Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

памятник в словаре кроссвордиста

памятник

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

памятник

памятника, м.

  1. Архитектурное или скульптурное Сооружение в память или в честь какого-н. лица или события. Памятник Пушкину в Москве.

  2. Сооружение на могиле в память умершего.

  3. Остаток материальной культуры далекого прошлого. Археологические памятники. Памятник скифской культуры.

  4. Произведение древней письменности. Литературный памятник. Памятник русского письма и языка.

    Произведение устной словесности. Памятник народного творчества.

  5. перен. То, что поддерживает, заставляет хранить воспоминание о ком-чем-н., памятный след чьей-н. деятельности. Дворец Советов в Москве - величественный памятник гению человечества Ленину. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа. Пушкин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

памятник

-а, м.

  1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-че-го-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п.П.-обелиск.

  2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи). * Памятник природы - природный объект, охраняемый государством (напр., уникальное дерево, водопад, гейзер).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

памятник

м.

    1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-л. лица или события.

    2. устар. То, что является напоминанием о ком-л., чем-л.

  1. Каменное, бронзовое и т.п. сооружение на могиле умершего; надгробие.

  2. перен. То, что сохранилось от прошедших эпох.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

памятник
  1. объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т.п., обычно охраняемые специальными законами).

  2. Произведение искусства, создается для увековечения людей или исторических событий; скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т.д. Наиболее развитый вид памятников - мемориальные сооружения.

Большой юридический словарь

Большая Советская Энциклопедия

Памятник

,

  1. в широком смысле ≈ объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Совокупность П. истории и культуры включает предметы, являющиеся (или способные быть) объектами музейного показа, а также недвижимые П.; по типологическим признакам П. могут быть разделены на четыре основные категории: археологические памятники , П. истории, П. архитектуры и П. монументального искусства. К П. относят также П. письменности, обладающие историко-познавательным или историко-художественным значением. Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения и представляет собой существенную часть идеологического воспитания.

  2. В узком смысле ≈ произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях. Для П., обычно являющегося средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного общественного воздействия; она проявляется не только в идейной программе, но и в самом характере размещения П., как правило, рассчитанного на обозрение его значительным числом людей. Важная роль в организации окружающего пространства ≈ необходимая черта художественного П. независимо от его типа.

    Прототипами П. были погребальные сооружения древнейших человеческих обществ ≈ мегалиты и курганы , а также обелиски , пирамиды , и т. д. В последующие эпохи гробницы и надгробия нередко исполняли роль П., однако обычно под П. в узком смысле подразумевают произведения, в которых мемориальная функция отчётливо преобладает над погребальной или культовой (хотя последние могут и не исключаться).

    В античности были созданы основные композиционные типы П., развивавшиеся и в последующее время: аллегория, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. э.; иллюстрации см. т. 7, табл. XXVIII, стр. 288≈289), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на площади Капитолия в Риме; иллюстрации см. т. 1, стр. 7

  3. , стелы , арки триумфальные , триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111≈114, архитектор Аполлодор из Дамаска). Широкое распространение обособленных скульптурных П., прославляющих определенную человеческую личность, начинается в Древней Греции; в искусстве эллинизма и Древнего Рима фигуры в подобных монументах уже значительно индивидуализируются. Античные П. помещались первоначально на священных участках, а с 6 в. до н. э.≈ в центрах городской жизни (например, на агорах). П. Древнего Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов. Наиболее характерные виды П. в средневековой Европе ≈ кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преимущественно на З.) скульптурные изображения донаторов в церквах. Традицией многих стран (в том числе допетровской Руси) было увековечение памяти о выдающихся событиях возведением культовых построек ( Василия Блаженного храм в Москве, воздвигнутый в честь победы над Казанским ханством).

