Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

натюрморт в словаре кроссвордиста

натюрморт

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

натюрморт

натюрморта, м. (фр. nature morte - мертвая природа) (живоп.).

  1. только ед. Изображение в живописи неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т. п. (кроме пейзажа и человеческих трупов). Натюрморт - специальность этого художника.

  2. Самая картина с таким изображением. Художник написал прекрасный натюрморт.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

натюрморт

-а, м. Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари.

прил. на-тюрмортный, -ая, ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

натюрморт

м.

  1. Жанр в изобразительном искусстве (главным образом в живописи и графике), посвященный изображению крупным планом неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи и т.п.

  2. Картина с таким изображением.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

натюрморт

НАТЮРМОРТ (франц. nature morte, букв. - мертвая природа) жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т.д.).

Большая Советская Энциклопедия

Натюрморт

(франц. nature morte, итал. natura morta, буквально ≈ мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально ≈тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) ≈ один из основных компонентов образной системы жанра Н. Кроме неодушевлённых предметов (например, предметов домашнего обихода), в Н. изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь,≈ рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ ≈ насекомых, птиц, зверей, даже людей ≈ может иногда входить в Н., но лишь дополняя его основной мотив. По сравнению с другими жанрами в Н. вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта. Специфика жанра определяет повышенное внимание художника (и зрителя) к структуре и деталям объёмов, фактуре поверхности проблемам изображения. Цели Н. как жанра не сводятся к выражению символики, к решению декоративных задач или к естествоиспытательски точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали формированию Н., а его образы нередко отличаются богатством ассоциаций, яркой декоративностью и иллюзорной точностью передачи натуры. Изображение вещей в Н. имеет самостоятельное художественное значение; художник может создать в Н. ёмкий, многослойный образ, обладающий сложным смысловым подтекстом. В историческом развитии Н., в его меняющемся в разные эпохи содержании специфически отражается социальная обусловленность искусства в целом.

Натюрмортные мотивы как детали композиций, декоративные и символические изображения вещей встречаются уже в древневосточном, античном и средневековом искусстве. Элементы Н., в которых можно видеть композиционно-тематические прообразы его развитых типов, входят в древнеримские фрески и мозаики начиная с 1 в. Применительно к классическому восточному, в частности китайскому и японскому, искусству трудно говорить о собственно Н.: форма художественного видения и система жанров существенно отличались здесь от европейских. Отчасти с жанром Н. сопоставимы произведения так называемого жанра «цветы и птицы», а также отдельные изображения фруктов (Цуй Бо, 2-я половина 11 в., Му-ци, 13 в. ≈ в Китае; Огата Корин, 2-я половина 17 ≈ начало 18 вв. в Японии).

