Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

папство в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

папство

папства, мн. нет, ср. (книжн.). Папская власть.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

папство

ср.

  1. Система церковного управления во главе с папой (2*).

  2. Пребывание в сане папы (2*).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

папство

руководство католической церкви, религиозный центр, возглавляемый римским папой. Папство сложилось на основе римского епископата. В 5 в. римские епископы, называвшие себя "папа", добились от римского императора эдикта о подчинении им других епископов. В 8 в. создание Папской обл. положило начало светской власти пап. После 2-й мировой войны, особенно с 60-х гг., папство взяло курс на приспособление церкви к современной эпохе в области догматики, культа, организации и политики.

Большой юридический словарь

папство

руководство католической церкви, религиозный центр, возглавляемый папой римским. П. сложилось на основе римского епископата. В V в. римские епископы, называвшие себя "папа", добились от римского императора эдикта о подчинении им других епископов. В VIII в. создание Папской области положило начало светской власти пап.

Большая Советская Энциклопедия

Папство

религиозный монархический центр католической церкви, возглавляемый римским папой (который рассматривается в католицизме как преемник апостола Петра ). Папа избирается пожизненно (с 1389 всегда из кардиналов, с 1523 практически лишь из итальянцев) на конклаве . Фактически власть П. в церкви неограниченна. Номинально в управлении церковью участвует (по решению 2-го Ватиканского собора 1962≈65) коллегия епископов (в которую входит весь католический епископат), но лишь совместно и во главе с папой. Образованный папой Павлом VI в сентябре 1965 новый церковный орган ≈ синод епископов ≈ имеет лишь совещательные и информационные функции, созывается папой, который (или его представители) председательствует на нём, назначает повестку дня и т. п. Папа созывает Вселенские соборы , утверждает их решения; возводит в кардинальское достоинство, в епископы; ему подчиняются генералы монашеских орденов. Папа одновременно ≈ неограниченный правитель государства Ватикан , где находится его постоянная резиденция. В своей общественно-политической и религиозной деятельности П. опирается на разветвленный аппарат католической церкви и связанные с нею религиозные и светские организации, на подчинённую ему Римскую курию , на дипломатических представителей Ватикана и специальных личных представителей ≈ легатов . Директивы, адресуемые ко всей католической церкви или к католикам отдельных стран, папы издают в форме энциклик . Через епископат П. влияет на деятельность католических партий, христианских профсоюзов, светских католических организаций. П. сложилось на основе римского епископата. С середине 2 в. в христианских общинах руководство постепенно перешло к епископам, среди которых к 4 в. наибольшее влияние приобрели римские, владевшие крупными земельными угодьями, претендовавшие как епископы столицы Римской империи на особое положение в церкви. Перенесение столицы Римской империи в Константинополь (330), затем разделение империи (395) и низложение последнего императора Западной Римской империи (476) способствовали политической самостоятельности римского епископа, оставшегося единственным представителем власти в Риме. С 5 в. римские епископы присвоили себе название «папа» (от греч. páppas ≈ отец, наставник). Лев I (папа в 440≈46

  1. добился от римского императора издания эдикта о подчинении всех епископов папскому суду и о придании решениям папы силы закона. В 756 благодаря дару Пипина Короткого была создана Папская область и положено начало светской власти пап, для обоснования которой были сфабрикованы «Константинов дар» (8 век) и Лжеисидоровы декреталии (9 век). П. оказалось в зависимости от франкских королей, затем от императоров «Священной Римской империи». 11≈13 вв.≈ период усиления П., использовавшего в борьбе с императорами за инвеституру движение за Клюнийскую реформу . Вормсский конкордат 1122, завершивший борьбу за инвеституру, усилил власть П. над епископами. Возвышению П. способствовал декрет Латеранского собора 1059 о выборах пап только кардиналами, без участия остального духовенства и светских магнатов, за императором оставалось лишь право последующего утверждения папы (ранее папы, как и другие епископы, избирались духовенством и феодальной знатью; с 10 в. в выборы активно вмешивались императоры); Латеранский собор 1179 установил, что для избрания папы требуется не менее 2/3 голосов участников конклава. Григорий VII (1073≈85), Иннокентий III (1198≈1216), Бонифаций VIII (1294≈1303) ≈ наиболее видные борцы за папскую теократию, претендовавшие на верховенство над светскими государями. П. поставило себя выше церковных соборов. Стремилось распространить католицизм и за пределами Западной Европы, в том числе (безуспешно) на Руси. В конце 11 в. П., добивавшееся расширения своей власти, явилось инициатором и организатором крестовых походов . Вело борьбу с антифеодальными народными движениями, носившими характер ересей. Для борьбы с ересями и с оппозицией церковной власти П. учредило в 13 в. инквизицию . Политическая роль П. в средневековой Европе определялась тем, что возглавляемая им католическая церковь была в то время «... интернациональным центром феодальной системы... Она окружила феодальный строй ореолом божественной благодати» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 306).

