Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

музееведение в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

музееведение

музееведения, мн. нет, ср. Наука об устройстве, задачах и работе музеев.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

музееведение

-я, ср. Наука об истории музеев, их назначении и организации.

прил музееведческий, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

музееведение

ср. Научная дисциплина, изучающая историю музеев, теорию и практику музейного дела.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

музееведение

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ (музеология) научная дисциплина, изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

Большая Советская Энциклопедия

Музееведение

музеология, научная дисциплина, изучающая происхождение музеев, их общественные функции, вопросы теории и методики музейного дела.

Предметом М. являются изучение закономерностей, связанных с социальной обусловленностью возникновения и функционирования музеев; изучение особых сторон первоисточников, сосредоточиваемых в музеях в соответствии с их специализацией, а также особых аспектов в развитии явлений природы и общественной жизни. Т. о., М. изучает систему музеев и собственно музей как исторически обусловленный общественный институт, его внутреннюю организацию, зависящую от социальных условий и состояния профильных дисциплин. М. исследует социальные функции музеев, проявляющиеся в комплектовании первоисточников, неразрывно связанном с изучением природы и общества, в научном документировании, исследовании и хранении музейных предметов, создании экспозиций и выставок как характерных форм научной популяризации, в научно-просветительской, идейно-воспитательской деятельности. С последней функцией связано также изучение психолого-педагогических вопросов (в частности, воздействие музея на посетителя). Музееведческое исследование первоисточников ≈ музейных предметов ≈ преследует цели наиболее полного выявления их коммуникативных функций; определения режимов хранения, методов консервации, реставрации; всестороннего документирования и подготовки источников для оптимального научного и образовательно-воспитательного использования; раскрытия экспрессивных возможностей музейных предметов, т. е. определение эмоционального заряда источника и возможности его использования при экспонировании и в различных видах массовой работы. Особый аспект в изучении природы и общественной жизни в М. сказывается в определении явлений, документируемых музеем, и отборе для фондового хранения и последующего использования первоисточников, отражающих существенные стороны явлений, входящих в круг профильных интересов музея. Это находит выражение в исследовании-комплектовании музейных предметов.

Советское М., опираясь на марксистско-ленинскую методологию, использует разнообразные исследовательские приёмы. Характерное для советского М. активное документирование процессов особенно четко проявляется при документировании живых, действующих общественных систем, и особенно эпохи социализма. Советские музееведы разрабатывают методические вопросы экспозиционной, фондовой, научно-просветительной деятельности музеев, причём впервые в мировой практике теоретически обоснованы принципы комплексно-тематической экспозиции, проблемы исследования, комплектования и экспонирования памятников новейших эпох.

М. применяет приёмы полевого исследования и систематического непосредственного наблюдения, социологические методы в процессе комплектования музейных предметов, изучения посетителей и т. д., использует разнообразные методы, применяемые общественными и естественными науками, в том числе взаимную документацию, сравнительный анализ, типологизацию, а также рентгенографию, спектрографию, химический анализ (в консервации и реставрации) и эксперимент (в экспозиции).

В структуру М. входят: теория музейного дела; история музейного дела, включая музееведческую историографию; музейное источниковедение; научная методика всех специфических сторон деятельности музеев и музееведческого исследования.

Объективная сложность М. предопределяет множественность его связей с др. науками. М. связано как с общественными, так и с естественными научными дисциплинами. Особенно много общности с теми научными дисциплинами, в том числе специальными и вспомогательными, которыми определяются профили соответствующих музеев (история, археология, этнография, литературоведение, зоология, геология, искусствознание и др.). Вместе с тем различные дисциплины не механически связаны с М., а интегрированы им как самостоятельной отраслью знаний.

Развитие М. находит выражение как во всём многообразии музейной практики, так и в специальной научной литературе (периодических изданиях, монографиях и пр.). В начале 70-х гг. в мире издавалось более 150 журналов, полностью либо частично посвященных вопросам М. Среди них международный орган, издаваемый Международным советом музеев при ЮНЕСКО, ≈ «Museum», журналы: «Neue Museumskunde» (ГДР), «Muzealnictwo» (ПНР), «Музеи и паметници на културата» (НРБ), «Revista muzeelor» (СРР), «Muzejní a vlastivědna práce», «Múzeum» (ЧССР), «The Museums journal» (Великобритания), «Museum news» (США), «Musées de France» (Франция) и др.

В СССР издавались журналы: «Музей» (1923≈24), «Казанский музейный вестник» (1920≈24), «Советский музей» (1931≈40); выходят непериодический сборник «Музейное дело в СССР» (╧ 1≈5, 1968≈73), «Труды НИИ музееведения» (ныне НИИ культуры).

Во многих странах функционируют музееведческие институты, научные центры, кафедры М. (музеологии): отдел М. НИИ культуры (СССР), Институт музейного дела (ГДР), кафедры музеологии в университетах в Праге, Брно (ЧССР) и др. См. также Музеи .

Лит.: Основы советского музееведения, М., 1955; Силяновска-Новикова Т., Основина музеезнанисто, София, 1972; Diskussionsbeiträge zur Museumswissenschaft, «Neue Museumskunde», B., 1964, Н. 3, Beilage.

А. М. Разгон.

Википедия

Музееведение

Музееве́дение или ""музеоло́гия ""— научная дисциплина , появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев , их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

В 1982 году профессором Томиславом Шолой введён также термин херитоло́гия (heritologia) , что по мнению ряда музеологов, например, профессора университета Ювяскюля , более концептуально отражает нацеленность дисциплины на изучение культурного наследия человечества, а также как составную часть мнемософии — науки о наследии и всех социальных институтах, сохраняющих человеческий опыт.

В последнее десятилетие XX века , как реакция на социализацию музея и усиление теоретического направления в музееведении, наметилась тенденция разделять понятия «музееведение» и «музеология», что находит отражение, главным образом, в разделении образовательных стандартов двух специальностей. Разница между музееведением и музеологией как научными дисциплинами не прослеживается, так как в рамках теоретического музееведения реализуется системный подход, исследуется и обсуждается весь современный спектр проблем, связанных с сохранением и актуализацией всех форм культурного и природного, движимого и недвижимого, материального и нематериального наследия. Постановка и решение проблем в широком социо-культурном контексте обусловило утвердившуюся на рубеже XX и XXI веков тенденцию относить музееведение к культурологическим дисциплинам . Общее музееведение изучает закономерности, характерные для любого музея как института социальной памяти. Специальное музееведение, связанное с профильными дисциплинами, изучает эти закономерности применительно к особенностям и функционированию музея определенного профиля.

В качестве научной дисциплины музееведение имеет свой объект, предмет, метод, язык и структуру.

Примеры употребления слова музееведение в литературе.

Возникла потребность в интеграции музееведения с другими научными дисциплинами.

Источник: библиотека Максима Мошкова