Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

отчуждение в словаре кроссвордиста

отчуждение

Экономический словарь терминов

отчуждение

передача земли, имущества, принадлежащих одному лицу в собственность другого лица. Отчуждение производится главным образом по воле первичного собственника на основе договора с приобретателем имущества либо на основании решения суда в принудительном порядке (конфискация). Отчуждение может быть возмездным, за плату, или безвозмездным, в форме дарения.

Словарь финансовых терминов

ОТЧУЖДЕНИЕ

в гражданском праве передача имущества в собственность другого лица; один из способов осуществления собственником правомочия распоряжения принадлежащим ему имуществом. Различается ОТЧУЖДЕНИЕ возмездное (купля-продажа) и безвозмездное (дарение). Осуществляется главным образом по воле собственника на основе договора, заключаемого им с приобретателем имущества. В предусмотренных законом случаях ОТЧУЖДЕНИЕ осуществляется помимо воли собственника (т.е. в принудительном порядке).

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

отчуждение

отчуждения, мн. нет, ср.

  1. Действие по глаг. отчудить-отчуждать (офиц.). Конфискация означает отчуждение собственности без вознаграждения. Ленин.

  2. Прекращение близости между кем-н., отдаление (книжн.). Взаимное отчуждение. Полоса отчуждения (ж.-д.) - участок определенной ширины вдоль железнодорожной линии, находящийся в ведении железной дороги.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

отчуждение

-я, ср.

  1. см. отчуждать.

  2. Прекращение близких отношений между кем-н., внутреннее отдаление. Взаимное о.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

отчуждение

ср.

  1. Процесс действия по знач. глаг.: отчудить (2*1а1), отчуждать.

  2. Прекращение близости, близких отношений между кем-л.; отчужденность.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

отчуждение

в гражданском праве - передача имущества в собственность другого лица; один из способов осуществления собственником правомочия распоряжения своим имуществом. Различаются отчуждение возмездное (купля-продажа) и безвозмездное (дарение).

отчуждение

обозначение социального процесса, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражается в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда, в превращении личности в объект манипулирования со стороны господствующих социальных групп. Отчуждение получает определенное отражение и в сознании индивида (восприятие социальных норм как чуждых и враждебных, чувство одиночества, апатия и т.п.). Концепции отчуждения восходят к Т. Гоббсу, Ж. Ж. Руссо, они получили развитие у Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса. В философии, социологии и социальной психологии 20 в. исследовались отдельные аспекты отчуждения.

Большой юридический словарь

отчуждение

в гражданском праве передача имущества в собственность другого лица; один из способов реализации собственником правомочия распоряжения принадлежащим ему имуществом. Различается О. возмездное (купля-продажа) и безвозмездное (дарение) на основе договора. В предусмотренных законом случаях О. осуществляется помимо воли собственника, т.е. принудительно (напр., путем конфискации или реквизиции).