    По мере складывания в Европе централизованных государств влияние П. ослабевало. Во Франции с 13 в. получило развитие так называемое галликанство , добивавшееся независимости французской католической церкви от П. В результате поражения в борьбе с королевской властью во Франции П. попало в зависимость от французских королей и под их давлением перенесло в 14 в. свою резиденцию из Рима в Авиньон (см. Авиньонское пленение пап ). Возвращение пап в Рим в 1377 не укрепило положения П. Падению его авторитета способствовал «великий раскол» (1378≈1417), когда папский престол занимали одновременно двое или трое пап (современная церковь лишь одного из них признаёт законным, а другие объявлены ею антипапами ). В высших церковных кругах и среди представителей светских феодалов зародилось так называемое соборное движение , выдвигавшее идею верховенства церковных соборов над властью пап. Развернувшаяся на Базельском соборе (1431≈49) борьба между сторонниками соборного движения и П. закончилась победой последнего, но реально П. не смогло восстановить своего былого значения. Реформация 16 в. и образование протестантских церквей (см. Протестантизм ) привели к потере позиций П. в ряде европейских стран. Несколько укрепила положение П. Контрреформация (особенно Тридентский собор 1545≈63).

    С усилением национальных государств в Европе П. должно было отказаться от претензий на политическое господство над светскими государями, оно перешло к политике поддержки светской власти в государствах Западной Европы. П. враждебно встретило буржуазные революции и до середины 19 в. оставалось опорой феодально-монархических сил. Со 2-й половины 19 в. П. стало сближаться с реакционными буржуазными кругами на почве совместной борьбы против рабочего движения и социализма. Пий IX издал в 1864 «Силлабус» , в котором осудил демократические свободы, социализм, коммунизм, требовал сохранения светской власти папы. 1-й Ватиканский собор 1869≈70 провозгласил догмат о папской непогрешимости. С конца 19 в., когда обострились классовые противоречия и классовая борьба, П. изменило политику, стремясь средствами социальной демагогии отвлечь трудящихся от революционной борьбы. Начало этому курсу положил Лев XIII. Его энциклика 1891 («Rerum novarum») содержала элементы христианского социализма , призывала к сотрудничеству между трудом и капиталом, по существу же защищала частную собственность и классовое деление общества как извечные. Антисоциалистическая программа Льва XIII легла в основу социальной деятельности его преемников. П. заняло враждебную позицию по отношению к Великой Октябрьской социалистической революции и к Советскому государству; в последующие годы деятельность П. носила открыто антикоммунистический характер. В 1929 папа Пий XI заключил с фашистской Италией Латеранские соглашения , предусматривавшие образование папского государства Ватикан; в 1930 объявил крестовый поход против СССР, в 1933 подписал конкордат с гитлеровской Германией; в 1937 издал энциклику против коммунизма. В 1939 папа Пий XII приветствовал победу франкистов в Испании; в 1949 подписал декрет об отлучении от церкви коммунистов.

    Изменение соотношения сил в мире после 2-й мировой войны 1939≈45 в пользу социализма, развёртывание национально-освободительного движения, прогресс науки привели к кризису католической церкви. Для укрепления позиций католицизма П. взяло курс на приспособление церкви к современной эпохе как в вопросах культа, вероучения, организации, так и в области международной политики. Начало новому курсу П. положил папа Иоанн XXIII (1958≈63). Оставаясь противником социализма, он выступал за мир и разоружение, за разрешение спорных международных вопросов путём переговоров, заняв более реалистические позиции в отношении к социалистическим странам. Эти новые тенденции нашли отражение в постановлениях 2-го Ватиканского собора (1962≈1965) и в деятельности папы Павла VI (с 1963).

    Список пап и антипап (официально принятый католической церковью. В действительности сравнительно достоверные сведения о римских папах (до 5 в.≈ епископах) имеются лишь с 3 в. и то с пробелами. Список дан по «Annuario Pontificio, citta del Vaticano», 1969.)

