Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Псогос

Псо́гос — жанр памфлета в византийской литературе , заключавшийся в искусстве осмеяния, обличения оппонента или другого автора.

Чаще всего другое лицо обвинялось в мнимой учёности, самонадеянности, невежественности, многословии, склонности к показухе, нескромности. Обвинение в богохульстве считалось обязательным. В псогосе могли обыгрываться телесные недостатки оппонента. Имело место широкое употребление взаимоисключающей лексики в форме чередования прямых обвинений с сомнительными похвалами. Резко отрицательное отношение к предмету насмешки подчёркивалось путём частого сравнения с всевозможными животными, земноводными и насекомыми.

С. С. Аверинцев указывает на то, что псогос был тесно связан с античной биографией, где «жизненной атмосферой был дух неразборчивого любопытства или педантичного коллекционирования сведений», а «иногда это бесстрастное усердие сменялось резкой оценочностью и взвинченной риторской патетикой, и тогда возникало биографически оформленное похвальное слово или, напротив, „поношение“ ». Он же отмечает, что « риторика — это искусство хвалы и хулы, „ энкомия “ и „псогоса“; такой подход ко всем на свете вещам — неотъемлемая черта ритора» и «немаловажно, однако, и то, что в риторическом пространстве „псогос“ сам собой полагает возможность „энкомия“, „хула“ — возможность „хвалы“».

Доктор философских наук, доцент кафедры философии естественных факультетов Одесского национального университета имени И. И. Мечникова И. В. Голубович отмечает, что «„Предательство“ — в основе энкомия, сплетня — у истоков „псогоса“. Таковы „низкие“ начала жанра биографии, которые в „парадной“ истории жанра сознательно или невольно затушевываются».

Кандидат филологических наук А. В. Усачёва отмечает, что жанр «IV-V Речи свт. Григория Назианзина против императора Юлиана» (OR. IV—V CONTRA JULIANUM IMPERATOREM) рассматривается как псогос или эпитафия . При этом она указывает на то, что «осуждение Юлиана как один из мотивов составления речи, наличие в речи элементов, свойственных псогосу ἔκφρασις и σύγκρισις; для эпитафия: наличие в IV и V речах изложения обстоятельств смерти и погребения Юлиана и Констанция, посвящения — προσφώνησις и наставления слушателей — συμβουλή», а также, что «ни псогос ни эпитафий не могут иметь своей целью хвалу Богу; псогосу не свойственны: эпиникий , трен , увещание ; IV речь в основном была составлена до смерти Юлиана, поэтому не могла быть задумана как эпитафий».