Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

парменид в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

парменид

ПАРМЕНИД из Элеи (период расцвета 504-501 до н. э.) древнегреческий философ, основатель элейской школы. Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным ("единым"), бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера "мнения"); сформулировал идею тождества бытия и мышления.

Большая Советская Энциклопедия

Парменид

(Parmenídes) из Элеи, в Южной Италии (родился около 540 до н. э.), древнегреческий философ, представитель элейской школы . Был идейно связан через Ксенофана с Анаксимандром и через пифагорейца Аминия с пифагореизмом . Помимо философии, занимался законодательством. Существо философской позиции П. заключается в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Это было подлинным философским открытием П. Мышление и соответствующий ему мыслимый (умопостигаемый) мир есть для П. прежде всего «единое», которое он характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести; для богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует только настоящее. П. даёт одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: «мыслить и быть есть одно и то же», «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Такое бытие, по П., никогда не может быть небытием, поскольку последнее ≈ это нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе.

Вопреки сложившемуся ещё в древности мнению, П. вовсе не отрицал чувственного мира, а только доказывал, что для его философского и научного осознания мало одной чувственности. Считая критерием истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности. Чувственный мир П. трактовал в духе ранней греческой натурфилософии как смешение огня и земли, светлого и тёмного, тёплого и холодного, тонкого и плотного, лёгкого и тяжёлого.

Соч. в кн.: Diels Н., der Vorsokratiker, 9 Aufl., 1960; в рус. пер., в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 2, Каз., 1915, с. 33≈49.

Лит.: Мандес М. И., Элеаты. Филологические разыскания в области истории греческой философии, Од., 1911; Fraenkel Н., Parmenides-Studien. B., 1930; Reinhardt К., Parmenides und die Geschichte der griechischen Philosophic, 2 Aufl., B., 1959; Verdenins W. J., Parmenides. Some comments on his poem, 2 ed., B., 1964; Cornford F. М., Plato and Parmenides, 5 ed., L., 1964.

А. Ф. Лосев.

Википедия

Парменид (Платон)

Парменид — диалог Платона .

В диалоге воспроизводится беседа, которую на Великие Панафинеи в 450 году до н. э. вели в доме Пифодора, слушателя Зенона Элейского , 65-летний Парменид , 40-летний Зенон , 20-летний Сократ и юноша Аристотель (не имеющий отношения к одноимённому философу ), впоследствии — один из тридцати тиранов .

Парменид

Пармени́д из Эле́и (ок. 540 до н. э. или 515 до н. э. — ок. 470 до н. э. ) — древнегреческий философ , основатель и главный представитель Элейской школы . Свои взгляды выразил в метафизической поэме « О природе », значительная часть отрывков которой дошла до нас, в ней содержатся основные положения элейской философии. Его учеником и последователем был Зенон Элейский .

К нему восходят начала метафизики . Он обратился к вопросам бытия и познания , заложив фундамент онтологии и истоки гносеологии ; разделил истину и мнение.

По его выводу, истинно знание вечного, неизменного бытия, а « мыслить и быть — одно и то же». Его основные тезисы таковы:

  1. Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление, и мыслимое есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.
  2. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.
  3. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.
  4. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара .

Тезис. «Бытие есть, а небытия — нет». Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».

  1. Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий.
    Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет.
  2. Бытие сплошно , то есть не имеет частей.
    Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его нет.
  3. Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире.
    В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого.
  4. Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения.
    Так при возникновении должно быть Небытие, но Небытия нет.
  5. Бытие вечно пребывает на одном и том же месте.

Как пишет в БСЭ (3-е изд.) А. Ф. Лосев , считая критерием истины разум, Парменид отвергал ощущения из-за их неточности. Диоген Лаэртский так передает его философию: «Критерием истины называл он разум , в чувствах же, — говорил он, — точности нет». По замечанию БСЭ (2-е изд.), отвергая ощущения и опыт как источник знания, Парменид противостоял ионийскому естествознанию, возражал против требования Гераклита «прислушиваться к природе». «Парменид — мыслитель действительно необыкновенной глубины», — говорит Сократ в диалоге Платона «Теэтет». Он был современником Гераклита , с которым спорил. Проф. Дж. Бернет назвал Парменида "отцом материализма".

Парменид происходил из знатной и богатой семьи, был также законодателем Элеи (по свидетельству Спевсиппа ), где его чтили как высоконравственного человека.

Примеры употребления слова парменид в литературе.

С учетом этих уточнений становится очевидно, что ряд более или менее легендарных персонажей, упомянутых нами, - Орфей, Абарис, Гермотим, Пифагор и Парменид - наделены чисто шаманскими особенностями.

Что же касается мнений древних философов, таких, как Пифагор, Филолай, Ксенофан, Анаксагор, Парменид, Левкипп, Демокрит и другие, к которым обычно относятся пренебрежительно и невнимательно, то было бы весьма полезно проявить немножко больше скромности и повнимательнее изучить их.

Это объясняется тем, Сократ,- сказал Парменид, - что ты проядевременно, не поупражнявшись как следует, берешься определять, что такое прекрасное, справедливое, благое и любая другая идея.

В действительности это сочинение поддерживает рассуждение Парменид против тех, кто пытается высмеять его, утверждая, что если существует единое, то из этого утверждения следует множество смешных и противоречащих ему выводов.

Славно, Сократ,- сказал Парменид,- помкщаешь ты единое и тождественное одновременно во многих местах, все равно как если бы, покрыв многих людей одною парусиною, ты стал утверждать, что единое все целиком находится над многими.

Абсолютное и относительное полагание единого с выводами для единого - Ну, что ж,- сказал Парменид,- если есть единое, то может ли это единое быть многим?

При всем при том это умозрительный объект, который невидим и неосязаем: Единое Бытие Парменида не содержит ни огня, ни земли, оно невидимо и неосязаемо.

То же можно сказать о различии мышления и ощущения у Парменида, о телесной природе чисел в пифагорействе, о наличии всего во всем у Анаксагора и т.

Действительно, гомеомерии -- у Анаксагора, атомы -- у Левкиппа и Демокрита, земля и небо -- у Парменида, раздор и дружба -- у Эмпедокла, разрежение тел в безразличной природе огня и возвращение их к плотному состоянию -- у Гераклита -- все это имеет в себе что-либо от естественной философии, напоминает о природе вещей, об опыте, о телах.

Ксенофан допускал еще изменение и движение как возникновение и упадок, которые Парменид и другие элеаты полностью отвергали.

Эпикура, полное и пустое Левкиппа и Демокрита, воду Фалеса, бесконечную природу Анаксимандра, воздух Диогена, числа и симметрию Пифагора, бесконечное Парменида, единое Мусея, воду и огонь Аполлодора, сходные частицы Анаксагора, раздор и любовь Эмпедокла, огонь Гераклита или любое другое воззрение из бесконечного хаоса взглядов и суждений, порождаемых нашим хваленым человеческим разумом, его проницательностью и уверенностью во всем, во что он вмешивается.

Парменид воспринимал его логически, Гераклит интуитивно, а Ксенофан выступил поистине в духе своих современников, израильских пророков.

Парменид, так же как и Ксенофан, соединяет материализм с учением о неподвижности и неизменности бытия.

Абсурдных стен больше нет: индивидуальное сознание соотносится с универсальным, с Единым Парменида, миром идей Платона или с Богом у Кьеркегора, Шестова, Ясперса.

Шар Парменида или Эмпедокла действует как шар Мейринка -- любое тело, оказывающееся на его поверхности, вступающее с ней в соприкосновение, мгновенно переносится в центр.

Источник: библиотека Максима Мошкова