Большая Советская Энциклопедия

Отчуждение

объективный социальный процесс, присущий классово антагонистическому обществу и характеризующийся превращением деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Истоки О.≈ в антагонистическом разделении труда и частной собственности. О. выражается в господстве овеществленного труда над трудом живым, в превращении личности в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих социальных групп и классов, в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда. О. является исторически-преходящей формой опредмечивания человеком своих способностей и связано с овеществлением и фетишизацией социальных отношений. О. получает и определённое психологическое выражение в сознании индивида (разрыв между ожиданиями, желаниями человека и нормами, предписываемыми антагонистическим социальным порядком, восприятие этих норм как чуждых и враждебных личности, чувство изоляции, одиночества, разрушение норм поведения и т. п.). При О. общее для всех классово антагонистических обществ противоречие между личностью и социальными институтами дополняется специфическим восприятием социального и культурного мира как чуждого и враждебного личности. Это особенно обостряется с возникновением буржуазных отношений, которые привели к распаду традиционно-патриархальных общественных связей, где личность растворена в социальном целом, и к формированию индивидуализма с характерным для него противопоставлением личности социальным институтам. Процессы О. осмыслялись в истории общественной мысли прежде всего в русле романтической критики капитализма. Теоретики общественного договора (Т. Гоббс , Ж. Ж. Руссо и др.), истолковывая возникновение общества как акт передачи О. человеком своих прав политическому организму, видели в этом источник порабощения человека, утраты им своей первоначальной свободы. Ф. Шиллер , констатируя внутреннюю расколотость человека нового времени, рассматривает её как последствие разделения труда и видит в эстетической сфере путь к восстановлению утраченной цельности. Эта линия эстетической критики буржуазного общества и связанного с ним О. была развита немецким и французским романтизмом , противопоставившим миру О. идеал целостной патриархальной общинной жизни. Категория О.≈ одна из центральных в философии Гегеля. Она является способом конструирования его философской системы: природа и история суть объективация, О. абсолютного духа. Помимо этого, категория О. характеризует у Гегеля специфическое отношение человека к созданной им реальности в условиях буржуазного правового общества. В «Феноменологии духа», анализируя буржуазное общество ≈ мир «отчужденного от себя духа», Гегель отмечает, что действительность предстаёт здесь для индивида как «... нечто непосредственное отчужденное...»; самосознание «... создаёт свой мир и относится к нему как к некоторому чуждому миру, так что отныне оно должно завладевать им» (Соч., т. 4, М., 1959, с. 264, 263). Реальное О. истолковывается Гегелем как О. духа, а преодоление О.≈ как теоретическое осознание неистинности О. В этом и состоит тот «некритический позитивизм» Гегеля, который был отмечен К. Марксом; Гегель не проводит различия между объективацией и О., отождествляет О. с опредмечиванием человеческих способностей. Л. Фейербах в своей критике Гегеля даёт антропологическую интерпретацию О. Рассматривая религию в качестве О. предметно-чувственной сущности человека, причины этого О. он видит в психологических состояниях ≈ чувстве зависимости, страхе и т. п. Чувственная природа человека трактуется им как «неотчуждаемый» фундамент человеческой жизни и противопоставляется неистинному миру О.≈ идеализму, теологии и пр. Эта линия противопоставления «истинного» и «неподлинного» состояния, мира О. и любви в ещё большей мере усиливается у младогегельянцев (Б. Бауэр, М. Гесс), у различных мелкобуржуазных идеологов 40-х≈50-х гг. 19 в. (П. Ж. Прудон, М. Штирнер и др.). Марксистское понимание О. формировалось в полемике как с объективно-идеалистической концепцией О., так и с антрополого-психологистическим его истолкованием. Критикуя романтико-утопические, моралистические представления об О., основоположники марксизма противопоставили этому взгляд на О. как на объективный социальный процесс. По мере становления материалистического понимания истории углублялось и понимание О. От анализа О. в сфере духовной жизни (религия, идеалистическая философия) К. Маркс и Ф. Энгельс перешли к изучению О. в политической жизни (бюрократии, роли государства), а затем и к осмыслению процессов О. в экономической сфере. В работах начала 1840-х гг. анализируется проблема отчуждённого труда: О. от процесса и результатов труда, О. рабочего от его родовой, социальной сущности и, наконец, О. рабочего от самого себя. Если в этих работах Маркс и Энгельс ещё выводят О. из отношения рабочего к своему труду, то уже в «Немецкой идеологии» (1845≈46) и особенно в экономических работах Маркса 1860≈70-х гг. в качестве источников О. выступают глубокие социально-экономические изменения ≈ капиталистическое разделение труда, стихийный характер совокупной социальной деятельности в условиях антагонистических формаций, господство частной собственности и товарно-денежных отношений, превращение труда в средство существования, частичных социальных функций в пожизненное призвание определённых лиц, слоев, классов. Под анализ О. был подведён научный фундамент ≈ экономическая теория марксизма, учение о товарном фетишизме . В работах Маркса и Энгельса раскрыты следующие основные моменты О. в капиталистическом обществе:

  1. О. самой деятельности человека, который выходит из процесса труда обеднённым и опустошённым, «... отчужденность содержания труда по отношению к самому рабочему...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 440).

  2. О. условий труда от самого труда. «... Объективные условия труда приобретают все более колоссальную самостоятельность по отношению к живому труду, самостоятельность, выражающуюся уже в самом их размере,... общественное богатство во все более мощных скоплениях противостоит труду как чужая и господствующая сила» (там же, ч. 2, с. 346≈47). Рабочему противостоят в отчуждённой форме в качестве капитала не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда. Это особенно очевидно в О. управления производством и в О. науки от рабочего. «Наука выступает как чуждая, враждебная по отношению к труду и господствующая над ним сила...» (там же, т. 47, с. 555).

  3. О. результатов труда от наёмного рабочего, приводящее к тому, что «... созданное им богатство противостоит как чуждое богатство, его собственная производительная сила ≈ как производительная сила его продукта, его обогащение ≈ как самообеднение, его общественная сила ≈ как сила общества, властвующего над ним» (там же, т. 26, ч. 3, с. 268).

