Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

панславизм в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

панславизм

панславизма, мн. нет, м. (истор.). Националистическое течение среди реакционной монархической буржуазии России и нек-рых других славянских стран в 19 в. и в начале 20 в., стремившееся к объединению славянских государств с царской Россией во главе; см. (пан).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

панславизм

-а, м. Идейно-политическое течение 19 - нач. 20 в. отражающее стремление к политическому объединению и духовному единению славян.

прил. панславистский, -ая, -ое и панславянский, -ая,-ое.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

панславизм
  1. термин, введенный в 1840-х гг. австро-венгерскими националистическими деятелями для обозначения национально-освободительной борьбы славянских народов.

  2. Течение в российской общественной мысли 2-й пол. 19 в. Зародилось как реакция на поражение России в Крымской войне 1853-56. В основе - идея коренного отличия славянских народов от других народов Европы, вывод о необходимости союза славянских народов во главе с Россией (но без Польши, которая, по мнению панславистов, утратила славянский характер и тяготеет к "Западу"). Идеи панславизма развивали Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, А. И. Кошелев. Как политическое течение панславизм захватывал часть бюрократической и военной верхушки (граф Н. П. Игнатьев, кн. В. А. Черкасский, генералы М. Г. Черняев, М. Д. Скобелев, Р. А. Фадеев). В кон. 19 в. идеология панславизма переживала кризис и упадок, некоторое оживление - накануне 1-й мировой войны как реакция на усиление германской экспансии.

Большая Советская Энциклопедия

Панславизм

националистическая идеология и соответствующее ей политическое течение в среде русского дворянства и буржуазии во 2-й половине 19 ≈ начале 20 вв. Идеи П. разделялись отдельными славянскими политическими деятелями различной политической окраски (Л. Штур , позднее ≈ К. Крамарж и др.). Порой термином «П.» обозначали совершенно разные явления: идеи славянской взаимности и культурной общности; проекты федераций и конфедераций славянских народов, выдвигавшиеся отдельными деятелями чешских и польских освободительных движений; планы царской России использовать национальные движения славянских народов в своих целях, и т. п. Неточность и тенденциозность термина «П.», обнаружившиеся с момента его появления, нередко приводили к попыткам делить П. на «литературный» и «политический», а последний на «демократический» и «реакционный», что лишь усиливало путаницу в понимании значения этого термина. Термин « П. « появился раньше обозначаемого им явления и был крайне неопределённым и противоречивым. Введён в политический оборот в конце 1840≈41 буржуазно-националистическими кругами Венгрии и Германии, видевшими в славянском национально-освободительном движении угрозу своим шовинистическим устремлениям. Получил распространение накануне Революции 1848≈49 как средство для ложных обвинений национальных движений славянских народов в стремлении к образованию «Всеславянской монархии», или «Всемирной Российской империи». Использовался в спекулятивной кампании по поводу так называемой панславистской опасности.

П. как идеология сложился в России в связи с поражением в Крымской войне 1853≈56 и под влиянием подавления Польского восстания 1863≈64 . Националистическая реакция русского дворянства на эти события отразилась во взглядах Н. Я. Данилевского , Н. Н. Страхова , А. И. Кошелева и др. общественных деятелей, ставших объективно идеологами возникавшего П. В основе этой идеологии лежала идеалистическая концепция о культурно-исторических типах народов, одним из которых якобы и являются славянские народы, отличающиеся от «Европы» (то есть от романо-германского типа) и обязанные сохранить свою самобытность. Теоретические посылки о самобытности исторического развития славянства служили основой для политических выводов о необходимости союза всех славянских народов во главе с Россией, но без Польши, которая в силу своей исторической судьбы якобы утратила славянский характер и принадлежит к «Западу». В становлении мировоззрения идеологов П. велика была роль Восточного вопроса, который они рассматривали как конкретное противоборство между «славянством» и «Европой». Они развивали идеи активной поддержки освободительной борьбы южнославянских народов и строили планы захвата Константинополя. Идеология П. не имела стройного и законченного вида, отдельные её выразители выставляли на передний план различные её стороны и нередко противоречили друг другу в своих политических проектах. Как политическое движение П. носил верхушечный характер и захватывал только часть бюрократического (граф Н. П. Игнатьев, князь В. А. Черкасский и др.) и военного кругов (генералы М. Г. Черняев, М. Д. Скобелев , Р. А. Фадеев) и интеллигенции (писатель И. С. Аксаков , учёные-слависты В. И. Ламанский , О. Ф. Миллер). Наибольшее политическое влияние П. имел в 60≈70-е гг., особенно в период русско-турецкой войны 1877≈78, когда он подталкивал правительство к более активным внешнеполитическим действиям. Но П. как общественное течение встречал и подозрительное отношение со стороны правительства и его идеологов (М. Н. Катков , К. П. Победоносцев ), а также подвергался резкой критике представителей либерально-буржуазного и особенно революционно-демократического течений. В конце 19 в. П. переживал кризис и упадок, вырождаясь либо в ультранационализм (К. Н. Леонтьев ), либо в теократическое философствование (В. С. Соловьев ). Кризис П. был обусловлен социально-политическим развитием России, уже стоявшей на пороге буржуазно-демократической революции при наличии серьёзных противоречий между буржуазией и самодержавием. Ведущая роль пролетариата в Революции 1905≈07 вызвала кризис буржуазной идеологии вообще и П. в частности. Некоторое оживление П. произошло накануне 1-й мировой войны 1914≈18, оно было связано с так называемым неославистским движением, возникшим в 1-е десятилетие 20 в. как националистическая реакция буржуазно-помещичьих кругов России и буржуазных слоев др. славянских народов на усиление германской империалистической экспансии на Востоке и Юго-Востоке Европы и деятельность Пангерманского союза. Отдельные элементы П. были использованы русской буржуазией в военной пропаганде в годы 1-й мировой войны. П. потерпел крах и сошёл с исторической арены после победы Октябрьской революции 1917.

