Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

номинализм в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

номинализм

номинализма, мн. нет, м. (от латин. nomen - имя) (филос.). Средневековое философское схоластическое учение, противоположное средневековому "реализму", считающее, что существуют только единичные предметы, а общие понятия суть лишь названия или имена. Номинализм представлял собою первое выражение материализма в разрешении основного вопроса философии об отношении между материей и сознанием.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

номинализм

м. Направление в средневековой философии, согласно которому общие понятия являются лишь именами единичных предметов (т.е. признается первичность вещей и вторичность понятий).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

номинализм

направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого "умеренного номинализма" концептуализм; основан П. Абеляром). Возник в 11-12 вв., получил особое развитие в 14-15 вв. (У. Оккам и его школа).

Большая Советская Энциклопедия

Номинализм

(лат. nominalis ≈ относящийся к именам, именной, от nomen ≈ имя), философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, т.е. именами отдельных единичных «сущностей» ≈ реальных или идеальных, а суть только общие имена, своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена единичных сущностей (например, вместо имени «человек» ≈ имена «Петр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.). Иначе говоря, общие имена применяются не к классу вещей «как целому», а порознь к каждой отдельной вещи из некоторой совокупности (множественности), которую называют классом, но которую нельзя понимать как вещь или субстанцию: классы не существуют как вещи, а только как мысленные образы или абстракции. В силу применимости ко многим отдельным вещам имена свойств, классов и отношений называют ещё иначе универсалиями . Универсалии, согласно Н., ≈ это имена имён, а не сущности (как для схоластического реализма ) или понятия (как для концептуализма ): «...если мы говорим, что живое существо, камень, дух или что-нибудь другое суть универсалии, то это следует понимать не так, будто человек или камень ≈ универсалии, а лишь так, что соответствующие слова (живое существо, камень и т.д.) ≈ универсалии, т. е. имена, общие многим вещам: представления же (conceptus), соответствующие этим вещам в нашем уме, только образы и призраки (imagines et phantasmata) различных живых существ и других вещей» (Гоббс Т., Избр. произведения, т. 1, М., 1964, с. 66).

Истоки Н. восходят к античности . Его первые представители в ранней античности ≈ Антисфен и Диоген Синопский , противники «мира идей» Платона, положившие номиналистическую точку зрения в основу этики; в поздней ≈ Марциан Капелла, номиналистически излагавший логику. В раннее средневековье Н. (тогда, собственно, и появились термины «Н.» и «номиналисты») выделяется как реакция на рационалистический мистицизм неоплатоников. Номиналистическая интерпретация некоторых теологических догматов (Беренгаром Турским, Росцелином ) вызвала недовольство церкви ≈ Н. был осужден Суассонским собором (1092). Однако это не остановило филиации номиналистических идей, продолжавшейся в позднее средневековье в области философской антропологии (Генрих Гентский), психологии (А. де Серешаль), логики (Петр Испанский, У. Оккам , Ж. Буридан ). Тогда же Н. начал конституироваться как философия отделяющейся от схоластики опытной науки (Николай из Отрекура, Николай Орем). По словам В. И. Ленина, в борьбе средневековых номиналистов и реалистов есть аналогии с борьбой материалистов и идеалистов (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 25, с. 37). В эпоху Возрождения с её обращением к опыту, в противовес схоластическим абстракциям, Н. находит многих сторонников (Л. Валла , Х. Вивес , Низолий). В новое время он переходит преимущественно уже в форме сенсуализма: Т. Гоббс , Дж. Локк и французские материалисты ≈ с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм ≈ с другой. Именно в этот период закладываются основы той семиотической доктрины, которая характерна для современного Н.: значение абстракции не является контекстно свободным; на абстракции следует смотреть как на «символические фикции» ≈ термины, смысл которых определяется контекстом, а употребление служит своего рода сокращающим приёмом для формулировки вполне осмысленных утверждений о реальных объектах, особенно в тех случаях, когда этих объектов бесконечно много. Удобное для выражения определённых фактов правильное употребление абстракций должно быть обусловлено умением исключать их из любого контекста, доказывая их непротиворечивость разысканием подходящей эмпирической модели (см. Верификация ).