    Петр, апостол; Лин (67≈76); Клет (Анаклет) (76≈88); Климент I (88≈97); Эварист (97≈105); Александр I (105≈115); Сикст I (115≈125); Телесфор (125≈ 136); Игин (136≈140); Пий I (140≈155); Аникет (155≈166); Сотер (166≈175); Элевтерий (175≈189); Виктор I (189≈199); Зефирин (199≈217); Каликст I (217≈22

  2. ; Ипполит (217≈235) (антипапа); Урбан I (222≈230); Понциан (230≈235); Антер (235≈236); Фабиан (236≈250); Корнелий (251≈25

  3. ; Новациан (251≈ около 258) (антипапа); Луций (253≈25

  4. ; Стефан I (254≈257); Сикст II (257≈258); Дионисий (259≈269); Феликс I (269≈274); Евтихий (275≈283); Гай (283≈296); Марцеллин (296≈304); Марцелл I (308≈309); Евсевий (309 или 310); Мильтиад (Мельхиад) (311≈314); Сильвестр I (314≈33

  5. ; Марк (33

  6. ; Юлий I (337≈352); Либерии (352≈366); Феликс II (355≈365) (антипапа); Дамасий I (366≈384); Урсин (366≈36

  7. (антипапа); Сириций (384≈399); Анастасий I (399≈401); Иннокентий I (401≈417); Зосима (417≈41

