Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

пушкин в словаре кроссвордиста

пушкин

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

пушкин

. Крымские походы в 17 веке. Крестовые походы (см. крестовый).

перен. Организованное выступление против кого-н., организованные действия Для борьбы с чем-н. или за что-н. (нов.). Для организации бедноты и успешной борьбы с кулачеством, располагавшим излишками хлеба, был организован Поход рабочих в деревню. История ВКП(б). Поход всех черных сил реакции против СССР. Поход фашизма против демократии. 3. только ед. Небольшой излишек (в весе, подсчете; разг.). Мяса три кило с походом. Вешает товар без похода. Сто тридцать два полтинника с походом проиграл. Некрасов.

пушкин

. Дом стоял на противном берегу. Противный ветер. 2. только полн. формы. Враждебный, противоположный по интересам. Противные стороны до суда не могли прийти к соглашению.

Противоречащий чему-н., направленный против чего-н. (устар.). Действие, противное закону. Противное мнение. 3. Отвратительный, гадкий. Противный запах. Противная физиономия. Он Мне противен. Противный вкус лекарства. Винцо всякому противно, как нищему гривна. Мельников-Печерский. противно (нареч.) пахнет. 4. безл., в знач, сказуемого противно кому-чему. О чувстве отвращения к кому-чему-н. Мне противно говорить об этом. 5. в знач. сущ. противное, противного, мн. нет, ср. Положение, обратное данному или требуемому. Утверждать противное. Доказательство от противного. В противном случае - если наоборот, противоположно данному.

пушкин

. Кричали женщины: ура! и в возух чепчики бросали. Грибоедов. 3. в знач. сущ. ура, нескл., ср. и (простореч.) ура, ы, ж. То же. Далече грянуло ура: полки увидели Петра. Пушкин. Стены от ура и тряслись и трепетали. Д. Давыдов. Уру закричать. На ура -

  1. решительной атакой или в решительную атаку с криками ура. Пойти на ура. Захватить первую линию противника на ура.

  2. перен. необдуманно, не подготовившись, как попало, в надежде на случайный успех (разг. ирон.). Пошел на экзамен на ура. друга с берегом! Ура! Пушкин. Ура! мы ломим, гнутся шведы. Пушкин. Кричали женщины: ура! и в воздух чепчики бросали. Грибоедов. 3. в знач. сущ. ура, нескл., ср. и (простореч.) ура, ы, ж. То же. Далече грянуло ура: полки увидели Петра. Пушкин. Стены от ура и тряслись и трепетали. Д. Давыдов. Уру закричать. На ура -

    1. решительной атакой или в решительную атаку с криками ура. Пойти на ура. Захватить первую линию противника на ура.

    2. перен. необдуманно, не подготовившись, как попало, в надежде на случайный успех (разг. ирон.). Пошел на экзамен на ура.

пушкин

. Москва была уделом отца Ивана Калиты, князя Даниила.

Вообще - владение (поэт.). Вам в удел природа отвела брега бурливого Эолова владенья. Крылов. Диво б дивное хотел перенесть я в мой удел. Пушкин. 3. В дореволюционной России - название недвижимого (земельного) имущества, принадлежащего совокупно всей императорской амилии (истор.). Министерство двора и уделов. Департамент уделов. 4. перен. Судьба, участь. И лира стала мой удел. Пушкин. Начертали мне музы мой удел. Пушкин. Чем хуже был бы твой удел, когда б ты феодального владетеля (истор.). Уж давно лишились мы уделов. Пушкин. Москва была уделом отца Ивана Калиты, князя Даниила.

Вообще - владение (поэт.). Вам в удел природа отвела брега бурливого Эолова владенья. Крылов. Диво б дивное хотел перенесть я в мой удел. Пушкин. 3. В дореволюционной России - название недвижимого (земельного) имущества, принадлежащего совокупно всей императорской фамилии (истор.). Министерство двора и уделов. Департамент уделов. 4. перен. Судьба, участь. И лира стала мой удел. Пушкин. Начертали мне музы мой удел. Пушкин. Чем хуже был бы твой удел, когда б ты

Энциклопедический словарь, 1998 г.