    Итальянские мастера кватроченто , опираясь на древнеримское наследие, вновь создают чисто светские монументы, иногда ≈ свободно стоящие (конные статуи кондотьеров: Гаттамелаты в Падуе, бронза, 1447≈53, скульптор Донателло, иллюстрации см. т. 8, табл. XVIII, стр. 512≈513; Коллеони в Венеции, бронза, 1479≈88, открыт в 1496, скульптор Андреа дель Верроккьо). Тенденции к пышной репрезентативности, наметившиеся в П. маньеризма , усиливаются в эпоху барокко и классицизма , когда П. (как правило, прославляющие монархов или полководцев) нередко играют важнейшую роль в городской застройке (П. Петру I, «Медный всадник», в Петербурге, бронза, 1768≈78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе; иллюстрации см. т. 14, табл. XXII, стр. 320≈321).

    В период позднего классицизма, или ампира, вновь получают распространение архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на площади де Голля в Париже, 1806≈37, архитектор Ж. Ф. Шальгрен, иллюстрации см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528≈529; Александровская колонна в Ленинграде). Со 2-й половины 18 в. всё чаще сооружаются П. выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (памятники: И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848≈55, скульптор П. К. Клодт, иллюстрации см. т. 13, стр. 507; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель), иногда камерные по характеру, рассчитанные на чисто ландшафтное окружение. С 19 в. большой популярностью пользуются также П. литературным героям. Сама организация постановки П. существенно меняется: если ранее вопросами сооружения П. ведали исключительно государственные учреждения (в России ≈ министерство двора), то в 19 в. отдельные П. создаются на средства, собранные различными общественными комитетами и комиссиями (например, памятник А. С. Пушкину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин, архитектор П. С. Богомолов; иллюстрации см. т. 17, табл. 1, стр. 16).

    Нарастание психологической конкретности образа в скульптурном П. 19 в. порой сочетается с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой. Вместе с тем в конце 19 ≈ начале 20 вв. возникает ряд гигантских, подавляющих своими масштабами монументов, отражающих рост империалистических тенденций (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, камень, 1901≈1906, скульптор Х. Ледерер). Усиление общественно-политической роли пролетариата отражается в П., славящих труд («Памятник труду» в Брюсселе, бронза, с 1880-х гг., открыт в 1930, скульптор К. Менье). В 20 в. особую актуальность обретает идея архитектурных и архитектурно-скульптурных мемориальных сооружений , как правило, посвященных памяти жертв 1-й и 2-й мировых войн. Трагические события и героические свершения военных лет послужили стимулом для создания ряда монументов, преодолевающих стилистический консерватизм многих П. 19 и 20 вв. и отмеченных острой экспрессивностью, метаморфической насыщенностью образов [П. «Разрушенный город» в Роттердаме, бронза, 1953, скульптор О. Цадкин; П. героям Варшавы («Варшавская Нике») в Варшаве, бронза, 1964, скульптор М. Конечный]. Интенсивно развивается новый тип неизобразительного П., лишённого аллегорических или портретных фигур и близкого по духу к архитектуре малых форм (П. жертвам 2-й мировой войны 1939≈45 в Милане, нержавеющая сталь, пластмасса, 1948, коллектив БПР).

    С первых лет Советской власти проблема сооружения П., наглядно раскрывающих историю развития революционных идей и передающих пафос социалистического переустройства общества, рассматривалась как одна из важнейших задач искусства (это воззрение с наибольшей силой выразилось в ленинском плане монументальной пропаганды ). Если ранние советские П. чаще всего были невелики по размерам и по характеру близки станковой скульптуре, то для монументов 1920≈30-х гг. типичны решения, способствующие более активному включению П. в городской ансамбль или окружающую природу (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышев), многофигурные композиции, поясняющие основную мысль П. с помощью дополнительных образов (памятник Т. Г. Шевченко в Харькове, бронза, гранит, открыт в 1935, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Г. Лангбард; иллюстрации см. т. 15, табл. XXIII, стр. 288≈289). Особенно широка программа сооружения П., посвященных подвигу советского народа в Великой Отечеств, войне 1941≈45; наряду с многочисленными мемориальными сооружениями воздвигнуты П., включающие реальные предметы (танки, артиллерийские орудия, самолёты), а также портретные монументы. Важную роль в патриотическом воспитании играет и практика создания бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда. В 1960≈1970-е гг. возросшие масштабы городских пространств предопределяют укрупнённую более лаконичную пластику скульптурных П., иногда ≈ использование символических неизобразительных форм. Необычайно многообразна тематика советских П.: посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, они в совокупности представляют собой образную летопись наиболее прогрессивных тенденций в истории и культуре. Среди примечательных монументов 1950≈70-х гг.≈ П. А. С. Пушкину в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1957, скульптор М. К. Аникушин, архитектор В. А. Петров), В. В. Маяковскому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1958, скульптор А. П. Кибальников; иллюстрации см. т. 12, стр. 7