  8. ; Бонифаций I (418≈422); Евлалий (418≈41

  9. (антипапа); Целестин I (422≈432); Сикст III (432≈440); Лев I (440≈461); Иларий (461≈468); Симплиций (468≈483); Феликс III (II)(483≈492) (после признания Феликса II антипапой был изменен порядковый номер Феликса III); Геласий I (492≈496); Анастасий II (496≈498); Симмах (498≈514); Лаврентий (498, 501≈505) (антипапа); Гормизд (514≈523); Иоанн I (523≈526); Феликс IV (III) (526≈530); Бонифаций II (530≈532); Диоскор (530) (антипапа); Иоанн II (533≈535); Агапий I (535≈536); Сильверий (536≈537); Вигилий (537≈555); Пелагий I (556≈561); Иоанн III (561≈574); Бенедикт I (575≈579); Пелагий II (579≈590); Григорий I (590≈604); Сабиниан (604≈606); Бонифаций III (607); Бонифаций IV (608≈615); Адеодат I (615≈618); Бонифаций V (619≈625); Гонорий I (625≈638); Северин (640); Иоанн IV (640≈642); Теодор I (642≈649); Мартин I (649≈655); Евгений I (654≈ 657); Виталий (657≈672); Адеодат II (672≈676); Домн (676≈678); Агафон (678≈681); Лев II (682≈683); Бенедикт II (684≈685); Иоанн V (685≈686); Конон (686≈687); Теодор (687) (антипапа); Пасхалий (687) (антипапа); Сергий I (687≈701); Иоанн VI (701≈705); Иоанн VII (705≈707); Сизиний (708); Константин (708≈715); Григорий II (715≈731) Григорий III (731≈741); Захарий (741≈752); Стефан II (752≈757) (фактически Стефан III, так как непосредственно перед ним занимал папский престол 3 дня Стефан, который в официальный список не включается); Павел I (757≈767); Константин (767≈769) (антипапа); Филипп (768) (антипапа); Стефан lll (IV) (768≈772); Адриан I (772≈795); Лев III (795≈816); Стефан IV (V) (816≈817); Пасхалий I (817≈824); Евгений II (824≈827); Валентин (827); Григорий IV (827≈844); Иоанн (844) (антипапа); Сергий II (844≈847); Лев IV (847≈855); Бенедикт III (855≈858); Анастасий (855) (антипапа); Николай I (858≈867); Адриан II (867≈872); Иоанн VIII (872≈882); Марин I (882≈884); Адриан III (884≈885); Стефан V (VI) (885≈891); Формоз (891≈896); Бонифаций VI (896); Стефан VI (VII) (896≈897); Роман (897); Теодор II (897); Иоанн IX (898≈900); Бенедикт IV (900≈903); Лев V (903); Христофор (903≈904) (антипапа); Сергий III (904≈911); Анастасий III (911≈913); Ландон (913≈914); Иоанн X (914≈928); Лев VI (928); Стефан VII (VIII) (928≈931); Иоанн XI (931≈935); Лев VII (936≈939); Стефан VIII (IX) (939≈942); Марин II (942≈946); Агапий II (946≈955); Иоанн XII (955≈964); Лев VIII (963≈965); Бенедикт V (964≈966) («Annuario Pontificio...» Льва VIII, возведённого на папский престол Оттоном I, в число пап не включает, другие источники представляют папой Льва VIII, а Бенедикта V антипапой); Иоанн XII (965≈972); Бенедикт VI (973≈974); Бонифаций VII (974, 984≈85) (антипапа); Бенедикт VII (974≈983); Иоанн XIV (983≈984); Иоанн XV (985≈996); Григорий V (996≈999); Иоанн XVI (997≈998) (антипапа); Сильвестр II (999≈1003); Иоанн XVII (1003); Иоанн XVIII (1004≈09); Сергий IV (1009≈12); Бенедикт VIII (1012≈24); Григорий (1012) (антипапа); Иоанн XIX (1024≈32); Бенедикт IX (1032≈44); Сильвестр III (1045); Бенедикт IX (1045); Григорий VI (1045≈46); Климент II (1046≈47); Бенедикт IX (1047≈48); Дамасий (1048); Лев IX (1049≈54); Виктор II (1055≈57); Стефан IX (X) (1057≈58); Бенедикт X (1058≈59) (антипапа); Николай II (1059≈1061); Александр II (1061≈73); Гонорий II (1061≈72) (антипапа); Григорий VII (1073≈85); Климент III (1084≈1100) (антипапа); Виктор III (1086≈87); Урбан II (1088≈99); Пасхалий II (1099≈1118); Теодорих (1100) (антипапа); Альберт (1102) (антипапа); Сильвестр IV (1105≈11) (антипапа); Геласий (1118≈1119); Григорий VIII (1118≈21) (антипапа); Каликст II (1119≈24); Гонорий II (1124≈30); Целестин II (1124) (антипапа); Иннокентий II (1130≈43); Анаклет II (1130≈38) (антипапа); Виктор IV (1138) (антипапа); Целестин II (1143≈44); Луций II (1144≈45); Евгений III (1145≈1153); Анастасий IV (1153≈54); Адриан IV (1154≈59); Александр III (1159≈81); Виктор IV (1159≈64) (антипапа); Пасхалий III (1164≈68) (антипапа); Каликст III (1168≈78) (антипапа); Иннокентий III (1179≈80) (антипапа); Луций III (1181≈1185); Урбан III (1185≈87); Григорий VIII (1187); Климент III (1187≈91); Целестин III (1191≈98); Иннокентий III (1198≈1216); Гонорий III (1216≈27); Григорий IX (1227≈41); Целестин IV (1241); Иннокентий IV (1243≈54); Александр IV (1254≈61); Урбан IV (1261≈64); Климент IV (1265≈68); Григорий X (1271≈76); Иннокентий V (1276); Адриан V (1276); Иоанн XXI (1276≈77); Николай III (1277≈80); Мартин IV (1281≈85); Гонорий IV (1285≈87); Николай IV (1288≈1292); Целестин V (1294); Бонифаций VIII (1294≈1303); Бенедикт XI (1303≈04); Климент V (1305≈14); Иоанн XXII (1316≈34); Николай V (1328≈30) (антипапа); Бенедикт XII (1334≈42); Климент VI (1342≈52); Иннокентий VI (1352≈62); Урбан V (1362≈70); Григорий XI (1370≈1378); Урбан VI (1378≈89); Климент VII (1378≈94) (антипапа); Бонифаций IX (1389≈1404); Бенедикт XIII (1394≈1423) (антипапа); Иннокентий VII (1404≈06); Григорий XII (1406≈15); Александр V (1409

