Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

миманса в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

миманса

МИМАНСА (санскр. букв. - исследование), одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии. Другое название пурва-миманса ("первая миманса" - в отличие от собственно веданты, которая называется уттара-миманса, т.е. "последняя миманса"). Основана Джаймини. Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и отрицая безусловную ценность мокши ("освобождения") и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца и управителя Вселенной, миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной жизни и способствовала складыванию социальной системы индуизма. МИМАС спутник Сатурна, открыт У. Гершелем (1789). Расстояние от Сатурна 186 тыс. км, диаметр ок. 390 км. Сидерический период обращения 22 ч 36,5 мин.

Большая Советская Энциклопедия

Миманса

(санскр., буквально ≈ исследование, рассуждение), одна из шести основных философских систем индуизма , занимавшаяся толкованием Вед . Называется также карма-миманса («миманса действия») и пурва-миманса («первая миманса»), в отличие от уттара-мимансы, или веданты . Основателем М. считают Джаймини (4 в. до н. э. ≈ 2 в. н. э.?), изложившего её идеи в форме сутр . Практическая сторона М. сформировалась в целях упорядочения сложного ведийского ритуала. Теоретическая проблематика М. сложилась в ходе кодификации текста Вед как высшего религиозного авторитета индуизма. Она сводилась к формальной верификации и смысловой интерпретации ведийских формул (мантр), к определению языковых норм, соотнесению ведических высказываний с ритуальными процедурами. Поэтому в центре внимания М. оказались проблемы социальной философии и философии языка. В обоих случаях учение М. развивалось на основе крайнего онтологического реализма . Утверждалась вечность, несотворённость Вед. Изменения в мире вещей объявлялись невозможными, поскольку все вещи ≈ лишь производные от вечных образцов ведических действий. Отсутствие проблемы творения и разрушения мира приводит М. к отрицанию необходимости бога. Тем не менее богам следует приносить жертвы, потому что на этом строится традиционное общественное согласие. Кардинальная для индийской философской этики проблема освобождения (мокша) объявляется в М. лишённой реальной социальной значимости. Исходя из абсолютного понимания ритуальной нормы, Прабхакара (7 в.) сформулировал учение об основах социального существования, предвосхитившее идею категорического императива И. Канта. В теории познания М. были детально разработаны проблемы догматического обоснования истинности и приёмы использования авторитетного свидетельства в качестве её источника.

Онтологический реализм М. в области философии языка позволил Кумариле Бхатте (7 в.) создать лингвистическую теорию, где различались уровни языковой структуры и речевого поведения. В области логики последователи М. (в частности, Прашастапада, 6≈7 вв.) способствовали созданию реалистической теории отношений, позднее развитой ньяей .

Отрицая необходимость религиозного освобождения и отшельничества, М. утверждала позитивный идеал деятельной жизни в обществе (грихастха-дхарму). М., наряду с ведантой, способствовала складыванию социальной системы индуизма, где жёсткое следование ритуальной норме уживалось с самой широкой догматической терпимостью.

Лит.: Edgerton F., Mimansa-nyaya-prakasa, or Apadevi, Oxf., 1941; Jha G., The Purva-Mirnansa-Sutras of Jaimin, Allahabad, 1910; Keith A. B., The Karma-Mimansa, Calc., 1921; Sastri P., Introduction to Purva Mimansa, Calc., 1923.

Википедия

Миманса

Миманса, или мимамса  — одна из ортодоксальных школ (даршан) индуистской философии . Иное название — пурва-миманса («первая миманса», или «предшествующее, первое исследование», в отличие от веданты , называемой уттара-мимамса, или «последующее, дальнейшее исследование»). Основные принципы школы — ритуализм, ортопраксия , антиаскетизм и антимистицизм. Центральная цель школы — разъяснение природы дхармы , понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определённым образом. Природа дхармы недоступна для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед , считающихся вечными и непогрешимыми, что связано с их «не-авторским» ( апаурушея ) происхождением. Пурва-миманса отрицает достижение мокши как цель жизни, а также отвергает существование Бога-творца и управителя Вселенной . Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества.

Примеры употребления слова миманса в литературе.

Другие источники правильного знания, которые миманса признает, находятся в тесной связи с ядром учения Вед.

Ввиду того что миманса первоначально была системой правил, помогающих пониманию Вед, то развивалась она с давних пор.

Источник: библиотека Максима Мошкова