  4. , К. Марксу в Москве (гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е, Кербель, архитектор Р. А. Бегунц и др.; иллюстрации см. т. 12, стр. 57), В. И. Ленину в Кремле (бронза, гранит, лабрадорит, открыт в 1967, скульптор В. Б. Пинчук, архитектор С. Б. Сперанский; иллюстрации см. т. 13, табл. XIX, стр. 368≈369), В. И. Ленину на площади Ильича в Москве (бронза, гранит, открыт в 1967, скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Чеканаускас; иллюстрации см. т. 11, стр. 79), В. И. Ленину в Берлине (гранит, открыто 1970, скульптор Н. В. Томский, архитектор Й. Нетер).

    Лит.: Бринкман А. Э., Площадь и монумент как проблема художественной формы, пер. с нем., М., 1935; Круглова М., Монументы в архитектуре городов, М., 1952; Монументы СССР. [Фотоальбом], М., 1970; Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Советская скульптура наших дней, [1960≈1970, Сб. ст.], М., 1973; Ellenius A., Den offentliga konsten ochideologierna, Stockh., 1971; Keller U., Reitermonumente absolütistische Fürsten, Münch. ≈ Z., 1971.

    А. В. Иконников.

Википедия

Памятник (значения)

Памятник:

  • Памятник — скульптура или архитектурное сооружение, предназначенные для увековечения чего-либо.
    • Монумент — памятник значительных размеров, предполагающий масштабное, ансамблевое художественное решение.
    • Бюст — скульптура, изображающая грудь, плечи и голову.
    • Технические памятники
  • Памятник — часть культурного достояния страны, народа, человечества:
    • Памятник природы
    • Археологический памятник
    • Памятник архитектуры
    • Памятник искусства
    • Памятник письменности
  • « Памятник » — общее название стихотворений разных поэтов, начиная с Горация , где автор размышляет о своей роли в истории искусства и месте в памяти народа.
    • « Памятник » — стихотворение Александра Сергеевича Пушкина .
    • « Памятник » — стихотворение Гавриила Романовича Державина .
  • Памятник — село в Каланчакском районе Херсонской области Украины.
Памятник (Херсонская область)

Памятник — село в Каланчакском районе Херсонской области Украины .

Население по переписи 2001 года составляло 28 человек. Почтовый индекс — 75821. Телефонный код — 5530. Код КОАТУУ — 6523287704.

Памятник

Па́мятник — сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, литературных и кинематографических персонажей и др. Кроме выполнения объективно-исторической функции, многие памятники несут и политическую нагрузку, являясь объектами фундаментальной пропаганды .

Монуме́нт — значительный по размерам памятник искусственного происхождения.

В архитектурном плане памятники организуют пространство, нередко памятники выполняют роль визуального центра площади или другого общественного пространства.

На кладбищах устанавливаются надгробные памятники , часто воспроизводящие символы религии умершего (например, крест на христианских кладбищах).

Все разнообразие памятников изучает общее памятниковедение , уделяющее особое внимание памятникам-символам .

