Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

пролеткульт в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

пролеткульт

м. Культурно-просветительная и литературно-художественная добровольная организация пролетарской самодеятельности в различных областях искусства, особенно в литературе и театре (в России в 1917-1932 гг.); пролетарская культура.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

пролеткульт

ПРОЛЕТКУЛЬТ (Пролетарская культура) культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917-32) пролетарской самодеятельности в различных областях искусства, особенно в литературе и театре. Нигилистическое отрицание культурного наследия, сепаратизм лидеров и идеологов Пролеткульта (А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев) нанесли серьезный ущерб развитию художественной культуры.

Большая Советская Энциклопедия

Пролеткульт

литературно-художественная и культурно-просветительная организация возникшая накануне Великой Октябрьской социалистической революции и развернувшая активную деятельность в 1917≈20. Провозглашала задачу формирования пролетарской культуры путём развития творческой самодеятельности пролетариата, объединяла трудящихся, которые стремились к художественному творчеству и культуре. К 1920 организации П. насчитывали до 400 тыс. членов, 80 тыс. человек занимались в художественных студиях и клубах. Издавалось около 20 журналов П. («Горн» в Москве, «Грядущее» в Петрограде, «Зарево заводов» в Самаре и др.). Организации П. возникли в начале 20-х гг. в Великобритании, Германии, и др., но оказались нежизнеспособными, С П. связана деятельность поэтов: М. П. Герасимова, В. Д. Александровского, В. Т. Кириллова, С. А. Обрадовича, А. Маширова-Самобытника, Н. Г. Полетаева, В. В. Казина и др. Их творчество, проникнутое революционно-романтическим пафосом, испытало воздействие символистской и народнической поэзии. В 1920 поэты Александровский, Казин, Обрадович, Полетаев ушли П. и образовали группу «Кузница» . Деятельность П. отмечена серьезными противоречиями. Теоретики П. пропагандировали эстетические принципы, чуждые ленинизму. Наиболее полно они изложены в работах А. А. Богданова , выступавшего в журнале «Пролетарская культура». Возникшая в дореволюционные годы, концепция «чистой» пролетарской культуры, создаваемой только самими пролетариями, практически вела к отрицанию связи между социалистической культурой и культурой прошлого, к обособлению пролетариата в области культурного строительства от крестьянства и интеллигенции. Взгляды Богданова до известной степени разделялись др. руководителями П. И. Лебедевым-Полянским, П. М. Керженцевым, В. Ф. Плетнёвым, Ф. И. Калининым, П. К. Бессалько. Тенденции П. к сепаратизму и автономности противоречили ленинским принципам строительства социалистического общества. Вопрос о независимости П. от государства и партии был предметом серьёзных дискуссий в печати. 8 октября 1920 в связи со съездом П., на котором вновь подчёркивалась необходимость автономности П., В. И. Ленин подготовил проект резолюции «О пролетарской культуре». По предложению Политбюро ЦК РКП (б) съезд П. принял резолюцию, согласно которой П. входил в Наркомпрос на положении его отдела, руководствующегося в работе направлением, диктуемым Наркомпросу РКП (б). В опубликованном в «Правде» 1 декабря 1920 письме ЦК РКП (б) «О пролеткультах» разъяснялось отношение партии к П., критиковались теоретические взгляды его руководителей. Однако руководство П. стояло на прежних позициях, о чем свидетельствовала ст. В. Плетнева «На идеологическом фронте» («Правда», 27 сентября 1922), вызвавшая резкую критику Ленина (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 54, с. 29

  1. . Коммунистическая партия решительно осудила и отвергла нигилистическое отношение идеологов П. к прогрессивной культуре прошлого, что имело важнейшее значение для формирования новой, социалистической культуры. В 20-е гг. П. занимался главным образом театральной и клубной работой. Наиболее заметное явление ≈ 1-й Рабочий театр П., где работали, в частности, С. М. Эйзенштейн, В. С. Смышляев, И. А. Пырьев, М. М. Штраух, Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер и др. В 1925 П. вошёл в профсоюзы, в 1932 прекратил существование.

    Лит.: Ленин В. И., О литературе и искусстве. Сб. ст., М., 1969; Бугаенко П. А., А. В. Луначарский и литературное движение 20-х гг., Саратов, 1967; Смирнов И., Ленинская концепция культурной революции и критика Пролеткульта, в сб: Историческая наука и некоторые проблемы современности, М., 1969; Горбунов В., Ленин и социалистическая культура, M., 1972; его же, В. И. Ленин и Пролеткульт, М., 1974; Марголин С., Первый рабочий театр Пролеткульта, М., 1930.

    Н. И. Дикушина, Л. К. Швецова.

Википедия

Пролеткульт

Пролетку́льт (сокр. от Пролетарские культур­но-просветительные организации) — массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения , существовавшая с 1917 по 1932 год .

Примеры употребления слова пролеткульт в литературе.

В эти же годы Баланчивадзе работал музыкальным оформителем спектаклей Театра пролеткульта Грузии, Театра сатиры, Тбилисского рабочего театра и др.

Глебов сидел в профессорском кабинете на диванчике с твердой гнутой спинкой из красного дерева - тогда такие диваны продавались, как дрова, в скупочных магазинах, а нынче попробуй найди за любые деньги - и с наслаждением вел беседу о попутчиках, формалистах, рапповцах, Пролеткульте, о многом, что когда-то Глебова интересовало нешуточно.

И в каждой Коломне, Верее, Рузе, в каждом Пугачеве, Краснококшайске, Зарайске -- в каждой волости -- во всей России -- в домах купцов, в старых клубах и банкирских конторах, в помещичьих усадьбах, в волисполкомах, в сельских школах -- в каждой -- в каждом -- было -- были: политпросветы, наробразы, пролеткульты, сексоцкультуры, культпросветы, комсомолы, школы грамотности и политграмотности, театральные, музыкальные, живописные, литературные студии, клубы, театры, дома просвещения, избы-читальни, -- где десятки тысяч людей, юноши и девушки, девки и парни, красноармейцы, бабы, старики, слесаря, учителя, агрономы -- учили, учились, творчествовали, читали, писали, играли, устраивали спектакли, концерты, митинги, танцульки.

Сегодня эти заблуждения Пролеткульта видны всем, но в первые годы Советской власти понадобилось немало усилий, чтобы вскрыть ошибочность пролеткультовских установок.

Вспомнил, что здравотдел помещается на улице Пролеткульта против Радиокомитета, видел не раз вывеску у подъезда.

В художественных мастерских и студиях Пролеткульта, созданных в Петрограде, Москве и других городах, в 1918-21 гг.

Учились ли под покровительством какого-нибудь пролеткульта, или стали лихими комсомольцами и со свистом и похабной руганью снимали кресты с куполов сельского храма, рушили иконостас и обращали святой храм в танцульку имени Клары Цеткин?

Театр Пролеткульта был занят поисками новой художественной формы, которая бы соответствовала идеологии новой России и нового государственного строя.

Источник: библиотека Максима Мошкова