пушкин

ПУШКИН Александр Сергеевич [26 мая (6 июня) 1799, Москва - 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург; похоронен в Святогорском монастыре, ныне - Псковская область] русский поэт. Род, словесность, братство С детства для Пушкина были значимы принадлежность к славному в истории роду (легендарный родоначальник Радша - сподвижник Александра Невского; прадед по матери - А. П. Ганнибал, "арап Петра Великого") и "домашнее" отношение к словесности (среди посетителей родительского дома - Н. М. Карамзин; дядя В. Л. Пушкин даровитый поэт). Домашнее воспитание свелось к блестящему овладению французским языком; вкус к языку родному, фольклору и истории пришел от бабки по матери - М. А. Ганнибал, урожденной Пушкиной. В августе 1811 Пушкин зачислен в Царскосельский лицей, новое привилегированное учебное заведение, находящееся под патронажем императора. Сильнейшее впечатление лицейских лет - Отечественная война 1812. Лицей, не дав систематического образования, научил товариществу и остался для Пушкина символом братства (близкие друзья - начинающие поэты А. А. Дельвиг и В. К. Кюхельбекер, будущий декабрист И. И. Пущин). Уже первые сохранившиеся стихотворения (1813; первая публикация - "К другу стихотворцу", журнал "Вестник Европы", 1814, No 13) свидетельствуют о мастерстве Пушкина. Он ориентируется по преимуществу на французскую легкую поэзию, К. Н. Батюшкова и В. А. Жуковского, но учитывает и другие образцы (на экзамене в январе 1815 восторг Г. Р. Державина вызвали "Воспоминания в Царском Селе", синтезирующие манеры Державина и Батюшкова); следит за литературной борьбой "шишковистов" и "карамзинистов", чувствуя себя бойцом новой школы, вожди которой приглядываются к поэту-"племяннику" (в 1815 Пушкина в лицее посещают Батюшков и Жуковский, в 1816 - Карамзин и П. А. Вяземский; Пушкин общается с Карамзиным, поселившимся летом 1816 в Царском Селе, знакомство с Жуковским и Вяземским перерастает в дружбу). К окончанию лицея (июнь 1817) у Пушкина репутация надежды отечественной словесности. Петербург Петербургский период (лето 1817 - весна 1820) проходит бурно: формально числясь по Коллегии иностранных дел, Пушкин не обременен службой, предпочитая ей театр, дружеские пирушки, светскую жизнь, короткие "романы" и частые дуэли, резкие стихи, остроты и эпиграммы. По убеждению, разделяемому как Карамзиным, так и людьми декабристского склада, Пушкин ветрен, легкомыслен и едва ли достоин своего дарования. В то же время продолжается дружба Пушкина с П. Я. Чаадаевым, он общается с убежденным противником крепостничества Н. И. Тургеневым (воздействие его взглядов ощутимо в стихотворении "Деревня", 1819), пишет стихи в высокой гражданственной традиции ("Вольность", 1818), отказывается (не без влияния П. А. Катенина) от безоглядного карамзинизма и отдает должное исканиям поэтов-архаистов; через Дельвига знакомится с Е. А. Баратынским и П. А. Плетневым. Молодой словесностью Пушкин осознается как признанный лидер. Итогом этих лет стала поэма "Руслан и Людмила" (отдельным изданием опубликована в начале августа 1820), явившаяся исполнением поэтического заказа эпохи, над которым тщетно бились Жуковский и Батюшков. В поэме непринужденно сочетаются историческая героика, элегическая меланхолия, фривольность, национальный колорит, фантазия и юмор; "мелочь" карамзинистов обретает масштабы эпоса, а "протеический" дар позволяет вести рассказ с немыслимой стилистической свободой. Жуковский сразу по прочтении поэмы признает в Пушкине "победителя-ученика", а прозвучавшие позднее упреки не отменяют огромного успеха. Окончание работы над "Русланом и Людмилой" совпало с резким недовольством императора поведением и возмутительными стихами Пушкина: речь пошла о Сибири или покаянии в Соловецком монастыре. Пушкин был вызван к военному губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу и, сознавшись в том, что загодя уничтожил крамольные стихи, заполнил ими целую тетрадь (не найдена). Тронутый рыцарским жестом, Милорадович обещал царское прощение; обращался к Александру I, повидимому, и Карамзин, обычно к ходатайствам не склонный. Пушкин был откомандирован в распоряжение наместника Бессарабии