  10. (антипапа); Иоанн XXIII (1410≈15) (антипапа); Мартин V (1417≈1431); Евгений IV (1431≈47); Феликс V (1439≈49) (антипапа); Николай V (1447≈55); Каликст III (1455≈58); Пий II (1458≈64); Павел II (1464≈71); Сикст IV (1471≈84); Иннокентий VIII (1484≈92); Александр VI (1492≈1503); Пий III (1503); Юлий II (1503≈13); Лев X (1513≈21); Адриан VI (1522≈23); Климент VII (1523≈34); Павел III (1534≈1549); Юлий III (1550≈55); Марцелл II (1555); Павел IV (1555≈59); Пий IV (1559≈65); Пий V (1566≈72); Григорий XIII (1572≈85); Сикст V (1585≈90); Урбан VII (1590); Григорий XIV (1590≈1591); Иннокентий IX (1591): Климент VIII (1592≈1605); Лев XI (1605); Павел V (1605≈21); Григорий XV (1621≈23); Урбан VIII (1623≈44); Иннокентий X (1644≈55); Александр VII (1655≈67); Климент IX (1667≈69); Климент X (1670≈76); Иннокентий XI (1676≈89); Александр VIII (1689≈91); Иннокентий XII (1691≈1700); Климент XI (1700≈1721); Иннокентий XIII (1721≈24); Бенедикт XIII (1724≈30); Климент XII (1730≈ 1740); Бенедикт XIV (1740≈58); Климент XIII (1758≈69); Климент XIV (1769≈74); Пий VI (1775≈99); Пий VII (1800≈23); Лев XII (1823≈29); Пий VIII (1829≈30); Григорий XVI (1831≈46); Пий IX (1846≈78); Лев XIII (1878≈1903); Пий X (1903≈14); Бенедикт XV (1914≈1922); Пий XI (1922≈39); Пий XII (1939≈58); Иоанн XXIII (1958≈63); Павел VI (с 1963).

    Лит.: Лозинский С. Г., История папства, М., 1961; Шейнман М. М., Папство, М., 1961; его же, От Пия IX до Иоанна XXIII, М., 1966; Заборов М. А., Папство и крестовые походы, М., 1960; Винтер Э., Папство и царизм, пер. с нем., М., 1964; Hayward F., Histoire des papes, 3 éd., P., 1953; Pastor L., Geschichte der Päpste seit dem Ausgang des Mittelalters, Bd 1≈16, [Freib.], 1955≈61. см. также лит. при статьях Ватикан , Католицизм .

    М. М. Шейнман.

Википедия

Папство

Па́пствобогословский и религиозно - политический институт католицизма , устанавливающий па́пу ри́мского видимым главой всей Католической церкви . Папа также является верховным правителем Святого Престола , вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан , где находится его постоянная резиденция.

Примеры употребления слова папство в литературе.

Я бы менее распространялся на эту тему и обошел бы молчанием приведенные взгляды Беллармина, если бы это были взгляды частного лица, а не борца за папство против всех других христианских властителей и государств.

Эта моральная аберрация и привела гильдебрандово папство к самоубийству.

Менее чем через сто лет после роспуска Базельского Собора папство оказалось даже в еще худшем положении, чем перед началом Копстанцкого Собора.

Папство и империя, гвельфы и гибеллины, феодализм и города-коммуны - в его сознании все эти установления разрушены.

Возникнув в церковно-догматической области с целью укрепления власти папства, иезуитизм, как принцип поведения, постепенно распространился и в другие сферы жизни.

Папство отвергло парламентарный принцип и выбрало неограниченную власть в ограниченной области вместо ограниченной власти над преданным и неразделенным христианством.

Оставаясь глухим к вызовам новых сил демократии и национализма, папство сосредоточилось на местном итальянском Рисорджименто, и полное исчезновение его территориальной власти 20 сентября 1870 г.

Стремясь к такой деспотической власти над умами, какую он имел над телами, он обрушивал ужаснейшие казни как на католиков, отказавшихся признавать его папство, то есть его верховенство, так и на еретиков, не принимавших его собственных бестолковых представлений о религии.

Своей посмертной славой Винцент де Поль обязан кровавому усердию по отношению к врагам папства.

Так, вкратце, выглядит история великих столетий, на которые пришлись возвышение и упадок папства.

Хотя эти надежды и мечты в значительной степени рассеялись после первого же крестового похода, когда выяснилось, что на нем наживаются только церковная иерархия и верхушка крестоносцев, идея освобождения гроба господня еще долго приносила папству не только материальные, но и духовные дивиденды.

Там же, где большинство населения исповедовало католицизм, папство настаивало не только на праве церкви контролировать систему актов гражданского состояния, но и систему образования, осуществлять духовную цензуру, получать правительственные субсидии, не платить налоги и пользоваться рядом других привилегий.

Папство, церковь и клерикальные организации постепенно вживались в капиталистическую действительность.

В свою очередь, ученики Лойолы стали распространять вздорные слухи о пылком противнике папства.

По всей вероятности от этого папства у него в мозжечке образовалась трещина.

Источник: библиотека Максима Мошкова