Памятник (Г. Р. Державин)

«Памятник» — стихотворение Гавриила Романовича Державина . Первоначально стихотворение, написанное в 1795 году, было озаглавлено «К музе». Оно представляет собой результат оригинального идейного осмысления «вечной темы» памяти о человеке, которая волновала многих лириков, начиная с периода зарождения и становления древнеегипетской поэтической культуры (в связи с этим можно вспомнить образец дидактической литературы Древнего Египта « Памятник нерукотворный ») и развития античной лирики (ода Горация « Exegi monumentum ») до позднего периода творчества Александра Сергеевича Пушкина (« Я памятник себе воздвиг нерукотворный ») и до лирики Анны Ахматовой .

Памятник (А. С. Пушкин)

«Памятник» — стихотворение Александра Сергеевича Пушкина . Этот удивительно «простой», но чрезвычайно многогранный поэтический текст является ярким образцом позднего периода пушкинской лирики, в которой поэт на уровне максимальной универсализации как бы пытается подвести итог своей творческой деятельности и проанализировать развитие одной из самых загадочных тем не только в русской, но и в мировой литературной традиции: памяти потомков о личности и творчестве поэта.

Примеры употребления слова памятник в литературе.

Однажды в Берлине наш хорошо осведомленный военный атташе сказал, проходя со мной по Аллее побед: -- Всем здесь поставили памятники, а вот старуху Клейнмихель забыли.

Италия не спускает с известного диапазона и беспрестанно напоминает, что ее улица не просто улица, а что она памятник, что по ее площадям не только надобно ходить, но должно их изучать.

И вот я стою, воздвигаю свой Ереван - я перемалываю, дроблю, впитываю, втягиваю розовый туф, базальт, асфальт и булыжник, стекло витрин, памятники Абовяну, Шаумяну, Чаренцу, лица, говор, бешеную прыть легковых машин, ведомых бешеными водителями.

Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в веревки, налегли, дернули, и памятник рухнул на булыжник.

Как он сумел узнать из туристических проспектов в холле гостиницы, в этом местечке недалеко от Еревана располагался духовный центр армянской автокефальной церкви, а кроме того, оно изобиловало памятниками древней урартской культуры.

До женитьбы Агафонов так и не разбогател и памятника отцу не поставил.

Он не додумал еще своей мысли, когда Аглая объявила открытие памятника, вручила ему большие ножницы, какими стригут баранов.

А Сапожников и Аграрий сидели на камешках и смотрели, как она идет в воду, и дальше смотрели на ту сторону реки, где по откосу ползли телеги, а на плоской вершине стоял бывший храм с желтой парашютной стрелой, высунутой с колокольни, и с этой стрелы по выходным дням сигали допризывники и опускались в сквер с легким криком, а в сквере этому ужасались калязинцы, бродя по дорожкам вокруг чугунного памятника Карлу Марксу.

Форма листьев аканта часто входит в орнамент скульптурных памятников античного мира.

Конечно, он возжелал поставить памятник вовсе не из-за горячей любви к Ильичу, а хотел доказать влиятельным секретарям обкомов, что Аксай второе по значению после Ташкента место в Узбекистане.

При первых же выстрелах толпа бросилась бежать прочь от Невского на улочку вдоль сада, где памятник Екатерине, по направлению к Александринскому театру.

Своеобразным памятником победы стала Александровская колонна, воздвигнутая О.

Самый древний памятник финикийской письменности -- надпись, сделанная алфавитным письмом на обломках бронзовой чаши, посвященной Ваалу -- богу солнца, земледелия и плодородия, которого почитали в финикийских городах.

Тот же масложирокомбинат в Андижане, доходные дома, которые ныне, как архитектурные памятники старины, взяты государством под охрану, а на базе ремонтных мастерских в Ташкенте выросли заводы.

Страх, растерянность, расколы, разброд создали условия для успеха антирелигиозной войны, которая не щадила ни людей, ни традиций, ни памятников, ни школ.

Источник: библиотека Максима Мошкова