Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

остромир в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

остромир

новгородский княжеский посадник с 1054, воевода похода на чудь и др. Заказчик Остромирова Евангелия.

Большая Советская Энциклопедия

Остромир

(христианское имя Иосиф), новгородский воевода и посадник в 1054≈57, заказчик древнейшего из дошедших до нас Евангелия, т. н. Остромирова евангелия . Был сватом великого киевского князя Изяслава Ярославича. О. в 1056 ходил походом на чудь и взял один из чудских городов. Сыном О. был воевода Вышата, а внуком ≈ Ян Вышатич, принимавший активное участие в политической жизни Руси и в создании « Повести временных лет» .

Лит.: Остромирово евангелие, СПБ, 1883; Янин В. Л., Новгородские посадники, М., 1962.

Википедия

Остромир

Остромир — посадник Великого Новгорода в 1054 — 1057 годах , полководец и государственный деятель Древней Руси .

Остромир был родственником, свойственником киевского князя Изяслава Ярославича и по сути его соправителем, начальствуя над столь значительной территорией Древней Руси , какой была Новгородская земля .

О том, в каких родственных отношениях Остромир состоял с правящими князьями, нет единого мнения. С XIX века распространена точка зрения, что он был внуком Добрыни , сыном Константина Добрынича и отцом Вышаты . Также существует гипотеза, что его супруга Феофана происходила из семьи Ярослава Мудрого . Однако, по скудости сохранившихся источников, каждая гипотеза строится на целом ряде допущений.

В первой Софийской летописи упоминается за 1054 год о «посажении» Остромира князем Изяславом в Новгороде и о его гибели в войне с чудью . Однако ещё Н. М. Карамзин обратил внимание, по свидетельству Послесловия к Евангелию , заказанного Остромиром ( Остромирово Евангелие ), он был в 1057 году жив.

Примеры употребления слова остромир в литературе.

Но я подумал вот о чем: а не предложить ли тебе через Михайла или Остромира свои услуги местному князю?

Остромир глянул исподлобья на Михайла, проворчал: - Ишь, и этот лопотать по-нашему выучился!

Неизвестно, с помощью каких ухищрений она пробралась к окошку поруба, когда и самого Михайла, и его начальника Остромира к узникам не пускали.

Только Михайло и, в некоторой степени, Остромир сожалели об утрате союзников, которые, по их мнению, могли здорово помочь в назревавшей войне с татарами.

Не смея противиться княжьей воле, Михайло с Остромиром отступили в сторону.

Однако наблюдательный Рыбаков отмечает, что Остромир вполне может быть и другим его близким родственником.

Как Константин Добрынич, так и Остромир были летописцами, и притом весьма крупными.

Остромирову евангелию Остромир рассматривается и как бесспорный законный наследник князя Владимира Ярославича Новгородского и его привилегий.

Видя, что гости не вступают в препирательство, Остромир немного смягчился и продолжал: - Зря вы так поступили с церквой наших любимых святых.

Казалось, Остромир готов был испепелить презрительным взглядом наглого выскочку, и от более бурного проявления эмоций его сдерживало лишь осознание того, что Карсидар может испепелить весь городок на самом деле, а не в воображении.

На этот раз Остромир воздержался от скептического замечания насчет поразительной неосведомленности древлян и устало разъяснил: - Он сын Всеволода Чермного и происходит из черниговской династии.

Он умыкнул из этой церквы икону Божьей Матери и увез в свою Суздаль, - зло сказал Остромир, а Ипатий проворчал: - Церковный тать!

Читрадрива, но Остромир прервал его самым бесцеремонным образом: - А кто тебе сказал, что мы недовольны?

Михайло продолжал вполголоса ругаться, Остромир же обратился к толпе: - И вам неча тут делать.

Ну что ж, Хорсадар, Дрив, добро пожаловать в мой дом, - сказал Остромир, глядя то на одного, то на другого и раздумывая, кланяться ли колдунам, или нечестивцы обойдутся и без этого приветствия.

Источник: библиотека Максима Мошкова