генерал-лейтенанта И. Н. Инзова. Ссылочный невольник Встретившись в Екатеринославе с новым начальником и совершив с его разрешения путешествие по Кавказу и Крыму, Пушкин прибывает в Кишинев (сентябрь 1820). Вести о европейских революциях и греческом восстании, бессарабская "смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний", контакты с членами тайных обществ (М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский, П. И. Пестель и др.) способствовали как росту политического радикализма (высказывания, зафиксированные современниками; перед высылкой Пушкин обещал Карамзину не писать "против правительства" два года и слово сдержал), так и творческому увлечению Дж. Байроном. Поэтизация индивидуализма, сложно связанного со свободолюбием, могучей страсти или разочарования, внимание к экзотическому колориту (природа, чуждые цивилизации нравы и обычаи), усиление суггестивности приметны в новых элегиях ("Погасло дневное светило", 1820), балладах ("Черная шаль", 1820; "Узник", 1822), философско-политической лирике ("Наполеон", 1821) и особенно в ориентированных на "восточные повести" Байрона поэмах ("Кавказский пленник", 1820; "Братья разбойники", 1822-23; "Бахчисарайский фонтан", 1821-23). Заняв вакансию "первого романтического поэта", Пушкин в кишиневскоодесский период (с июля 1823 он служит при новороссийском генерал-губернаторе графе М. С. Воронцове) далек от подчинения эстетике Байрона. Он работает в разных жанровостилистических традициях (напоминающая о Вольтере и Парни поэма "Гавриилиада", 1821; "высокое" дружеское послание "Чаадаеву", 1821, антологическое стихотворение "Муза", 1821; "Песнь о вещем Олеге", 1821, развивающая мотив боговдохновенности свободного творчества в духе Гете и Шиллера, и пр.). В Кишиневе был начат "Евгений Онегин" - "роман в стихах", рассчитанный на долгие годы писания, свободный и не боящийся противоречий рассказ не только о современных героях, но и о духовно-интеллектуальной эволюции автора. Сложности личного плана (запутанные отношения с графиней Е. К. Воронцовой и А. Н. Раевским), конфликты с Воронцовым, мрачность европейских политических перспектив (поражение революций) и реакция в России, изучение "чистого афеизма" привели Пушкина к кризису 1823-24; мотивы разочарования, близкого отчаянию, охватывают не только сферу политики ("Свободы сеятель пустынный..."), но получает и метафизическое обоснование ("Демон"; оба 1823). В конце июля 1824 неудовольствия Воронцова и правительства, которому из перлюстрированного письма стало известно об интересе Пушкина к атеизму, привело к его исключению из службы и ссылке в родительское имение Михайловское Псковской губернии. На осень 1824 приходится тяжелая ссора с отцом, которому был поручен надзор за поэтом. Духовную поддержку Пушкин получает от владелицы соседнего имения Тригорское П. А. Осиповой, ее семейства и своей няни Арины Родионовны Яковлевой. В Михайловском Пушкин интенсивно работает: прощание с романтизмом происходит в стихотворениях "К морю" и "Разговор книгопродавца с поэтом", поэме "Цыганы" (все 1824); завершена 3-я, сочинена 4-я и начата 5-я главы "Евгения Онегина"; главным делом мыслится трагедия "Борис Годунов" (окончена в ноябре 1825), основанная на изучении летописей, "Истории государства Российского" Карамзина и драматических принципов Шекспира. Склоняясь к примирению с действительностью, надеясь на монаршее прощение, Пушкин в то же время строил планы бегства за границу. Внимание к истории и фольклору ("Жених", 1825; "Песни о Стеньке Разине", 1826), далеким культурам ("Подражания Корану", 1824), новое открытие ценностей любви ["К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), 1825], дружества ("19 октября", 1825), простого и грустного бытия ("Зимний вечер", 1825), убежденность в единстве поэзии и свободы, в пророческой миссии поэта ("Андрей Шенье", 1825; "Пророк", 1826), трезвый скептицизм в оценке современности, отказ от политизации поэзии и своеволия в политике (переписка с К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым) позволили Пушкину выдержать ссылку, помогли пережить декабрьскую катастрофу. В надежде славы и добра В суматохе междуцарствия Пушкин намеревался нелегально прибыть в Петербург, но в последний момент переменил планы. 