  4. Отчуждённость социальных институтов и норм, предписываемых ими, от трудящихся. Так, в государстве общий интерес «... принимает самостоятельную форму, оторванную от действительных ≈ как отдельных, так и совместных ≈ интересов, и вместе с тем форму иллюзорной общности» (там же, т. 3, с. 32). В процессе исторического развития углубляется О. эксплуататорского государства от действительных индивидов, социальные институты превращаются в бюрократические системы, построенные по иерархическому принципу.

  5. Разрыв между ценностями, проповедуемыми официальной идеологией, и реальными возможностями, предоставляемыми обществом. О. идеологии от жизни приводит к тому, что она формирует такой уровень притязаний, желаний и ожиданий у членов общества, который не соответствует действительным возможностям общества. Так, идеологические ценности, провозглашаемые буржуазным обществом: свобода, равенство, предприимчивость,≈ всё больше вступали в противоречие с реальной жизнью буржуазного общества, с его экономическим неравенством и эксплуатацией. О. характеризует и духовную жизнь классового общества, формируются специфические формы идеологического О. (от религии до авторитарных идеологий), внутри самой культуры углубляется разрыв между «массовой культурой» и культурой элиты. Понимание О. как социального явления получило дальнейшую конкретизацию в учении об абсолютном и относительном обнищании рабочего класса, об эксплуатации как «действительном проявлении» О. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 520), в марксистской трактовке социальных институтов и личности. Вокруг марксистской концепции О. развернулась острая идеологическая борьба, наиболее характерными чертами которой являются: противопоставление молодого, «гуманистического» Маркса, анализировавшего проблематику О., зрелому Марксу, якобы вставшему на негуманистические, сциентистские (см. Сциентизм ) позиции; истолкование марксизма как разновидности иррационалистической антропологии и сближение его с экзистенциализмом; теологическая интерпретация О., отождествляющая О. с грехопадением. Выступая с нападками на практику социалистического строительства, правые и «левые» ревизионисты (Р. Гароди, Э. Фишер и др.) утверждают, что социализм усиливает О. личности, создаёт новые формы О., связанные с общественной собственностью и ролью государства при социализме.

    Критикуя буржуазные и ревизионистские концепции О., марксисты различных стран подчёркивают, что социализм уничтожает коренные источники О., что ведущей тенденцией социализма является преодоление О., осуществляющееся в полной и окончательной мере вместе с построением коммунизма. Общие пути преодоления О., выявленные в теории научного коммунизма, заключаются в уничтожении эксплуатации, всемерном развитии общественного богатства, социалистических общественных отношений, в преодолении противоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней, в развитии коммунистического сознания, демократизации управления и всей общественной жизни социалистического и коммунистического общества. Конкретные пути и методы преодоления О., темпы осуществления этого процесса зависят от специфических особенностей стран, строящих новое общество, от уровня их развития, сознательности рабочего класса этих стран.

    Позиция марксизма, подчёркивающая социально-исторический, преходящий характер О., противостоит позициям современных буржуазных идеологов, которые видят в О. вечную характеристику человеческой жизни. Общими особенностями понимания О. в современной буржуазной философии и социологии являются антиисторизм, психологизм в трактовке причин О., превращение О. в сущностную характеристику человеческого бытия. Рассматривая многие феномены О. с позиций самого О. как неустранимые моменты социальной жизни вообще, буржуазные философы неизбежно приходят к трагическому восприятию истории общества и культуры. Уже Г. Зиммель видел «трагедию культуры» в противоречии между творческим процессом и объективированными формами культуры. В трагические тона окрашено описание О. в философии и художественной литературе экзистенциализма . В буржуазной социологии 20 в. был проанализирован ряд аспектов проблемы О. (без употребления самого термина «О.») в связи с проблемой бюрократии (К. Манхейм, М. Вебер ≈ Германия), социальной аномии (Э. Дюркгейм ≈ Франция, Р. Мертон ≈ США). В 1960-х гг. в связи с усилением романтической критики капитализма оживился интерес к категории О. как способу анализа буржуазного общества. Это нашло своё выражение в идеологии так называемых «новых левых» (Г. Маркузе ≈ США, и др.). Многие представители буржуазной социологии трактуют О. как единственно возможный способ организации человеческих отношений, противопоставляя ему «малые» и «неформальные» группы, лишённые О. В современной американской социологии делаются попытки эмпирического исследования О. М. Симен предложил 5 критериев для эмпирической интерпретации О. (отсутствие обладания властью, утрата смысла своей работы, отсутствие норм, изоляция, самоотчуждение), ставших программой социологических исследований (Р. Блаунер и др.). Однако в целом анализ реальных; социальных условий и причин О. заменяется в буржуазной философии и социологии описанием сознания и психологии индивида, живущего в мире О.