Лит.: Фадеев Р. А., Мнение о Восточном вопросе..., СПБ. 1870; Данилевский Н. Я., Россия и Европа, СПБ, 1871; Аксаков И. С., Славянский вопрос. 1860-1886, М., 1886; Милюков П. Н., Разложение славянофильства. Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев, М., 1893; Пыпин А. Н., Панславизм в прошлом и настоящем, СПБ, 1913; Никитин С. А., Славянские комитеты в России в 1858≈1876 гг., М., 1960; Колейка И., Славянские программы и идеи славянской солидарности в XIX≈XX вв., Прага, 1964; Волков В. К., К вопросу о происхождении терминов «пангерманизм» и «панславизм», в кн.: Славяно-германские культурные связи и отношения, М., 1969; Kohn Н., Panslavism, its history and ideology, 2 ed., N. Y., 1960.

В. К. Волков.

Википедия

Панславизм

Панславизм — идеология, сформировавшаяся в странах, населённых славянскими народами , в основе которой лежат идеи о необходимости славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалась в среде славянских народов в конце XVIII — первой половине XIX веков.

В конце XIX века на основе панславистского движения сформировалось движение неославистов , которое ставило перед собой аналогичные задачи, но требовали равенства славянских народов между собой и освобождения от русского лидерства в деле освобождения славянских государств и объединения народов.

Примеры употребления слова панславизм в литературе.

Германофилы обвиняли во всем Россию и объясняли поведение немцев тем, что Германия, мол, внезапно обнаружила опасные замыслы панславизма и всю серьезность военных приготовлений, уже начатых Россией.

Я знаю, что он был ревностным сторонником самодержавия, панславизма и антисемитом.

За пределом границ, за сферы жизненных интересов, а между делом - против мирового коммунизма, еврейства, панславизма, технократии, анархизма, постиндустриализма, нонконформизма и чего там еще?

Прелюдом к нему стала схватка на Балканах пангерманизма и панславизма, вылившаяся в аннексию Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, отраженная в двух Балканских войнах и дипломатической борьбе за их результаты, во всеобщую европейскую гонку вооружений и бешеное строительство флота Германией.

Гений Парвуса уже сделал невозможное: против России выступают два кровных вековых врага - Болгария и Турция, - круша все идеи панславизма и панисламизма.

Таким образом, мы подвергаемся страшному риску, потому что играем на руку панславизму, воинственные намерения которого в отношении Австрии и Германии ни для кого не являются тайной.

С тысяча восемьсот семьдесят восьмого года, с Берлинского конгресса, начался спор, борьба не на жизнь, а на смерть между русским панславизмом и Австро-Венгрией.

Паульса, - пишется в стенографическом отчете, - сложилось впечатление, что американцы, в этом случае и мистер Балл, знать не хотят о большевизме или панславизме в Центральной Европе и, в противоположность англичанам, ни в коем случае не хотят видеть русских на Дарданеллах и в нефтяных областях Румынии или Малой Азии.

Химик года через два продал свой дом, и мне опять случалось бывать в нем на вечерах у Свербеева, спорить там о панславизме и сердиться на Хомякова, который никогда ни на что не сердился.

Источник: библиотека Максима Мошкова