13-14 декабря 1825 написан "Граф Нулин", ироничная поэма на бытовом материале, посвященная, по "странному сближению", проблемам исторической случайности. Известия о восстании, арестах и следствии вызвали у Пушкина сложные чувства: товарищеское сострадание к декабристам соединялось с признанием сложившейся ситуации, надежды на освобождение (Пушкин не был членом тайных обществ и не полагал себя ответственным за их деятельность) перемежались с опасениями (его "возмутительные" стихи знала вся грамотная Россия и они естественно встраивались в "декабристский" контекст). 8 сентября 1826 Пушкин был доставлен в Москву на аудиенцию к Николаю I, результатом которой стало взаимное признание; император взял на себя цензуру пушкинских сочинений. Пушкин, отдавая должное преобразованиям Николая ("Стансы", 1826), сохранил верность друзьям ("Во глубине сибирских руд...", 1827). Это было не двурушничество, но стремление занять государственную позицию: свободные доверительные отношения с царем давали возможность творить добро, в частности, бороться за амнистию декабристов. Государственничество (неотделимое от верности дворянской чести) предполагало оглядку на державинскую традицию ("Друзьям", "Мордвинову", оба 1827); по-державински Пушкин указывает на человечность как неотъемлемое свойство идеального монарха (эта линия ведет от "Стансов" и "Друзьям" к "Герою", 1830). Любимым героем (и примером для императора) становится Петр I, изображенный "домашним образом" в неоконченном романе "Арап Петра Великого" (1827-28) и апологетически в "Полтаве" (1828), которая начинается как романтическая поэма, а заканчивается как эпос (ср. мощную одическую окраску в эпизоде боя). Свободно заняв "государственническую" позицию, Пушкин не желал ставить свой дар на какую-либо службу, что вело к внешне парадоксальному соседству стихов гражданских и отстаивающих абсолютную свободу творчества (("Поэт и толпа", 1828; "Поэту", 1830). Оправдание действительности не гарантировало от внешних конфликтов. Отношения с императором (обычным посредником выступал шеф тайной полиции граф А. Х. Бенкендорф) были далеки от намеченной идеальной модели ("Борис Годунов" не получил высочайшего одобрения; ответом на поданную по монаршей воле записку "О народном воспитании" стал вежливый выговор). Сложности были и в "республике словесности": Пушкин и его давние союзники (Вяземский, Дельвиг) не вполне сошлись с московскими любомудрами, отношения с Н. А. Полевым и Н. И. Надеждиным колебались от отчужденных до враждебных; в 1829-30 ярым противником Пушкина и его круга стал редактор популярной газеты "Северная пчела" Ф. В. Булгарин, известный своим сотрудничеством с тайной полицией, сочетавший вражду к аристократии, эпигонское просветительство, торговую хватку, чудовищное хамство и умение доходчиво толковать с публикой. Стремление к твердому общественному статусу оказалось трудно реализуемым отсюда "охота к перемене мест" (планы заграничного путешествия; поездка в 1829 на театр военных действий, описанная в "Путешествии в Арзрум", 1835); отсюда мотивы одиночества, бессмысленности существования, беззащитности человека перед лицом "равнодушной природы", судьбы, деспотизма ("Дар напрасный, дар случайный", "Анчар", оба 1828; "Дорожные жалобы", "Брожу ли я вдоль улиц шумных", оба 1829); отсюда же мотивы расчета с прошлым и надежды на спасительную новую любовь ("Воспоминание", "Предчувствие", оба 1828; "На холмах Грузии лежит ночная мгла", "Жил на свете рыцарь бедный", "Я вас любил: любовь еще, быть может", все 1829). Болдинская осень В 1830 Пушкин, давно мечтавший о женитьбе и "своем доме", добивается руки Н. Н. Гончаровой, юной московской красавицыбесприданницы. Отправившись вступать во владение имением, подаренным отцом к свадьбе, он из-за холерных карантинов оказался на три месяца заключенным в селе Болдино (Нижегородская губерния). "Болдинская осень" открылась стихотворениями "Бесы" и "Элегия" ужасом заблудившегося и надеждой на будущее, трудное, но дарящее радости творчества и любви. Три месяца были отданы подведению итогов молодости (ее рубежом Пушкин полагал