Энциклопедический словарь, 1998 г.
МУТАЗИЛИТЫ (от араб. му тазила - обособившиеся) представители одного из направлений калама, первыми попытавшиеся обосновать мусульманское вероучение логико-философскими доводами. Основоположниками считаются Василь ибн Ата и Амр ибн Убайд (8 в.); в законченном виде учение мутазилитов сложилось в 9-10 вв. Различные школы мутазилитов существовали до 12 в. Мутазилиты оспаривали ряд положений правоверного ислама. Оказали влияние на многие еретические философские течения Ближнего Востока.
Большая Советская Энциклопедия
(араб., буквально ≈ обособившиеся), создатели ранней мусульманской теологии рационалистического направления, зародившейся в Арабском халифате в 8 в. Основоположником мутазилизма считается Василь ибн Ата (699≈748). Теоретики мутазилизма отрицали многие догматы ортодоксального ислама: существование атрибутов бога, отличных от его сущности, ≈ антропоморфизм, догмат об извечности Корана , рассматривая его лишь как одно из творений бога. Признавали свободу воли человека. Высшим критерием норм нравственности объявляли человеческий разум. М. пытались античную диалектико-рационалистическую мысль совместить с основными принципами исламского мировоззрения. О взглядах М. см. также в ст. Арабская культура , раздел Философия.
Лит.: Беляев Е. А., Мусульманское сектантство, М., 1957; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII≈XV веках, Л., 1966, с. 203≈13.
Википедия
Мутазили́ты ( — обособившиеся, отделившиеся, удалившиеся; самоназвание ахл ал-адл ва-таухид — люди справедливости и единобожия) — представители первого крупного направления в каламе , игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII—IX вв. Направление это было основано Василем ибн Атой и Амром ибн Убайдом в Басре после того, как они, согласно преданию, «обособились», покинув кружок Хасана аль-Басри . Существуют и другие версии происхождения названия данного направления.
Примеры употребления слова мутазилиты в литературе.
Корана мутазилиты и их предшественники доказывали и не лишенными интереса сопоставлениями с отвергаемым исламом христианским учением о Иисусе Христе.
В доказательство правильности этого взгляда сторонники Мутаваккиля приводили 216 мест Корана, тогда как мутазилиты, защищавшие тезисы о сотворенности Корана и свободе воли, опирались всего на 129 аятов!
Источник: библиотека Максима Мошкова