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; их же, Капитал, Соч., 2 изд., т. 23≈25; Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; Давыдов Ю. Н., Труд и свобода, М., 1962; Огурцов А. П., Отчуждение и человек. Историко-философский очерк, в сборнике: Человек, творчество, наука, М., 1967; «Капитал» Маркса, философия и современность, М., 1968; Ойзерман Т. И., Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме, М., 1965; Alienation: the cultural climate of our time, ed. G. Sykes, N. Y., 1964; Alienation: a casebook, ed. D. J. Burrows, F. R. Lapides, N. Y., 1969; Geyer R. F., Bibliography alienation, 2 ed., Amst., 1972.

    А. П. Огурцов.

Википедия

Отчуждение

Отчужде́ние:

  • Отчуждение — юридический и экономический термин.
  • Отчуждение — социально-философский термин.
Отчуждение (философия)

Отчужде́ние — отделение от людей, процесса и результатов их деятельности, при котором процесс и результаты деятельности становятся неподвластными человеку и даже господствуют над ним, делая чуждыми друг другу человека и создаваемый им мир.

Отчуждение (фильм)

«Отчуждение» — кинофильм режиссёра Нури Бильге Джейлана 2002 года . Фильм удостоен « Гран-при » 56-го Каннского кинофестиваля .

Для актёра Эмина Топрака роль Юсуфа в этом фильме стала последней: 2 декабря 2002 года он погиб в дорожной аварии около города Чан .

Отчуждение (право)

Отчуждение имущества —передача вещей в собственность другого лица, а равно передача права собственности или любого имущественного права его обладателем другому лицу.

От отчуждения следует отличать:

  1. отказ от права;
  2. Предоставление вещей в пользование, а равно предоставление права пользования вещами, объектами интеллектуальной собственности на время ;
  3. предоставление будущих возможностей к отчуждению .

Отчуждаться могут только вещи (включая деньги ) и права и объектов интеллектуальной собственности невозможно , а внеэкономические отношения изначально не предполагают отчуждения.

Отчуждение — один из способов распоряжения исключительным правом (наряду с лицензионными договорами и договорами о залоге ) при котором данное право предоставляется в полном объеме; отчуждение права должно быть либо зарегистрировано , либо в письменной форме выраженно в договоре об отчуждении права с последующей его регистрацией. При предоставлении права правообладатель не теряет этого права. Если в договоре право предоставляется не в полном объёме , то договор считается лицензионным.

Отчуждение (альбом)

Отчужде́ние — альбом группы «Телевизор» , записанный в 1989 году, но официально выпущенный только в 2014 году.

Должен был стать третьим в дискографии группы «Телевизор», которая в то время являлась одной из самых популярных советских рок-групп. Предыдущие два магнитоальбома группы, записанные в 1985 и 1987 годах , пришлись на период полулегального существования «русского рока». Большинство коллективов, играющих рок, не могло рассчитывать на возможность сотрудничества с государственными звукозаписывающими компаниями, а частных в тот период не существовало. Поэтому рок-группы записывали альбомы в «диких студиях», организованных в домах культуры, на устаревшем полулюбительском оборудовании. Разумеется, в таких условиях проблематично было добиться полного воплощения творческих идей музыкантов и высокого качества звука записанных композиций. Не возможна была в середине 1980-х коммерческая продажа альбомов, не записанных государственными звукозаписывающими компаниями.

К концу 1980-х, с развитием в СССР гласности и частного предпринимательства , ситуация изменилась. Государственные компании начали выпускать альбомы рок-групп (в частности, в 1988 году компанией «Мелодия» на виниловой пластинке был выпущен первый альбом «Телевизора» « Шествие рыб »), возникли частные звукозаписывающие студии. На волне популярности русского рока появилась коммерческая ценность ведущих рок-коллективов. В этих условиях, в 1989 году «Телевизор» для записи своего третьего альбома пошёл на сотрудничество с московским продюсером Александром Шульгиным . В Москве была снята студия Кардиологического центра, одна из самых хорошо оснащённых по тем временам, в которой группа записала свой альбом. Однако, из-за того, что «Телевизор» и Шульгин не смогли согласовать условия контракта, альбом так и не был издан. Окончательного варианта «Отчуждения» не услышали даже музыканты «Телевизора». Шульгин предложил группе выкупить альбом, однако, стороны не смогли договориться об условиях.

Запись осталась в собственности у одного московского продюсера. Тогда, в 1989 году, он хотел заниматься нами, оплатил студию для записи альбома в Москве, но не согласовал с нами будущий контракт, по которому мы должны были вместе работать. Он нас записал, а потом предоставил этот контракт, и в нём были пункты, которые нас не устроили. В частности, пункт о том, что продюсер сам решает, с кем и где группа выступает.