тридцатилетие) и поискам новых путей. Был завершен "Евгений Онегин", написаны "пропасть" стихотворений и статей, "Повести Белкина", открывающие поэзию и принципиальную сложность "обыкновенной" жизни, "Маленькие трагедии", где историкопсихологическая конкретность характеров и конфликтов, принимая символические формы, подводила к "последним" экзистенциальным вопросам (эта линия получит развитие в повести "Пиковая дама" и поэме "Медный всадник", обе 1833; "Сценах из рыцарских времен", 1835). Самостоянье человека Первое лето после свадьбы (18 февраля 1831) Пушкины проводят в Царском Селе. Европейские революции, польское восстание и кровавые холерные бунты внутри страны - предмет его постоянных размышлений, отразившихся в эпистолярии и обусловивших появление имперских по духу стихотворений "Клеветникам России" и "Бородинская годовщина". Общение с Жуковским и Н. В. Гоголем, занятым "Вечерами на хуторе близ Диканьки", взаимно стимулировало обращение к фольклору ("Сказка о царе Салтане..."). Вопрос о сложных, чреватых катастрофой отношениях между властью, дворянством и народом становится для Пушкина важнейшим ("Дубровский", 1832-33; "История Пугачева", 1833; "Капитанская дочка", 1836). Усложняется отношение к Петру I и его наследию (с 1832 идут архивные разыскания для "Истории Петра"); "объективизм" сменяется трагическим восприятием истории ("Медный всадник"); "милость", неотделимая от человеческого взаимопонимания и коренящаяся в религиозном чувстве, мыслится выше объективной, но ограниченной "справедливости" ("Анджело", 1833; "Капитанская дочка"; "Пир Петра Первого", 1835). Большинство оставшихся нереализованными замыслов, планов, отрывков обычно "эпичны" по форме (обращения к самым разным эпохам на основе разных историкодокументальных и литературных источников) и "лиричны" по сути. В собственно лирике - при редких и значимых исключениях ("Чем чаще празднует лицей", 1831; "Осень", "Не дай мне, Бог, сойти с ума", оба 1833; "Туча", "Полководец", "... Вновь я посетил", все 1835) - доминируют переводы ("Странник", 1835), стилизации, подражания, "вариации на тему" ("Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", 1836) или "квазиподражания" ("Из Пиндемонти", 1836) - "свое" подается как "чужое" или утаивается от публики. Поединок Семейная жизнь радовала (имел четверых детей), но была осложнена отношениями с двором и светским обществом (в конце 1833 Пушкину был пожалован придворный чин камер-юнкера; поданное им летом 1834 прошение об отставке было взято назад, т.к. грозило отлучением от государственных архивов). Петербургская жизнь вводила в расходы, не искупаемые высокими гонорарами за редкие публикации. Ориентированный на культурную элиту журнал "Современник" (1836; четыре тома; среди авторов Жуковский, Гоголь, Ф. И. Тютчев), как и "История Пугачева", успехом у публики не пользовался. Духовная независимость Пушкина, его культурно-государственная стратегия, установка на особые отношения с государем, личная честь и презрение к бюрократическо-аристократической черни обусловили вражду со "свинским Петербургом" (от сервильных литераторов и светских шалопаев до министра народного просвещения С. С. Уварова). Получив 4 ноября 1836 анонимный пасквиль, Пушкин посылает вызов Ж. Дантесу, публично ухаживавшему за женой поэта. Дуэль была расстроена, Дантес вынужден жениться на Е. Н. Гончаровой, свояченице Пушкина, однако его поведение после свадьбы и светская реакция на "историю" показали, что кризис не разрешился. 25 января 1837 Пушкин отправляет приемному отцу Дантеса, нидерландскому посланнику Л. Геккерну, письмо, ответом на которое мог быть только вызов на дуэль. 27 января около 5 вечера Пушкин был смертельно ранен. После двух неполных суток физических мук, благословив близких, простившись с друзьями, получив от императора обещание взять жену и детей "на свое попечение" (было исполнено), исповедовавшись и причастившись, Пушкин умер. Известие о дуэли и кончине Пушкина вызвало сильное волнение в Петербурге (см. "Смерть поэта" М. Ю. Лермонтова; позднее на смерть Пушкина откликнулись стихами Жуковский, Тютчев, А. В. Кольцов); у его гроба побывало (по разным данным) от 10 до 50 тысяч человек.

