Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

пророки

ПРОРОКИ (провидцы, прозорливцы) в иудаизме, христианстве и исламе личности, наделенные даром восприятия Божественного послания и способностью сообщить его людям. Избираемые Богом (зачастую против их желания), пророки являлись посредниками между ним и людьми. Пророки одновременно могли выступать ясновидцами и предсказателями от имени Бога будущего (засух, голода и т.п.), религиозных и исторических событий, а также индивидуальной судьбы. На Др. Востоке было значительное число пророков, они играли важную роль в жизни народов. Так, в иудаизме известны древние и ранние пророки (среди них Моисей) и поздние пророки - авторы письменных произведений (Исайя и др.) ПРОРОКОВ Борис Иванович (1911-72) российский график, народный художник СССР (1971), член-корреспондент АХ СССР (1954). В 30-х гг. сотрудничал в газете "Комсомольская правда", журналах "Смена" и "Крокодил", в Великую Отечественную войну - во фронтовой печати. Серии остропублицистических, экспрессивных рисунков ("За мир", 1950; "Это не должно повториться!", 1958-1959). Ленинская премия (1961), Государственная премия СССР (1950, 1952).

Большая Советская Энциклопедия

Пророки

библейские [греч. профеты, буквально прорицатели. Этим термином в Септуагинте (греческий перевод Ветхого завета) и в Новом завете передаётся древнееврейский термин «нави» (множественное число «невиим»)], в Древней Палестине проповедники, в экстатическом состоянии предсказывавшие будущее от имени бога, а также (с 8 в. до н. э.) религиозно-политические ораторы и проповедники. Наиболее видные П. 9 в. до н. э. ≈ Илия и его ученик Елисей, своими обличениями вступившие в конфликт с царской властью. Вокруг них группировались молодые П. ≈ профессионалы, т. н. сыны пророков, жившие в различных городах (Бет-Эль, Иерихон и др.). Образ Илии играл впоследствии крупную роль в иудейской и христианской эсхатологии. Усложнение общественных отношений в израильско-иудейском обществе, глубокое обострение социально-политических противоречий обусловили появление в 8 в. до н. э. т. н. пророческого движения, крупнейшими представителями которого были Амос, Осия, Исайя (т. н. Первоисайя), Миха (8 в. до н. э.); Иеремия , Софония, Наум, Аввакум (1 в. до н. э.); Иезекииль , т. н. Второисайя, Аггей, Захария (6 в. до н. э.). Резко обличая преступления богачей и власть имущих, П. выступали против обезземеления крестьян, угнетения и произвола в отношении социальных низов, призывали к отказу от войн и предсказывали победу социальной справедливости в будущем, когда люди «перекуют мечи на орала» (Исайя). Требования П. централизации культа в связи с идеей универсализма Яхве и этического монотеизма объективно способствовали усилению централизации и царской власти. П. утверждали превосходство морально-этического начала над культом как таковым, с его голой обрядностью и жертвоприношениями животных. Религиозно-политические речи, проповеди и оракулы (предсказания) П. вначале передавались изустно, затем записывались и собирались в сборники, которые постепенно дополнялись и объединялись (не всегда в хронологическом порядке их создания) в отдельные книги, окончательно отредактированные, видимо, в период господства Ахеменидов (6≈5 вв. до н. э.). По объёму книг П. условно делят на «больших» и «малых»; до нас дошли сборники трёх «больших» П.: Исайи (состоит из произведений живших в разное время двух, а возможно, и трёх авторов), Иеремии и Иезекииля и 12 «малых» П. Произведения П. отличаются богатством и яркостью поэтического языка; они явились крупным вкладом в развитие классического древнееврейского языка и литературы. Пророческая литература оказала большое влияние на позднеиудейскую сектантскую (ессеев-кумранитов) и христианскую идеологию и литературу. К идеям П. обращались также христианские еретические движения средневековья, идеологи крестьянских войн и других народных движений, социалисты-утописты.

Лит.: Heaton Е. W., The Old Testament Prophets, Harmondsworth, 1958; Eissfeldt О., The prophetic literature, в книга: The old testament and modern study, ed. by Н. Н. Rowbey, Oxf., [1961]; Fohrer G., Geschichte der israelitischen Religion, B., [1968].

И. Д. Амусин.

Википедия

Пророки

Пророки — множественное число от слова « пророк », относящееся к провозвестнику Божественной воли. Также это слово может означать:

  • в иудаизме Пророки (; Невиим) — это книга, часть Танаха
  • Пророк

Примеры употребления слова пророки в литературе.

Между тем пророки даже тогда, когда говорили прямо от лица Ягве, ни на минуту не забывали, что они лишь проповедники высшей воли.

Однако, обращаясь к Библии, мы, вопреки ожиданию, видим, что пророки нисколько не походили на исступленных пифий, или сомнамбул: в моменты высочайшего мистического напряжения самосознание в них не угасало.

В противоположность известным на Востоке и на Западе учениям, пророки не считали, что Вселенная образована из предвечной Материи или же что она есть эманация, излияние Божества.

Первоначально пророки усматривали эту победу в устранении всяческой неправды из мира, но постепенно они осмыслили будущее Царство Божие как примирение Творца и человека, единение их в высшей гармонии 9.

В ней живет смутное чаяние Царства Божия, о котором впервые возвестили пророки Израиля.

В глазах грека человек был игрушкой Судьбы, для утопистов он стал единственным творцом истории, пророки же, зная, что Сам Ягве установит свое Царство, в то же время видели в человеке активного сподвижника Божия.

И прежде всего пророки выступают как непримиримые враги заблуждений своего общества и своей эпохи.

В то время как о Пифагоре или Будде мы знаем по сравнительно поздним преданиям, о Конфуции или Сократе - по воспоминаниям учеников, пророки оставили нам свои, собственные творения, которые не только раскрывают содержание их проповеди, но и позволяют заглянуть в тайники их души, почувствовать биение их сердца.

Прежде всего следует указать на то место, которое занимали пророки в религиозной жизни Израиля.

В отличие от священников, в обязанность которых входило давать наставления народу, пророки выступали лишь временами и в исключительные моменты.

Тем не менее они, как правило, связывали свою деятельность с общечтимыми святынями: Моисей внимает Богу в скинии, Дебора пророчествует у священного дуба, пророки времен Давида находятся при Ковчеге или Эфоде.

Мы увидим впоследствии, что пророки и священники пусть и по-разному, но проповедовали одно и то же учение.

Если в иконописной традиции нимб, крылья, сферы, цвета, жесты служили для передачи духовного видения Церкви, то пророки для выражения своего опыта прибегали к мотивам бури, землетрясения, небесного огня, к образам древнего эпоса.

Перед молохом военизированного государства пророки переоценили и переосмыслили идеи воинствующего ягвизма.

Глашатаи Ягве, пророки, нередко превращались теперь в царских слуг: через них монархи вопрошали Божество перед войнами.

Источник: библиотека Максима Мошкова