лисипп в словаре кроссвордиста
лисипп
- Ваятель из Эллады
- Древнегреческий скульптор, придворный художник Александра Македонского, автор статуй "Апоксиомен", "Геракл со львом", "Отдыхающий Гермес", бюста Александра Македонского
- Древнегреческий скульптор 2-й половины IV в. до н. э.; придворный художник Александра Македонского; "Отдыхающий Гермес", "Апоксиомен"
- Древнегреческий скульптор 2-й половины IV в. до н. э.; придворный художник Александра Македонского; «Отдыхающий Гермес», «Апоксиомен»
- Древнегреческий скульптор, автор скульпт."Отдыхающий Гермес
- Автор статуи Апоксимена, атлета, очищающего свое тело после борьбы
- Греческий скульптор, завершает эпоху поздней классики Начинал как литейщик, мастерству ваятеля учился, изучая пропорции поликлетовского «Дорифора»
- Древнегреч. скульптор, автор скульпт. "Отдыхающий Гермес"
- Древнегреческий скульптор, придворный художник Александра Македонского, автор статуй «Апоксиомен», «Геракл со львом», «Отдыхающий Гермес», бюста Александра Македонского
- Придворный скульптор Александра Македонского
- Вместе со Скопасом и Праксителем он вошёл в триаду величайших скульпторов классической греческой скульптуры
- Древнегреческий скульптор, придворный художник Александра Македонского (4 в. до н. э.)
- Античный скульптор, автор скульптуры "Отдыхающий Гермес"
- Древнегреческий скульптор 2-й половины IV в. до н. э.; придворный художник Александра Македонского; "Отдыхающий Гермес", "Апоксиомен»
- Древнегреческий скульптор, придворный художник Александра Македонского, автор статуй "Апоксиомен", "Геракл со львом», «Отдыхающий Гермес», бюста Александра Македонского
- Древнегреческий ваятель
Энциклопедический словарь, 1998 г.
древнегреческий скульптор 2-й пол. 4 в. до н. э. Представитель поздней классики. Придворный художник Александра Македонского. Создатель образов деятельных героев, живущих сложной внутренней жизнью ("Отдыхающий Гермес", "Апоксиомен", бюст Александра Македонского - сохранились в копиях).
Большая Советская Энциклопедия
(Lýsippos) (родися, вероятно, в первое, умер в последнее десятилетие 4 в. до н. э.), древнегреческий скульптор, виднейший представитель поздней классики . Родился в Сикионе. Был придворным художником Александра Македонского. Работал преимущественно в бронзе; произведения Л. не сохранились, но о них дают представление описания античных авторов и римские копии. Предвосхищая искусство эллинизма , Л. переосмыслил канон Поликлета : головы статуй он делал меньше, а тела с более лёгкими, удлинёнными пропорциями представлял в сложном, пространственно-многоплановом движении. Л. изображал людей не «какими они есть», но «какими они кажутся» (Плиний, Естественная история, XXXIV, 8). Создал многочисленные статуи атлетов («Агий»; «Апоксиомен», буквально ≈ «соскребающий», т. е. атлет, очищающий тело от грязи после борьбы). Для образов богов и героев у Л. характерна необычная для искусства классики эмоциональная насыщенность. Наиболее прославленными в древности из его работ были: колоссальная статуя Зевса в Таренте, статуя Гелиоса с колесницей на о. Родос, аллегорическая фигура Кайроса в Олимпии, многочисленные изображения Геракла и его подвигов (среди крупной и мелкой пластики, восходящей к оригиналам Л., особенно примечателен т. н. «Геракл Фарнезский»). Л. был также автором монументальных групп (например, конных дружинников Александра, павших в битве при Гранике), портретов Александра Македонского, в которых в образе обожествленного правителя сумел передать земное, человеческое начало (к оригиналу Л. близка стамбульская копия.
Лит.: Вальдгауер О. Ф., Лисипп, Берлин, 1923; Johnson F. P., Lysippos, Durham, 1927.