пушкин

ПУШКИН Василий Львович (1770-1830) русский поэт. Дядя А. С. Пушкина. Член "Арзамаса". Ироикомическая поэма "Опасный сосед" (1811), пародии, басни.

пушкин

ПУШКИН (до 1918 Царское Село; до 1937 Детское Село) город в Российской Федерации, Ленинградская обл., подчиненный мэрии Санкт-Петербурга. Железнодорожная станция (Детское Село). 94,9 тыс. жителей (1993). Завод электробытовых приборов, фабрика игрушек. Сельскохозяйственный институт. Основан в 1708, в 18 - нач. 20 вв. загородная резиденция русских императоров, город с 1808. Дворцово-парковый ансамбль 18-19 вв. Дворец (начат в 1717-23, перестроен в 1752-57 архитектором В. В. Растрелли, барокко) с "Агатовыми комнатами", "Холодными банями" и "Камероновой галереей" (1779-93, архитектор Ч. Камерон), корпусом Лицея (18 - нач. 19 вв., архитекторы. И. В. Неелов, В. П. Стасов). Екатерининский и Александровский парки с Александровским дворцом (1792-1800, архитектор Дж. Кваренги), многочисленными павильонами и декоративными сооружениями.

пушкин

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837) русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах - поэт лицейского братства, "поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума", в ранних поэмах - певец ярких и вольных страстей: "Руслан и Людмила" (1820), романтические "южные" поэмы "Кавказский пленник" (1820-21), "Бахчисарайский фонтан" (1821-23) и др. Вольнолюбивые и антитиранические мотивы ранней лирики, независимость личного поведения послужили причиной ссылок: южной (1820-24, Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса) и в с. Михайловское (1824-26). Эстетическое освоение контекстов русской жизни (интеллектуального, социальноисторического, бытового) соединялось у Пушкина с живым восприятием разнородных европейских влияний, даром проникновения в другие культуры и эпохи. Многообразие разработанных жанров и стилей (в т.ч. "неукрашенная" проза "Повестей Белкина", 1830, повесть "Пиковая дама", 1833, и другие произведения, предвосхитившие развитие реалистического письма), легкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров (в крупных формах), "просвещенный гуманизм", универсальность поэтического мышления и самой личности Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной словесности: Пушкин поднял ее на уровень мировой. Роман в стихах "Евгений Онегин" (1823-31) воссоздает образ жизни и духовный состав "типического", преодолевающего байронизм героя и эволюцию близкого ему автора, уклад столичного и провинциального дворянства; в романе и во многих других сочинениях Пушкин обращается к проблемам индивидуализма, границ свободы, поставленным еще в "Цыганах" (1824). Им были впервые определены (в поэмах, драматургии, в прозе) многие ведущие проблемы русской литературы 19 в., нередко в их трагическом противостоянии и неразрешимости - народ и власть, государство и личность, роль личности и народа в истории: трагедия "Борис Годунов" (1824-25, опубликована в 1831), поэмы "Полтава" (1828), "Медный всадник" (1833, опубликована в 1837), роман "Капитанская дочка" (1836). В философской лирике 30-х гг., "маленьких трагедиях", созданных в 1830 ("Моцарт и Сальери", "Каменный гость", опубликованы в 1839, "Скупой рыцарь", опубликован в 1836, и др.), постоянные для пушкинской поэзии темы "дружества", любви, поэзии жизни, творческого призвания и воспоминаний дополняются обостренной постановкой коренных вопросов: смысла и оправдания бытия, смерти и бессмертия, душевного спасения, нравственного очищения и "милости". Умер от раны, полученной на дуэли с Ж. Дантесом, французским подданным на русской военной службе.

