Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

масонство в словаре кроссвордиста

масонство

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

масонство

и франкмасонство, франкмасонства, мн. нет, ср. (см. масон). Религиозно-политическое движение, возникшее в 18 в. в виде тайной международной организации с мистическими обрядами, ставившей себе целью "нравственное совершенствование" - воздвижение "храма добродетели" (откуда название "вольные каменщики", перевод фр. francs macons).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

масонство

-а, ср. Религиозно-этическое течение с мистическими обрядами, обычно соединяющее задачи нравственного самоусовершенствования с целями мирного объединения человечества в религиозном братском союзе.

прил. масонский, -ая, -ое. Масонская ложа.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

масонство

ср.

  1. Религиозно-этическое течение, сочетающее в себе задачи самоусовершенствования с мистическими и таинственными обрядами, а также с крайне реакционными взглядами в политике.

  2. Убеждения, взгляды масонов.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

масонство

МАСОНСТВО (франкмасонство) (от франц. franc macon - вольный каменщик) религиозно-этическое движение, возникло в нач. 18 в. в Великобритании, распространилось во многих странах, в т.ч. в России. Название, организация (объединение в ложи), традиции заимствованы масонством от средневековых цехов (братств) строителей-каменщиков, отчасти от средневековых рыцарских и мистических орденов. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. Почитая Бога как великого архитектора Вселенной, масонство допускает исповедание любой религии. Наибольшую роль играло в 18 - нач. 19 вв.

Большая Советская Энциклопедия

Масонство

франкмасонство (от франц. franc-maçon ≈ вольный каменщик), религиозно-этическое движение, возникшее в начале 18 века в Англии и распространившееся затем во Франции, Германии, Испании, России, Дании, Швеции, Индии, США и других странах. В М. под знаком этического учения, провозгласившего «объединение людей на началах братства, любви, равенства и взаимопомощи», идеи буржуазного антиклерикализма переплелись с элементами религиозного мистицизма. Начало движению было положено в Англии (создание «Великой ложи», 1717). В «Книге уставов», составленной в 1723 лондонским проповедником Джеймсом Андерсоном, масону предписывалось не быть «ни глупым атеистом, ни безрелигиозным вольнодумцем», поддерживать гражданские власти, не участвовать в политических движениях. Отрицая церковную догматику и культ, масоны чтут бога как «великого архитектора вселенной» (в духе деизма ), допускают (как правило) исповедание любой религии, вводят в своё учение и в ритуал элементы христианства, иудаизма и других религий. Масоны (называющие друг друга «братьями») объединяются в местные организации (ложи); совокупность лож в национальном масштабе составляет Великую ложу во главе с гроссмейстером (великим магистром, великим мастером). Название, организационная формы (ложа), иерархия (ученик, подмастерье, мастер, великий мастер), а также символические знаки (циркуль, молоток, отвес, мастерок, фартук, перчатки) и другие традиции заимствованы М. из практики средневековых цеховых объединений (братств) строителей-каменщиков, в особенности высшей их прослойки (архитекторы, скульпторы, художники).

Первоначально движение носило буржуазный характер, во 2-й половине 18 века в нём участвовали многие просветители. Противопоставляя себя феодальной государственности и официальной церкви, М. стремилось создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. Постепенно (особенно на континенте Европы) М. приобрело более аристократический характер. В нём усилились элементы мистицизма, сменившего рационалистический дух раннего М., стремление связать М. со средневековыми рыцарскими и мистическими орденами (тамплиерство, розенкрейцерство и др.). Прежняя относительно простая организация заменялась всё более сложной иерархией (в некоторых направлениях М. ≈ до 99 степеней), был создан пышный ритуал. Однако социальный состав участников движения, система философских идей М., роль масонов в политической борьбе не отличались единообразием и значительно варьировались как по странам, так и во времени. Его приверженцами были прусские короли ≈ от Фридриха II до Фридриха III, многие английские короли (Георг IV, Эдуард VII, Эдуард VIII), шведский король Густав III, многие президенты США ≈ от Дж. Вашингтона до Г. Трумэна, государственные деятели ≈ Б. Франклин, У. Черчилль, многие философы, писатели (Г. Э. Лессинг, Вольтер, И. Г. Фихте, И. В. Гёте, К. М. Виланд, И. Г. Гердер и другие), композиторы (В. А. Моцарт, И. Гайдн). А. Вейсхаупт, создавая (в 1776) в Баварии орден иллюминатов, пытался превратить М. в тайную организацию просветительского характера. В начале 19 века были попытки приспособить М. для конспиративных нужд революционного движения (Италия, Польша). Борьбу против М. вели с клерикальных позиций папы, опубликовавшие с 1738 ряд булл, в которых М. подвергалось осуждению, а католики-масоны отлучались от церкви.

