, указывающему курсовой угол радиостанции (угол между продольной осью самолёта и направлением на радиостанцию). Р. обычно работают совместно с т. н. приводными радиостанциями (см. в ст. Радиомаяк ), реже ≈ с передающими радиостанциями др. назначения, например радиовещательными. Р. обеспечивают вывод самолётов в район аэродрома, заход их на посадку и решение некоторых др. навигационных задач самолётовождения.
М. М. Райчев.
Википедия
Автомати́ческий радиоко́мпас — бортовой радиопеленгатор , предназначенный для навигации летательных аппаратов по сигналам наземных радиостанций путём непрерывного измерения курсового угла радиостанции . Курсовой угол радиостанции — угол, заключённый между продольной осью воздушного судна и направлением на радиостанцию, отсчитываемый по часовой стрелке.
Радиокомпас называется автоматическим потому, что после настройки на несущую частоту радиостанции он без участия человека непрерывно измеряет значение КУР. КУР отображается на стрелочном или цифровом индикаторе, а также может передаваться в бортовую навигационную систему.
Совместно с курсовыми приборами радиокомпас позволяет экипажу в любых метеоусловиях, в любое время суток решать следующие навигационные задачи:
- выполнять полёт с заданным КУР с непрерывной визуальной индикацией курсового угла;
- определять пеленг радиостанции по указателю курса с использованием курсовой системы;
- работать в качестве резервного связного радиоприёмника .
Примеры употребления слова радиокомпас в литературе.
Я потел, удерживая стрелки радиокомпасов строго параллельно друг другу, что означало точное выдерживание створа.
По самому большому острову -- Греэм-Беллу -- скорректировали курс, а тут уж радиокомпас поймал слабенькие сигналы Нагурской, что на Земле Александры.
Щелкает переключатель радиокомпаса, и через минуту-другую приводная радиостанция мелодично выпевает условный сигнал на заданной волне.
Для нее приводная станция все равно, что северный полюс для магнитной стрелки: куда ни повернешь самолет, стрелочка радиокомпаса покажет на работающий радиопривод.
Новейшее навигационное оборудование в рубке радовало мой радиолюбительский глаз: радиокомпас, эхолот, вседиапазонный мощный трансивер и хитро замаскированный радар.
Стрелочка радиокомпаса вела нас в направлении на привод Абакана, но прокладку пути пришлось вести только по хорошо заметным заливам Красноярского водохранилища, которые выделялись на общем сером фоне достаточно яркими хвостами, напоминающими ящериц.
Это был единственный на самолете отсек, похожий на изолированную комнату, нечто вроде кабины, где Батчер манипулировал приборами управления радиосвязью, самолетного переговорного устройства, оснащением для приема сигналов маркерного радиомаяка, радиовысотомером, автоматической записью показаний радиокомпаса и приводным радиоустройством.
Как ни плох радиокомпас, но вблизи привода он таки показывает на привод.
Второй радиокомпас настраивается на следующую по пути приводную радиостанцию -- и так весь полет.
Второй радиокомпас настроен на дальний привод аэродрома -- это сбоку, в стороне.
Траверз -- это когда радиокомпас покажет под 90: радиостанция точно сбоку.
Радиокомпас только что предупредил меня о том, что он такой же радиокомпас, как и все остальные.
Когда он нужен мне больше всего - в плохую погоду,- на радиокомпас меньше всего надежды.
Самолет снижался, штурман ожидал, что вот-вот стрелка радиокомпаса задрожит, закачается -- и развернется на 180 градусов, и тут же надо отворачивать влево.
Начало 4-го разворота определяется по углу отклонения стрелки радиокомпаса, настроенного на дальний привод, и по боковому удалению от створа ВПП, данные о котором есть в НВУ.
Источник: библиотека Максима Мошкова