Большая Советская Энциклопедия

Википедия

Пушкин (хутор)

Пушкинхутор в Красносулинском районе Ростовской области .

Входит в состав Пролетарского сельского поселения .

Пушкин (город)

Пу́шкин (до 1918 — Царское Село, с 1918 по 1937 — Детское Село) — город в составе Пушкинского района города федерального значения Санкт-Петербурга и его внутригородское муниципальное образование . Крупный туристический , научный , учебный и военно-промышленный центр. Включен в список памятников, охраняемых ЮНЕСКО , в составе объекта « Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников ».

Население — чел. .

Через город проходит железнодорожная линия Санкт-Петербург — Витебск , на его территории расположены железнодорожная станция Царское Село и остановочный пункт Детскосельская . Расстояние между Витебским вокзалом Санкт-Петербурга и Царским Селом составляет 23 км . Почтамт Санкт-Петербурга и отделение связи № 1 Пушкина расположены на расстоянии 24 километров по прямой. Город расположен в пределах Приневской низины .

Пушкин был основан в 1710 году как императорская загородная резиденция Царское Село, город с 1808 года . В городе находится музей-заповедник «Царское Село» — памятник градостроительного искусства и дворцово-парковый ансамбль XVIII — начала XX веков. В состав заповедника входит Екатерининский парк с Екатерининским дворцом и другими сооружениями.

Пушкин (значения)

Пу́шкин — русская фамилия. Известные носители:

  • Пушкин, Анатолий Иванович (1915—2002) — лётчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза.
  • Пушкин, Борис Иванович (ок. 1590—1659) — дипломат, государственный деятель.
  • Пушкин, Варлаам — епископ Русской православной церкви, архиепископ Сарайский и Подонский.
  • Пушкин, Виктор Васильевич (род. 1923) — советский боксёр, писатель.
  • Пушкин, Гавриил Григорьевич (ок. 1560—1638) — думный дворянин, действующее лицо пушкинской трагедии «Борис Годунов».
  • Пушкин, Геннадий Александрович (1921—2010) — слесарь-лекальщик; дважды Герой Социалистического Труда.
  • Пушкин, Георгий Максимович (1909—1963) — советский дипломат.
  • Пушкин, Евгений Алексеевич (1845—1915) — судебный деятель, сенатор.
  • Пушкин, Евстафий Михайлович (?—1603) — стольник, воевода, думный дворянин и дипломат.
  • Пушкин, Ефим Григорьевич (1899—1944) — советский военачальник.
  • Пушкин, Матвей Степанович (ок. 1630—1706) — боярин в царствование Фёдора Алексеевича.
  • Пушкин, Михаил Евстафьевич (ум. после 1638) — сотенный голова, воевода и дворянин московский.
  • Пушкин, Никита Михайлович (?—1622) — дворянин московский, воевода и окольничий.
  • Пушкин, Николай Петрович (1918—2007) — лётчик-ас, Герой Советского Союза.
  • Пушкин, Семён Михайлович — опричник, сподвижник Ивана Грозного.
  • Пушкин, Степан Гаврилович (?—1656) — стольник, окольничий, воевода и дипломат.
  • Пушкин, Фёдор Фёдорович (ум. после 1653) — воевода, дворянин московский, стряпчий.
  • Пушкин, Яков Степанович (?—1699) — московский дворянин и боярин.
Пушкин (аэродром)

«Пу́шкин» — военный аэродром на окраине города Пушкин , в 28 км к югу от центра Санкт-Петербурга .

Аэродром способен принимать самолёты Ил-76 , Ту-154 , Ан-22 , Як-42 , Ту-134 , Ан-12 и все более лёгкие самолёты , а также вертолёты всех типов. Является аэродромом совместного базирования — кроме ВВС России , разрешено использование аэродрома Минпромэнерго РФ, МВД РФ.

