неопластицизм в словаре кроссвордиста
неопластицизм
- Теория создания произведения на простейших изобразительных элементах (линиях, углах, плоскостях) и трех цветах (желтый, красный, голубой), которые ограничиваются контрастной черной линией
- Направление в искусстве конца 19 - начала XX века
- Введённое Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917-1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl»
- Школа в живописи, конец 19 - начало XX в
- Направление в искусстве конца 19 — начала XX века
- Направление в авангардизме, абстрактные композиции из прямоугольных плоскостей и перпендикулярных линий
- Течение в искусстве начала XX в
- Направление в искусстве конца XIX — начала XX века
- Нидерландский художник Пит Мондриан определял свои творческие концепции этим термином, ставшим названием направления в абстрактной живописи
Энциклопедический словарь, 1998 г.
НЕОПЛАСТИЦИЗМ (гол. neoplasticism) течение в голландском искусстве, связанное с архитектурно-художественным журналом "Стиль" (1917-28). Выдвигало идею "универсальной гармонии", воплощенной в "чистой", геометризованно обобщенной форме. Дав плодотворные результаты в архитектуре и художественной промышленности (П. Ауд, Г. Ритвелд), неопластицизм в станковом искусстве (П. Мондриан) выразился в создании одного из вариантов абстрактной живописи - комбинациях крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра.
Википедия
Неопластицизм — введённое Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства , которое существовало в 1917 — 1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала « De Stijl » . Для «Стиля» характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре (« интернациональный стиль » П. Ауда ) и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра ( П. Мондриан ).
В своей художественной практике Мондриан отталкивался от аналитического кубизма , но путём отторжения всех фигуративных элементов свел его к «выражению чистой пластики» — прямым линиям, голым плоскостям и прямоугольникам «базовых цветов» . Идеи художников «Стиля» оказали огромное влияние не только на архитектуру и живопись, но и на дизайн интерьеров и мебели (см. Баухаус ), а также на типографское дело.
В отличие от своего русского пандана — конструктивизма , в основу которого легло техническое видение художников-инженеров, неопластицизм базировался на философской системе из «двух базовых противоречий, формирующих нашу Землю и всё земное. Это горизонтальная силовая линия Земли вокруг Солнца и вертикальная силовая линия земли, имеющая своё начало в центре Солнца». Это учение о математической структуре Вселенной , разработанное голландским теософом Шенмакерсом , стало фундаментом эстетики «Стиля» и тем самым неопластицизма.
Примеры употребления слова неопластицизм в литературе.
Создатель неопластицизма - абстрактных композиций из прямоугольных плоскостей и прямоугольных линий, окрашенных в основные цвета спектра.
Источник: библиотека Максима Мошкова