проскомидия в словаре кроссвордиста
проскомидия
- ж. греч. часть литургии, при которой готовятся дары на жертвеннике, для освящения. Проскомидийный, к сему относящ. Проскомисати, совершать проскомидию
- Приношение даров, являющееся важной частью Божественной Литургии и имеющее своей главной целью приготовление вещества для Евхаристии — хлеба и вина, которые в дальнейшем прелагаются в Тело и Кровь Иисуса Христа
- ж. греч. часть литургии, при которой готовятся дары на жертвеннике, для освящения
- Первая часть литургии византийского обряда, как Иоанна Златоуста, так и Василия Великого. На ней путём особых священнодействий из принесённых хлеба и вина приготовляется вещество для евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших
- Приношение даров, являющееся важной частью Божественной Литургии и имеющее своей главной целью приготовление вещества для Евхаристии - хлеба и вина, которые в дальнейшем прелагаются в Тело и Кровь Иисуса Христа
- Первая часть христианской литургии
- Вступительная часть литургии
- (греческое proskomide — принесение) первая часть православной литургии
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ж. греч. часть литургии, при которой готовятся дары на жертвеннике, для освящения. Проскомидийный, к сему относящ. Проскомисати, совершать проскомидию.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
проскомидии, ж. (греч. proskomide, букв. принесение) (церк.). Первая часть православной литургии.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Первая часть православной литургии.
Википедия
Проскоми́дия — первая часть литургии западно-сирийского и византийского обряда (как в литургии Иоанна Златоуста , так и в литургии Василия Великого ). На ней путём особых священнодействий из принесённых хлеба и вина приготовляется вещество для евхаристии , при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших.
Проскомидия совершается иереем или епископом в алтаре на жертвеннике во время чтения часов .
Примеры употребления слова проскомидия в литературе.
Вослед за диаконом показывается в святых дверях иерей с Святою Чашею и возвещает пребывание с нами до скончания веков вознесшегося Господа словами: Всегда, ныне, и присно, и во веки веков, после чего и Чаша, и дискос относятся вновь на боковой жертвенник, на котором совершалась Проскомидия, который изобразует теперь уже не вертеп, видевший Рождение Христово, но то верховное место славы, где совершился возврат Сына в лоно Отчее.
В закрытом олтаре иерей распростирает на святом престоле антиминс, вместопрестолие, - плат с изображеньем Тела Спасителя, на котором должны быть поставлены приуготовленные им на Проскомидии Святой Хлеб и Чаша, исполненная вина и воды, и которые с бокового жертвенника перенесутся теперь торжественно в виду всех верных.
И приступает священник к поминанью всех пред лицем Господа, собирая всю Церковь, и торжествующую, и воинствующую, в том виде и порядке, как вспоминались все на Проскомидии, начиная с Богопресвятой, Пречистой Матери Господа, Которую тут же вся церковь ублажает, вместе с ликом, хвалебною песнью, как Предстательницу за весь род человеческий, как единственную удостоившуюся, за высокое смирение свое, понести в себе Бога, - чтобы каждый в эту минуту слышал, что высшая добродетель - смирение, и в сердце смиренного воплощается Бог.
Видим: проскомидия совершается и сливаются молитвы, как бы узнать великую тайну.
Помолись об усопшем - и он во сне, то есть Ангел, который все дела записывает, расскажет, что такое проскомидия и поминание брата или сродника и родителей.
Так как вся Проскомидия есть не что иное, как только приготовление к самой Литургии, то и соединила с нею Церковь воспоминание о первоначальной жизни Христа, бывшей приготовленьем к Его подвигам в мире.
Как первая часть, Проскомидия, соответствовала первоначальной жизни Христа, Его Рожденью, открытому только ангелам да немногим людям.
Случилось как-то на проскомидии, вышел вдруг на амвон со стареньким поминанием, потряс им над головою, гневный, и закричал на всю церковь: - Чье?
Священник раздробляет теперь Святой Хлеб, сначала по знаку, начертанному на Проскомидии, на четыре части, с благоговением произнося: раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогда же иждиваемый, но освящаяй причащающиеся.
Но в Чашу не погружаются все те части, которые были вынуты на Проскомидии во имя святых, во имя усопших и во имя некоторых живущих.
Все те частицы, которые оставались доселе на дискосе и были вынуты на Проскомидии в воспоминание святых, в упокой усопших и в душевное здравие живущих, теперь погружены во Святую Чашу и в сем действии их погружения приобщается Телу и Крови Христовой вся Церковь Его - и та, которая еще странствует и воинствует на земле, и та, которая уже торжествует на небесах: Богоматерь, пророки, апостолы, отцы церковные, святители, отшельники, мученики, все грешные, за которых были вынуты части, на земле живущие и отшедшие, приобщаются в эту минуту Телу и Крови Христовой.
Священник перевернул страницу молитвенника и перешел от проскомидии к канону.
Будем беседовать о Страшном суде - подавать проскомидию и молиться за усопших.
Источник: библиотека Максима Мошкова