надсада в словаре кроссвордиста
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
надсады, мн. нет, ж. (простореч.). Чрезмерное напряжение сил натуга, мученье. Смеялся до надсады. Служба и чины, кресты - душе надсада. Грибоедов (вариант "Горя от ума").
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-ы, ж. (прост.). Чрезмерное напряжение, усилие. Кашлять с надсадой. Кричать до надсады (очень громко, до хрипоты).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж.
Чрезмерное напряжение сил; натуга.
Повреждение чего-л. в результате такого чрезмерного напряжения сил.
Примеры употребления слова надсада в литературе.
И большая надсада была теперь в ее хриповатом голосе и та покорная сила, которая встречается не часто и действует наверняка.
Ладно, блажи, корова, кормилица-поилица, тебе можно и поблажить -- рать кормится, а мир жнет, -- потрудилась ты за войну, молочком попоила детей, солдаток, госпитальников, бороны потаскала и плуги, гнилую солому жевала, кровью даивалась от надсады, но дотягивала до зеленой травы и снова впрягалась в работу, исполняла свое назначенье -- кормить и поить людей.
Аэродромные высокомерные девицы, среди которых и летчиц-то считай что не было, -- подносчицы и подвесчицы бомб, у которых от надсады не прерывались месячные, прачки, уборщицы, поварихи, медсестры, переодетые, закучерявленные, поднакрашенные, -- держались аристократка- ми, тыкали в кальсонниц пальцами, гоготали.
Игарку, в Дудинку, до Диксона огромные караваны с грузами, обратно -- руду и заморские товары плавили, с надсадой одолевая Осиновские пороги, расчаливались па непроходимых Казачинских порогах.
И когда Ибрагим с надсадой переводит дух, тугая пружина его души раскручивается, шагнувшая за пределы мысль охладевает, возвращается на свое место, и душа отчетливо видит то, чему не миновать.
Я увидел своими глазами причину, от которой происходит этот обман: коростель кричит, как бешеный, с неистовством, с надсадой, вытягивая шею, подаваясь вперед всем телом при каждом вскрикиванье, как будто наскакивая на что-то, и беспрестанно повертываясь на одном месте в разные стороны, отчего и происходит разность в стиле и близости крика.
Источник: библиотека Максима Мошкова