После этого он не отдал нам фонограмму, на что имел полное право, так как всё оплатил он.

Альбом «Отчуждение» составили 11 композиций. Восемь песен были новыми, пять песен — из предыдущего альбома «Отечество иллюзий», исполненные в новом звучании: «Три-четыре гада», «Отечество иллюзий», «Дети уходят», «Рыба гниёт с головы» и «Твой папа — фашист». Последние две песни предназначались не для «Отчуждения», а для советско-немецкого фильма «Давай рок-н-ролл». Именно в подлинных аранжировках 1989 года они и вошли в одноимённый виниловый сборник.

Незадолго до записи альбома «Телевизор» совершил турне по Голландии, Германии, Франции, Италии, Бельгии. По словам Борзыкина, музыканты, прикоснувшись к стилю европейского рока, вернулись вдохновлёнными, с желанием реализовать полученные идеи и опыт в новых песнях.

Альбом 25 лет находился в собственности Шульгина. На рынке появлялись пиратские версии «Отчуждения», записанные на концертах, позже в интернете была выложена одна из черновых записей, записанная в студии Кардиологического центра. В 2004 — 2005 году Михаил Борзыкин в одиночку перезаписал альбом, использовав только тексты и написав новую музыку, и выпустил его под названием « Отчуждение-2005 ».

К ноябрю 2014 года было принято решение об официальном издании оригинального «Отчуждения» на CD . Этим делом занялось музыкальное издательство «Геометрия». 20 ноября 2014 года состоялась презентация оригинального «Отчуждения» в московском клубе «Б2».

Примеры употребления слова отчуждение в литературе.

Нередко целые политические номинации могут быть априорно отнесены к реакционерам в силу своего отчуждения от гуманитарно-политических ценностей - социальные экстремисты, националисты, коммунисты.

Получается, как будто сама печаль создает вокруг платоновского героя некое безвоздушное пространство, пространство отчуждения, ореол тягостного?

Она просила у него любви, а получала отчуждение и безлично хорошее отношение.

Она должна говорить так всегда - на поминках, на свадьбе, на педсовете, а, кроме того, несколько минут назад я наблюдал прозрачное и в то же время непроницаемое отчуждение, возникшее вокруг Вихоть, когда она говорила поминальное слово.

Источник волюнтаристического отклонения Сартра от подлинного марксизма следует искать, конечно, в общей его концепции социального бытия как отчуждения индивидуальной практики.

А Арнгейм готов приветствовать как раз всякое: и то, что углубляет отчуждение, обезличивает личность, расширяет декаданс, лишь бы оно - это изменение - не угрожало непосредственно системе, не затрагивало ее основ.

Сталинизм, таким образом, есть прежде всего диктаторская форма отчуждения людей труда от права распоряжаться собой, от государственного управления.

Сейчас мы как бы опять возвращаемся к дооктябрьским нерешенным лозунгам: преодолеть отчуждение от власти, от собственности, от средств производства, от культуры.

В случае перехода права собственности на заложенное имущество или права хозяйственного ведения им от залогодателя к другому лицу в результате возмездного или безвозмездного отчуждения этого имущества либо в порядке универсального правопреемства право залога сохраняет силу.

Не исключено было, что лишь на время пути мадам присела под фикус с аспарагусом, а вне железнодорожной полосы отчуждения она - ударница и застрельщица трудовых починов, а все Большие Начальники - не начальники вовсе, а группа туннельщиков-забойщиков на временном отдыхе: рожи у них и вправду забойные, поперек себя шире.

С горькой иронией Золя как бы сталкивает в этой сцене многовековую созидательную культуру человечества, представленную в коллекциях Лувра, и низшие общественные классы, доведенные до состояния полного отчуждения от этой культуры.

Однако процесс отчуждения, процесс изымания сведений об орудиях из общественного сознания развивается.

И, несмотря на такое полное отчуждение от действительной жизни, несмотря на самое основательное воспитание в духе полного индифферентизма ко всему, что не имеет отношения к интересам маленького замкнутого кружка - так называемых сливок общества, - молодая девушка смутно чувствовала ложь этой жизни и какую-то неудовлетворенность.

Уже и прежде от раза к разу ее взгляд испытательницы глубин отмечал, что со времен режима отчуждения, когда он оказался в изоляции, Поль, склонный к некоторой расслабленности, перестал ей сопротивляться.

Вряд ли у них и была такая утопическая идея, - Лукомский с отчуждением посмотрел на главковерха.

Источник: библиотека Максима Мошкова