Идея исключения абстракций стала одной из центральных идей современного математического Н. ≈ особой точки зрения на основания математики , возникшей в начала 20 в. в Польше (С. Лешневский, Л. Хвистек, Т. Котарбиньский, А. Тарский и др.), США (Н. Гудмен, У. Куайн, Л. Генкин, Р. Мартин) и в др. странах в ответ на известное возрождение платонизма в концепциях множеств теории , в особенности на ничем не ограниченное введение абстракций как сущностей (см. Абстракции принцип ), которое ведёт к парадоксам. Математические номиналисты предприняли ряд попыток построить математику без парадоксов, основываясь на идее использования формальных систем (формальных языков), в терминах которых удаётся выразить многие абстракции математики и таким образом исключить их, заменив соответствующей «языковой моделью». Логика, лежащая в основе этих систем, понимается при этом в духе номиналистической традиции: существуют («первично», «сами по себе», вне мышления и речи) только чувственно воспринимаемые индивиды, и только они (их собственные имена или дескрипции ) могут быть значениями предметных переменных логического языка, образуя истинный «универсум рассуждения» (предметную область) любой научной теории. Поэтому единственной приемлемой с точки зрения Н. логикой является узкое исчисление предикатов (см. Логика предикатов ). Номиналистическая программа в известной мере обосновывается теоремой Крейга об устранимости абстрактных терминов из языка любой научной теории (см. Craig W., On axiomatizability wihin a system, «The Journal of Symbolic Logic», 1953, v. 18), однако полная практическая реализация этой программы представляется неосуществимой.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957; Рвачёв Л. А., Математика и семантика. Номинализм как интерпретация математики, К., 1966; Яновская С. А., Проблемы введения и исключения абстракций более высоких (чем первый) порядков, в кн.: Проблема знака и значения, М., 1969; Ледников Е. Е., Критический анализ номиналистических и платонистских тенденций в современной логике, К., 1973; Beth Е. W., L"existence en mathématiques, P. ≈ Louvain, 1956; Carré М., Realists and nominalists, Oxf., 1961; Philosophy of mathematics, Oxf., 1964.

М. М. Новосёлов.

Википедия

Номинализм

Номинали́зм ( — относящийся к именам , именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные , вместо которых можно подставлять имена конкретные .

Иначе говоря, предметом критики для номиналистов является то, что общие имена применяются не только к классу вещей как к целому, а и порознь к каждой отдельной вещи из этого класса.

Отсюда следует понимание понятий, обозначаемых общими именами, таких, как «человек», не как самостоятельного целого , а как совокупности отдельных понятий , то есть абстракции, мысленного образа.

Универсалии , согласно номинализму, — это имена имён, а не сущности (как для схоластического реализма ) или понятия (как для концептуализма ): «…если мы говорим, что живое существо, камень, дух или что-нибудь другое суть универсалии, то это следует понимать не так, будто человек или камень — универсалии, а лишь так, что соответствующие слова — универсалии, то есть имена, общие многим вещам: представления же (conceptus), соответствующие этим вещам в нашем уме , только образы и призраки (imagines et phantasmata) различных живых существ и других вещей».

Примеры употребления слова номинализм в литературе.

Именно в том и заключается великая психологическая заслуга как древнего, так и средневекового номинализма, что он основательно расторгнул первобытное магическое или мистическое тождество слова с объектом - слишком основательно даже для того типа, основа которого заложена не в том, чтобы крепко держаться за вещи, а в том, чтобы абстрагировать идею и ставить ее над вещами.

Оказывается, что путь к Новому времени, к антифеодальной идеологии и философии идет не только через номинализм, но и через уиклифизм и Реформацию, хотя между этими направлениями и существуют напряжение и конфликты.

Интеллектуалист Сенсуалист Идеалист Материалист Оптимист Пессимист Религиозен Безрелигиозен Индетерминист Детерминист, фаталист Монист Плюралист Догматик Скептик Это сопоставление затрагивает различные проблемы, уже знакомые нам по главе о номинализме и реализме.

Номинализм является, в некотором роде, научным скептицизмом внутри самой косной догматики.

Мы так подробно остановились на проблеме присущности и предикации не только потому, что она вновь возникла в схоластическом номинализме и реализме, но и потому, что она до сих пор еще не умиротворилась и не разрешилась.

Поражение Росцеллина лишило представителей номинализма возможности выступать публично, что ограничило их влияние.

Мегарская философия, как и философия киническая, отличалась крайним номинализмом, диаметрально противоположным реализму идей у Платона.

В классическом споре трех главных течений средневековой философии -- реализма, концептуализма и номинализма -- Ансельм КентерберийскиЙ принадлежит к реалистам.

Абеляр восторжествовал, ибо, несмотря на веские ограничения в приписываемых ему номинализме или концептуализме, на которые указывает проницательная критика, ум его - несомненно, современный нам ум в своем зародыше.

Несмотря на свою церковность, номинализм является течением, ярко окрашенным скептицизмом, - он стремится отрицать присущее абстрактному понятию обособленное существование.

Как я уже разъяснил выше, реализм соответствует принципу интроверсии, а номинализм - принципу экстраверсии.

Противоположность того времени гласила: номинализм против реализма, и именно Абеляр искал объединения в сермонизме или концептуализме.

Некогда новинка, объединявшая скромное число неофитов, номинализм теперь разделяется абсолютно всеми.

Шалтай-Болтай становится на точку зрения, известную в средние века как номинализм, точку зрения, согласно которой общие имена не относятся к объективным сущностям, а являются чисто словесными знаками.

Желание такого единства властно возникает во всех, кто придерживается крайнего номинализма, поскольку представители его вообще стремятся покинуть занятую негативно-критическую позицию.

Источник: библиотека Максима Мошкова