В 60-х годах 20 века в мире насчитывалось около 8 млн. членов масонских лож, из них 6 млн. в англо-саксонских странах, главным образом в США и Великобритании (о численности масонов имеются и другие данные).

Лит.: Gould R. F., The history of free-masonry..., 3 ed., v. 1≈4, L., 1951; Serbanesco G., Histoire de la francmaçonnerie universelle, v. 1≈4, P., 1963≈70; Bibliographie der freimaurerischen Literatur, 2 AufL, Bd 1≈4, Hildesheim, 1964.

Б. Я. Рамм.

Наиболее достоверные данные о первых масонских ложах в России относятся к началу 1730-х годов. В 1730≈70-е годы М. выступало как одна из форм организации независимой от правительства оппозиционной дворянской общественности. Неопределённость масонских идеалов позволила движению распространиться в разных обществ, кругах ≈ от лагеря дворянской реакции (М. М. Щербатов) до разночинной интеллигенции (В. И. Баженов). Масоны 1770≈80-х годов трактовали человеческую натуру как злую, антиобщественную, а человеческое общество ≈ как арену всеобщей вражды, отрицали необходимость социальных реформ и революции. Осуждая существующую действительность как царство зла, масоны противопоставляли ей идеалы гуманистической филантропии. Возникла утопическая концепция мирного перерождения современного несправедливого мира в будущее царство всемирного братства через всеобщее просвещение людей под эгидой тайных руководителей ордена. Двойственный характер идеалов М. этих лет создавал, с одной стороны, иллюзорную видимость возможности противопоставления его и революции и реакции, а с другой ≈ открывал двери общественной деятельности в области просвещения и филантропии. Это привлекло к М. таких людей, как Н. И. Новиков , который в кружке московских масонов 1780-х годов занимал особое место. В руководство московским кружком входили также И. Г. Шварц, А. М. Кутузов, И. В. Лопухин, С. И. Гамалея и другие. В годы, непосредственно предшествовавшие Великой французской революции, росло стремление реализовать масонскую утопию средствами нравственного перерождения людей, разрешить конфликт бедности и богатства путём алхимических опытов. Для определённых групп масонов утопические идеалы отходили на второй план, превращаясь в словесное прикрытие примирения с помещичьей действительностью; другие, группировавшиеся вокруг Новикова, стремились к расширению общественно-просветительной деятельности; третьи (А. А. Петров, Н. М. Карамзин) разочаровывались в М. и порывали с ним. М. подвергалось одновременно гонениям справа (правительств, репрессии, комедии Екатерины II) и острой критике слева (А. Н. Радищев). В 1792 М. в России было запрещено. Гонения прекратились при Павле I, стремившемся к возрождению различных форм средневековых иерархических организаций. Правительство Александра I разрешило деятельность масонских лож, стремясь поставить их под надзор и даже использовать в своих интересах. Однако надежды правительства не оправдались: скоро начали возникать конспиративные ложи «высших степеней», а само М. оказалось тесно связанным с декабристами: П. И. Пестель, М. Ф. Орлов, Н. И. Тургенев и другие до начала 1820-х годов сохраняли интерес к М. По мере разочарования в тактике заговора и перехода к идее военной революции декабристы порывали с М., однако запрещение М. правительством в 1822 декабристы встретили с осуждением. В дальнейшем в истории русской мысли М. заметной роли не играло, хотя делались неоднократные попытки возродить его.

Лит.: Пыпин А. Н., Русское масонство. XVIII и первой четверти XIX в., П., 1916; Вернадский Г. В., Русское масонство в царствование Екатерины II, П., 1917; Масонство в его прошлом и настоящем, т. 1≈3, М., 1914≈22; Пиксанов Н. К., Масонская литература, в книге: История русской литературы, т. 4, ч. 2, М. ≈ Л., 1947; Базанов В. Г., Вольное общество любителей российской словесности, Петрозаводск, 1949; Плимак Е. Г., Масонская реакция против материализма в России, «Вопросы философии», 1957, ╧ 2; Bakounine Т., Répertoire biographique des francs-maçons russes (XVIII-e et XIX-e siecles), P., 1967; Bourychkine P., Bibliographic sur la franc-maçonnerie en Russie, P. ≈ La Haye, 1967.

Ю. М. Лотман.

Википедия

Масонство

Масо́нство — движение, появившееся в 1717 году в виде тайного общества. Этика и философия масонства опираются на монотеистические религии , на древние конституции вольных каменщиков, их регламенты, статуты и уложения. Масонство берёт своё начало из малоизвестных истоков в конце XVI — начале XVII века , предположительно от строительных товариществ каменщиков . Название «масон» или «франкмасон» происходит от (в старофранцузском masson, ), употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик.

