педология в словаре кроссвордиста
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
педологии, мн. нет, ж. (от греч. paides - дети и logos - учение). Лженаука, основанная на антимарксистских положениях, глубоко реакционных "законах" о фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды. ЦК ВКП(б) устанавливает, что такая теория могла появиться лишь в результате некритического перенесения в советскую педагогику взглядов и принципов антинаучной буржуазной педологии, ставящей своей задачей в целях сохранения господства эксплоататорских классов доказать особую одаренность и особые права на существование эксплоататорских классов и "высших рас" и, с другой стороны - физическую и духовную обреченность трудящихся классов и "низших рас" (из постановления ЦК ВКП(б) от 4/VII 1936 г.).
педологии, мн. нет, ж. (от греч. paides - дети и logos - учение). Лженаука, основанная на антимарксистских положениях, глубоко реакционных "законах" о фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды. ЦК ВКП(б) устанавливает, что такая теория могла появиться лишь в результате некритического перенесения в советскую педагогику взглядов и принципов антинаучной буржуазной педологии, ставящей своей задачей в целях сохранения господства эксплоататорских классов доказать особую одаренность и особые права на существование эксплоататорских классов и "высших рас" и, с другой стороны - физическую и духовную обреченность трудящихся классов и "низших рас" (из постановления ЦК ВКП(б) от 4/VII 1936 г.).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Совокупность психологических, биологических, социологических концепций развития ребенка.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ПЕДОЛОГИЯ (от греч. pais, род. п. paidos - дитя и... логия; букв. наука о детях) направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребенка. Возникла в кон. 19 в. Распространение педологии в России в 1920-30-е гг. сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. Многие работы, выполненные в русле педологии, содержали ценный материал по проблемам детства. Официальный запрет педологии в СССР (1936) затормозил становление комплексной науки о детстве.
Большая Советская Энциклопедия
(от греч. páis, родительный падеж paidós ≈ дитя и ...логия ), буквально ≈ наука о детях, фактически ≈ совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических, социологических концепций развития ребёнка, не представляющая целостной теории. В современной зарубежной науке термин «П.» не употребляется; вопросы, включавшиеся в проблематику П., разрабатываются в общем русле развития детской и педагогической психологии. Возникновение П. было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики; первые работы педологического характера относятся к началу 20 в. (в зарубежных странах ≈ Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мёйман, В. Прейер и др., в России ≈ В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др.).
В дореволюционной России П. была представлена на съездах по педагогической. психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). После Октябрьской социалистической революции 1917 развилась сеть педологических учреждений, была издана обширная литература, проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журнал «Педология» (1928≈32). К концу 20-х гг. П. начала претендовать на роль «марксистской науки о детях», монополизируя право на изучение ребёнка, оттесняя педагогику и поглощая психологию, анатомию и физиологию детского возраста.
Идеалистические и механистические установки П., её антипсихологизм (в психологии она видела лишь науку о субъективном), чрезмерное увлечение научно необоснованными тестами , при помощи которых определялся так называемый коэффициент умственной одарённости учащихся, отрицательно сказались на психологии и педагогике и в особенности много вреда причинили школе. В этой связи ещё в начале 30-х гг. многие положения П. (проблемы предмета П., био- и социогенеза, тестов и др.) подверглись принципиальной содержательной критике. Критика характерного для П. игнорирования собственной деятельности школьников и ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребёнка получила завершение в постановлении ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Резкие и по большей части справедливые критические выступления советских педагогов против П. со ссылкой на это постановление нередко сопровождались отрицанием всего положительного, что было сделано советскими учёными (П. П. Блонским, Л. С. Выготским и др.), так или иначе связанными с П. и действительно допускавшими серьёзные ошибки, но вместе с тем творчески развивавшими педагогику и психологию.
Лит.: Петровский А. В., История советской психологии, М., 1967.
А. В. Петровский.
Википедия
Педология — направление в педагогике , ставившее своей целью объединить подходы различных наук к методике развития ребёнка.
Термин устарел и в настоящее время имеет лишь историческое значение. Большая часть продуктивных научных результатов педологических исследований была ассимилирована психологией детского возраста .
Педология (англ. pedology, франц pédologie):
- Педология в почвоведении — наука об изучении почв в природной среде, один из разделов почвоведения.
- Педология в педагогике к развитию ребёнка.
Примеры употребления слова педология в литературе.
Во время гражданской войны был фигурой, но затем как-то отжат, отодвинут, занимался чепуховиной - тем самым балабольством, о котором презрительно говорил Санин отец, вроде педологии, воспитания детей в коммунах, поклонения солнцу.
А в прошлом семестре, -- сказал историк, -- мы наблюдали, как слабоумный заика загадочным образом возглавил кафедру Педологии, поскольку он играл на незаменимом контрабасе.
Источник: библиотека Максима Мошкова