Рождение Н. как самостоятельного жанра связано с общим становлением европейского искусства нового времени, выделением станковой живописи и формированием разветвленной системы жанров. Уже в произведениях итальянских и особенно нидерландских мастеров эпохи Возрождения наблюдаются небывалое внимание к материальному миру, привязанность к конкретно-чувственной красоте вещей, образы которых вместе с тем порой сохраняют символическое значение, часто присущее изображению предметов в средневекового искусстве. Историю Н. как жанра станковой живописи, и в частности его типа «trompel"oeil» («обманка»), открывает «Натюрморт» итальянского художника Якопо де Барбари (1504), в котором главное внимание уделено иллюзионистически-точной передаче предметов. Однако распространение жанра Н. приходится на 2-ю половину 16 ≈ начало 17 вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира. В картинах нидерландца Питера Артсена и его последователей, иногда ещё религиозных по сюжету, большое место уделено изображению кухонь и лавок с нагромождением снеди и утвари. Ботаническая точность воспроизведения различных цветов, красота и разнообразие их форм и расцветки занимают фламандца Я. Брейгеля Бархатного не меньше, чем их символика. 17 в. ≈ эпоха расцвета Н. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных школ живописи. Становление итальянского Н. в значительной мере определяется реформами Караваджо, повлекшими обращение художников к простым, «низким» мотивам и обусловившими стилистические особенности живописи итальянских натюрмортистов. Излюбленные темы мастеров итальянского Н. (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.) ≈ цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги. В целом итальянскому Н. присущи ритмическое разнообразие композиций, насыщенность и яркость колорита, пластическая выразительность передачи предметного мира. Традиции караваджизма ощутимы и в испанском Н. с его любовью к отточенной пластике формы, выявленной контрастами светотени. Изображения вещей (часто обыденных) в испанском Н. отличаются возвышенной строгостью и особой значительностью, как бы отрешённостью от быта (Х. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском Н. Для него характерны внимание к живописной разработке световой среды, к разнообразию фактуры различных материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя ≈ от изысканно скромного колорита «монохромных завтраков» В. Хеды и П. Класа до напряженно-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа («десерты»). Голландский Н. отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: кроме «завтраков» и «десертов», «рыбы» (А. Бейерен), «цветы и фрукты» (Я. Д. де Хем), «битая дичь» (Я. Венике, М. Хондекутер), аллегорический Н. «vanitas» («суета сует») и др. Голландский вариант термина «Н.» ≈ «stilleven» (первоначальный смысл ≈ «неподвижная модель») ≈ возник только в конце 17 в., объединив все эти разновидности. Фламандский Н. (главным образом «рынки», «лавки», «цветы и фрукты») выделяется размахом композиций: они многосоставны, величественны и динамичны; это ≈ гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт). В 17 в. развивается также немецкий (Г. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Вожен) Н. С конца 17 в. во французском Н. восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства. Рядом с Н. цветов (Ж. Б. Моннуайе и его школа), охотничьим Н. (А. Ф. Депорт и Ж. Б. Удри) лишь изредка появляются образцы бытового Н. Но в 18 в. во Франции работает один из самых значительных мастеров Н. ≈ Ж. Б. С. Шарден, чьи произведения выделяются особой глубиной содержания, свободой композиций и богатством колористических решений. Его образы мира повседневных вещей демократичны по своей сути, интимны и человечны, словно согреты поэзией домашнего очага. В середине 18 в. возник термин «nature morte», который отразил пренебрежительное отношение к Н. со стороны академических кругов, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была «живая натура» (исторический жанр, портрет и др.). Но передовое искусство разрушало академическую иерархию жанров, тормозившую развитие Н. Композиционные штампы Н. изживались, и заново оценивались закономерности этой картинной формы. В 19 в. судьбы Н. определяют ведущие мастера живописи, работающие во многих жанрах и вовлекающие Н. в борьбу эстетических и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане и импрессионисты во Франции, эпизодически обращавшиеся к Н.). Вместе с тем 19 в. долго не выдвигал в Н. крупных мастеров, специализирующихся именно в этом жанре. На фоне рутинного салонного Н. 2-й половины 19 в. выделяются, в общем, традиционные работы француза А. Фантен-Латура и американца У. Харнета, своеобразно возродившего тип «trompel"oeil». Подъём Н. связан с выступлением мастеров постимпрессионизма , для которых мир вещей становится одной из основных тем. В конце 19 в. экспрессивные возможности Н. вплоть до остродраматического выражения социальной и нравственной позиции художника воплощаются в творчестве голландца В. ван Гога. Пластическое совершенство живописи, верной как природе, так и высоким идеалам картины, возрождает в Н. француз П. Сезанн. Этот жанр становится принципиальным для его творческой концепции, оказавшей большое влияние на развитие Н. (как и живописи в целом) в искусстве 20 в. С начала 20 в. Н. является своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо, Х. Грис и др.), используя заложенные в специфике Н. аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Проблемы (или же мотивы) Н. привлекают и мастеров более поздних течений ≈ от художников, в разной мере сочетающих ориентацию на классическое наследие с новыми открытиями в живописи (Пикассо во Франции, А. Канольдт в Германии, Дж. Моранди в Италии), до представителей сюрреализма и «поп-арта» , чьи произведения в целом выходят за рамки исторически сложившегося жанра Н. Реалистические традиции Н. (нередко с подчёркнутой социальной тенденцией) в 20 в. представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.

В русском искусстве Н. появился в 18 в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир («обманки» Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие русском Н. носит эпизодический характер. Его некоторый подъём в 1-й половине 19 в. (Ф. П. Толстой, школа А. Г. Венецианова, И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во 2-й половине 19 в. к Н. этюдного характера лишь изредка обращаются И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подобное положение Н. в художественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематической картины. Самостоятельное значение Н.-этюда возрастает на рубеже 19 и 20 вв. (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет русского Н. приходится на начало 20 в. К его лучшим образцам относятся: импрессионистические по своим истокам, но по-разному обогащенные новыми художественными веяниями работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря, М. Ф. Ларионова; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников «Мира искусства» (А. Я. Головин и др.): романтизированно-приподнятые и остродекоративные образы П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и др. живописцев круга «Голубой розы» ; яркие, пластичные Н. мастеров «Бубнового валета» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Н. С. Гончарова) с их культом единства цвета и формы и пафосом самого процесса интерпретации натуры. Развиваясь в общем русле искусства социалистического реализма, советский Н. обогащается новым содержанием. В 20≈30-х гг. он включает и почти философское осмысление современности в обострённых по постановке и композиции произведениях (К. С. Петров-Водкин), и попытки осязаемо обрести отвергнутую беспредметниками вещь через эксперименты в области фактуры (Д. П. Штеренберг, Н. И. Альтман), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия плодов земных, снеди, утвари (Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др.), и поиски тонкой колористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др.). Сюжетно-бытовой Н. разрабатывается с 30-х гг. Ю. И. Пименовым. В 40≈50-е гг. в области Н. работают А. М. Герасимов, П. В. Кузнецов. В 60≈70-е гг. как натюрмортисты выступают А. Ю. Никич, В. Ф. Стожаров. Среди мастеров Н. в союзных республиках выделяются М. А. и Е. А. Асламазян в Армении, Т. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л. Эндзелина в Латвии, Н. И. Кормашов в Эстонии.