Масонство административно организовано в суверенные великие ложи (в некоторых странах « великий восток »), каждая из которых руководит масонскими ложами в границах собственной юрисдикции. Численность лож, как правило варьируется от 15 до 100 человек, объединённых территориально. Местные ложи учреждаются великой ложей, которая в одной стране существует только одна. Некоторые великие ложи признают друг друга, некоторые нет, в зависимости от следования древним масонским правилам .

Существуют также организации дополнительных степеней , которые состоят из членов символических масонских лож, и которые обладают собственными независимыми органами управления . Однако, в некоторых масонских организациях символические ложи могут быть подчинены управляющим органам этих организаций.

Масонство символически использует инструменты строительных товариществ и легенды о строительстве Храма Соломона , чтобы выражать метафорически то, что и масонами, и их критиками описывается как «система морали, скрытая в аллегориях и проиллюстрированная символами».

Основной версией происхождения масонства считается версия о происхождении от средневековых строительных товариществ, однако существуют теории о более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров , или — в других версиях — от ордена розенкрейцеров .

Сейчас масонство распространено по всему миру и представлено в различных организационных формах — ложах, великих ложах, верховных советах, капитулах, ареопагах, консисториях, федерациях и конфедерациях. Общая численность вольных каменщиков в мире оценивается в 4 000 000 человек.

Примеры употребления слова масонство в литературе.

Это предопределило антирусский, антинациональный характер развития масонства в России, не изменившийся вплоть до настоящих дней.

Республиканское, большей частью космополитическое и антимонархическое Белое движение, возглавляемое масонскими лидерами, по своей антинациональной сути мало чем отличалось от интернациональной республики Ленина - Троцкого, тоже тесно сотрудничавших с мировым масонством.

Кедрин и Баженов стали очень много болтать о своем масонстве и чуть не открыто появлялись на своих дачах в масонских знаках, в результате чего о русских масонах стали много говорить в самых широких кругах и даже стали появляться заметки в печати.

Меня и Баженова уполномочили ехать в Париж и окончательно договориться о приезде французов, уполномоченных Верховным Советом для легализации масонства в России.

Другой тематический пласт - богоборчество, революция, масонство, закат Европы, предтечи антихриста, фашизм, национализм - немецкий и европейский, марксизм, геноцид, заговорщицкие планы США и Европы, этапы недавних десятилетий - сталинизм, оттепель, застой, перестройка, ельциниада, евразийство, мондиализм, экуменизм.

Все эти законы общественного развития действовали и в Николаевскую эпоху, и в силу их действия, молодежь Николаевской эпохи увлеклась второсортными, ложными идеями, родоначальником которых было вольтерьянство и масонство, а не стала идейным наследником сокровищ оставленных Пушкиным, Гоголем и славянофилами.

И в этом плане Гоголь является, вместе с Хомяковым и Киреевским выдающимся борцом против усвоенного образованными слоями крепостнического общества идейного наследства русского вольтерьянства и масонства.

Петровской революции, после подавления заговора масонов-декабристов и запрещения масонства, совершенно не устраивало западнически настроенные круги дворянства, находившиеся во власти идей вольтерьянства и масонства: этим кругам, поставившим организаторов Ордена, нужна была не социально и политически прогрессирующая Царская Россия, а Россия без царской власти, которую они могли бы калечить по полюбившимся им масонским рецептам.

Попытки немногих дальновидных людей, понимавших какою опасностью грозит России деятельность духовного потомка русского вольтерьянства и масонства.

Молодежь, воспитывавшаяся в этих учебных заведениях, вводится воспитателями в круг идей вольтерьянства и масонства.

Никакие политические уступки не заставят масонских выучеников отказаться от их намерения захватить верховную власть в свои руки и создать в России республику на основании политических рецептов вольтерьянства и масонства.

Являясь идейными наследниками Петровской революции, цель которой была духовное подражание Европейской культуре, декабристы являются также духовными потомками русского вольтерьянства и масонства широко расцветших в России в результате длительной европеизации России.

После запрещения же уйдя само в тень, оно уступило дорогу молодому поколению, воспринявшему политические и социальные идеи вольтерьянства и масонства.

В год убийства Пушкина, через десять лет после запрещения масонства, на политическую арену выходит Орден Русской Интеллигенции, являющийся, как мы это в дальнейшем докажем, прямым духовным потомком русского вольтерьянства и русского масонства.

То, что Орден Русской Интеллигенции является потомком русского вольтерьянства и масонства признают и многие выдающиеся представители Ордена.

Источник: библиотека Максима Мошкова