М. Н. Соколов.
Википедия
Лисипп — греческий скульптор , вместе со Скопасом и Праксителем вошел в триаду величайших скульпторов классической греческой скульптуры. Завершает эпоху поздней классики (IV в. до н. э.)
Родился в Сикионе около 390 г. до н.э. Начинал как литейщик, мастерству ваятеля учился, изучая пропорции поликлетовского « Дорифора ». Среди современного ему искусства работы Лисиппа выделялись натурализмом , а также несколько удлинёнными пропорциями. Комментаторы отмечали его изящество и элегантность, симметрию и когерентный баланс созданных им фигур, которые были компактнее, чем идеал, представленный Поликлетом , и с пропорционально меньшими головами, придавая фигурам впечатление большей высоты. Он был известен своим вниманием к деталям век и ногтей на ногах. Он был любимым художником Александра Македонского , которого изображал с мальчишеского возраста, в том числе нагим. Его произведения не дошли до нашего времени, по крайней мере, в оригинале - сохранились только римские копии работ Лисиппа.
Плиний приписывал ему до полутора тысяч работ, но это число явно преувеличено и основано на легенде, согласно которой Лисипп при создании каждой своей работы складывал в сундучок по одному драгоценному камню. После его смерти там обнаружили более полутора тысяч камней. Одно из центральных произведений Лисиппа — колоссальная бронзовая статуя Геракла — была увезена из Тарента в Константинополь и расплавлена там в 1022 г. Плиний, описывая инженерно-техническое мастерство Лисиппа, писал:
Его сын Евфикрат также посвятил свою жизнь искусству. Его ученик, Харес из Линдоса , создал Колосса Родосского , одно из семи чудес древнего мира.
Примеры употребления слова лисипп в литературе.
Например, от столь плодовитого скульптора, каким был Лисипп, до нас не дошло ни одной оригинальной статуи, потому что он работал преимущественно в бронзе.
Александр хочет, - ответил за царя Лисипп, - чтобы я когда-нибудь сделал твою статую в образе царицы амазонок.
Едва они очутились в тени деревьев, как Лисипп негромко спросил: - Ты посвященная орфиков?
Узнав о делосском философе, Лисипп утратил свою недоверчивость и стал рассказывать ей о том, что в глубине Персии он встретил близкий орфикам культ Зороастры.
Здесь и Лисипп со своей мастерской, и эвбеец Стемлос, славный статуями коней, знаменитая певица Аминомена.
Если Лисипп упоминает тебя в приглашении, значит, до тебя есть какое-то дело.
Гнезиотес апамфойн, - сказал Лисипп на аттическом наречии, указывая на Таис, и она вдруг покраснела от прямого взгляда одного и прямых слов второго художника.
Ты выбираешь опять то, что не принесет тебе богатства, - задумчиво сказал Лисипп, - Таис слишком обольстительна для образа богини, слишком мала и гибка для коры, не грозна для воительницы.
Конечно, такие мужи еще есть, - согласился Лисипп, - они стали редкостью именно потому, что более не нужны.
Его статуя Афродиты для храма на Мелосе, - пояснил Лисипп, - прославилась среди ваятелей, хотя, мне кажется, она больше похожа на Геру.
Но не сумел скрыть неуклюжей средней части тела, - возразил Лисипп, - и плохо развитой нижней части живота.
Тебе-то хорошо, Эвриопис, - улыбнулся Лисипп Таис, посмотрел на Эрис и добавил: - Мы звали тебя послужить моделью для спора.
Вот древнейший облик жены, - с торжеством сказал Лисипп, - крепкая, невысокая, широкобедрая, круглолицая, широкоглазая - разве она не прекрасна?
Я не могу пояснить тебе причину, - сказал Лисипп, - всего два канона скульптур модны с прошлого века.
Эфесец, ты увлек нас в сторону, - вмешался Лисипп, - хотя и говоришь интересно.
Источник: библиотека Максима Мошкова