Лит.: Виппер Б. Р., Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей), Казань, 1922; Щербачёва М. И., Натюрморт в голландской живописи, Л., 1945; Кузнецов Ю. И., Западноевропейский натюрморт, Л.≈М., 1966; Глозман И. М., К истории русского натюрморта 18 в., в кн.: Русское искусство 18 века. Материалы и исследования, М., 1968, с. 53≈71; Ракова М. М., Русский натюрморт конца 19 ≈ начала 20 века, М., 1970; Пушкарёв В. И., Пружан И. Н., Русский и советский натюрморт, М.≈Л., 1971; Furst Н., The art of still-life painting, L., 1927; Sterling. Ch., La nature morte. De l"antiquité a nos jours, P., 1952; Bergström I., Dutch still-life painting in the seventeenth century, L., 1956; Faré М., La nature morte en France. Son histoire et son évolution du 17 au 20 siècle Gen., 1962.

И. С. Болотина.

Википедия

Натюрморт

Натюрмо́рт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной , жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции . Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена ). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа , например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта (см. vanitas ). Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти ( Ванитас ), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения . Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Натюрморт (фильм)

«Натюрморт» — фильм китайского режиссёра Цзя Чжанкэ . Получил главный приз 63-го Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва» 2006 года. Когда фестиваль начался, картина еще не была готова. Решение жюри стало неожиданностью для кинокритиков. В китайском варианте лента называется «Санься хаожэнь», что в переводе означает «Хорошие люди из „Трех Ущелий“».

Натюрморт (конфигурация клеточного автомата)

Натюрмо́рт — класс конфигураций в «Жизни» — созданной Конвеем модели клеточного автомата .

Натюрморт (значения)
  • Натюрморт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
  • Натюрморт — фильм китайского режиссёра Цзя Чжанкэ .
  • Натюрморт /Stilleben/ — фильм 2012 года режиссёра Себастьяна Мейзе.
  • Натюрморт — конфигурация «Жизни» .

Примеры употребления слова натюрморт в литературе.

Левитан--пейзаж, француз баталист Дик де Лонлей--боевую сценку, Клод--карикатуру, Шестеркин -- натюрморт, Богатов, Ягужинский и т.

Отвернулся и сел на табурет, взял в руки карандашный натюрморт с разбросанными на столе дикими цветами - ворсянками и чертополохом.

Капитан, тебе ничего не напоминает гербовая котта рыцаря, красующегося по центру натюрморта?

Стены депутатского кабинетика были украшены портретами Фрейда и Фромма, а также натюрмортом с гладким, воспрянувшим к новой жизни рублем и мятым, тертым от долгой жизни долларом.

Вновь вставив обойму, обозрел получившийся натюрморт и, развернувшись к приятному молодому человеку, спросил: - Как по-вашему, что из этого выберет благоразумный человек?

В замке Жьен, превращенном в интернациональный музей охоты, бородатый этолог вцепился в натюрморт Деспорте, чтобы еще раз напомнить основные постулаты своего учения.

Три гирлянды свечных огней венчали вершину зеркала, за ними стелился мрак, а в нижней части зеркала отражалась поверхность стола, - видимо, стола капитана, - в его каюте и громоздился загадочный натюрморт.

В Амстердаме работали мастер мифологического жанра Ластман, портретист Ван дер Гельст, мастер натюрморта Кальф, мастера бытового жанра Терборх и Метсю.

Он повесил на стену свой натюрморт с розовыми креветками, портрет папаши Танги в круглой соломенной шляпе, пейзаж с Мулен де ла Галетт, обнаженную женщину, написанную со спины, и панораму Елисейских полей.

Их было три: дама в вечернем туалете двадцатых годов, стоящая на лестнице, парусник, летящий по волнам, и натюрморт с преобладанием желтого и оранжевого цвета: яблоки, бананы, апельсины.

По его левую руку, стена, на которой висел натюрморт, наклонялась к нему, шла трещинами, напоминающими большие рты, открывающиеся в мир, из которого приближалось нечто.

Как-то в поисках холста он напал на старый натюрморт, который написал пять лет назад у Сабурова: букет настурций.

Он его замазал, поставил натюрморт - блюдо с яблоками, промучился неделю и бросил.

А можно написать крохотный натюрморт и больше передать, чем десятиметровыми композициями.

Это был как бы натюрморт живой, трепетной природы, из которой начисто изгнано всякое движение.

Источник: библиотека Максима Мошкова