На аэродроме базируются вертолеты Ми-8 , Ми-24 ВВС России, а также 20-й авиаремонтный завод МО РФ.

Пушкин (телесериал)

«Пушкин» — российский комедийный телесериал 2016 года, повествующий о жизни обыкновенного российского карманника, вынужденного вжиться в образ сначала Александра Сергеевича Пушкина , а потом и актёра, играющего роль поэта в кино. Съёмки сериала завершились 9 апреля 2016 года , премьера первой серии состоялась на пресс-показе в кинотеатре «Кинозал ГУМ» 30 апреля 2016 года. Премьера сериала на телеэкранах России состоялась на канале СТС 10 мая 2016 года в 21:00 по местному времени согласно сеткам регионального вещания канала СТС. С 23 мая сериал начал выходить в более позднем блоке вещания, в районе 22:45-23:00 согласно сеткам вещания региональных каналов, причиной этого стало снижение рейтинга сериала.

Примеры употребления слова пушкин в литературе.

О резко отрицательном отношении Пушкина к спекулятивным изданиям альманашного типа см.

Пушкин, та внутренняя свобода, которую призывал не утратить молодых писателей Константин Паустовский, которую только и считает подлинной свободой Андрей Амальрик в письме к Анатолию Кузнецову, здесь доведена до своего сюжетного и психологического завершения.

Замечательный Андроников смотрел на Тынянова глазами, полными любви, и иногда тоже читал строчки стихов поэтов плеяды Пушкина.

Больше того, Анненков считал, что Воронцов хотел предоставить Пушкину возможность отличиться перед петербургской администрацией.

Павлищева Комовскии не раз упоминается в числе лиц, посещавших дом его родителей и встречавшихся у них с Пушкиным3 Что Комовскии был близок к семейству сестры поэта Ольги Сергеевны, видно из того, что, когда Анненков, собираясь писать биографию поэта и набросав ряд вопросов о его жизни и о пребывании в Лицее, сообщил их зятю Пушкина, Н.

Сестра Пушкина Ольга позже рассказывала Анненкову, что получая письма с такою же печатью, как на его пальце, Пушкин запирался в своей комнате -- не выходил и не принимал никого.

Об отношениях Пушкина и Гоголя сохранилось несколько скудных свидетельств Анненкова и Соллогуба.

Теперь же, когда Пушкин, Гоголь, Белинский, Тургенев, Толстой, Достоевский из лиц, существовавших в действительности, превратились в элементы возвышенного и стройного, детально разработанного мифа, жизнь Анненкова представляется нам ослепительным фейерверком, трепетным светом которого озарилась для нас целая эпоха, самая насыщенная и полнокровная эпоха в истории русской культуры.

Эта же густая ассоциативность окрашивает третью часть романа Тынянова о Пушкине в главах, посвященных самому процессу творчества и создания стихов.

Льщу себя надеждою, милостивые государи, - сказал он, - что связь наша не прервется, - басни господина Яковлева и Дельвига, песни господина Пушкина всегда пребудут в моей памяти.

Писатели - это Пушкин, Гоголь, Толстой или, на худой конец, Боборыкин с его нескончаемыми романами, или даже Лейкин, живущий где-то далеко.

В Большой Советской Энциклопедии указаны два Пушкина, в словаре Брокгауза даже три: Александр, Андрей и Василий.

Уже тяжело болея, месяца за три до кончины, сказала Алене, дочери: у меня на книжке осталось 80 рублей, приятельница согласна продать полного Пушкина Брокгауза и Эфрона, тома тяжелые, будет приносить по одному, я буду смотреть и передавать Далю.

Костя Мусин, по прозвищу Костя-Джигит, и Андрей Бубенцов, по прозвищу Буба, проживали в знаменитом доме номер двадцать, Доме Пушкина, как его называли в Путятине.

Дантес убьет Пушкина, а Иван Сергеевич Тургенев вежливенько пожмет руку Дантесу, и ничего, не отсохнет его рука.

Источник: библиотека Максима Мошкова