Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

ледокол в словаре кроссвордиста

ледокол

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

ледокол

ледокола, м.

  1. Мощный пароход специальной конструкции прокладывающий путь сквозь лед, к-рый он раскалывает своей тяжестью. Ледокол "Красин".

  2. Рабочий, занимающийся колкой льда (спец.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

ледокол

-а, м. Судно, оборудованное для прохода сквозь льды, для плавания во льдах. Атомный л. Океанский л. Речной л.

прил. ледокольный, -ая, -ое. Л. флот.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

ледокол
  1. м. Мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды, раскалывающее их своей тяжестью.

  2. м. разг. То же, что: ледокольщик (1).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ледокол

судно, прокладывающее путь другим судам в замерзающих бассейнах путем разрушения ледяного покрова и служащее для поддержания навигации. Первый ледокол - пароход российского флота "Пайлот" (1864) с двигателем мощностью 44,2 кВт. Первый в мире арктический ледокол - "Ермак", построен в 1899 под руководством С. О. Макарова. Наиболее крупные современные ледоколы российские атомоходы "Арктика" (1975), "Сибирь" (1977), "Россия" (1986). Наибольшим ледокольным флотом обладают Российская Федерация, США, Канада, Финляндия, Швеция.

Большая Советская Энциклопедия

Ледокол

судно, предназначенное для плавания во льдах с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. Основное назначение Л. ≈ разрушение ледяного покрова для прокладывания пути (канала) др. судам и оказания им необходимой помощи при движении во льдах, а также для самостоятельного плавания (рис. 1). Различают Л. морские, в том числе арктические (полярные), предназначенные для особо тяжёлых льдов полярных бассейнов, и Л. озёрные и речные. Морские Л., осуществляющие проводку судов на большие расстояния, иногда называются линейными, а наиболее мощные из них ≈ лидерами, в отличие от других Л., менее мощных (вспомогательных или портовых). Ледоколы разделяют также на классы (группы) по мощности.

При встрече с ледовым полем (см. Морской лёд ) Л. «вползает» носовой частью на кромку льда и проламывает его создающимся при этом вертикальным усилием (силой тяжести). Продолжая движение, Л. преодолевает сопротивление взломанного льда в образовавшемся канале, расширяет его, обламывая, раздвигая и притапливая лёд бортами, затем повторяет тот же цикл движений. Практически цикличность выражена слабо и движение Л. можно рассматривать как непрерывное. При плавании в битых льдах Л. раздвигает отдельные мелкие льдины и разрушает крупные. Если ледовый покров не может быть разрушен при непрерывном движении Л., прибегают к разрушению льда ударами (набегами), для чего Л. отходит назад и набирает скорость. Л., «вползая» носовой оконечностью на лёд, может застрять (заклиниться). Движение даже наиболее мощных Л. нередко приостанавливается ледовыми сжатиями. Для освобождения от заклинивания наряду с др. мерами применяют дифферентование или кренование (т. е. продольное или поперечное наклонение корпуса Л.), для чего перекачивают попеременно воду между предусмотренными для этого цистернами ≈ дифферентными (носовыми и кормовыми) или креновыми (бортовыми) или же производят одновременную откачку балластной воды из дифферентных цистерн, что позволяет Л. всплыть. Небольшие речные Л. иногда оборудуют вибрационным (раскачивающим) устройством, которое вызывает колебательные движения корпуса во льду, повышающие эффективность разрушения льда.

В зависимости от сложности ледовой обстановки в канале за одним Л. следует одно или несколько судов. В тяжёлых льдах, препятствующих движению проводимого судна, Л. берёт его на буксир, обычно вплотную за кормой. Для одновременной проводки ряда судов (каравана) нередко используют 2 или несколько Л.

Так называемые ледовые качества Л. определяются ледовой ходкостью, манёвренностью и некоторыми конструктивными особенностями. Критерием для сравнительной оценки качеств Л. обычно служит их ледопроходность, т. е. способность продвигаться в определённых ледовых условиях с обусловленной скоростью хода. Назначение и условия использования Л. определяют и требования к их конструкции.

Носовая оконечность Л. имеет относительно острые (клинообразные) образования, а также наклон (срез) в подводной части под углом к ватерлинии 20≈30╟, позволяющий Л. «вползать» на кромку льда. Форма кормовой оконечности рассчитана на продвижение во льдах задним ходом и защиту от ледовых повреждений гребных винтов и руля. Наклон бортов способствует разрушению и притапливанию льда при движении Л., а также уменьшению давления льда на корпусные конструкции во время сжатий. Отношение длины к ширине корпуса (3,5≈5) обеспечивает как хорошую манёвренность Л. во льдах, так и прямолинейность канала.

Корпусу Л. (особенно в его носовой и кормовой оконечностях) придаётся значительно большая прочность, чем у судов др. назначений. В районе переменной ватерлинии наружная обшивка утолщается, образуя т. н. ледовый пояс. Высокие требования предъявляются к непотопляемости судна и живучести судна.

Энергетическая установка Л. рассчитана на частую и быструю смену режимов работы, она должна выдерживать почти мгновенную остановку (заклинивание) во льду гребных винтов и обладать высокой экономичностью для обеспечения возможно большей автономности плавания без пополнения запасов топлива. В связи с этим значительное распространение в современном ледоколостроении получили энергетические машинные установки с электропередачей на гребные винты. В качестве главных двигателей используются среднеоборотные дизели и паровые турбины (возможно использование газовых турбин). Применение атомной энергии позволило создать Л. с энергетическими установками большой мощности, практически неограниченной автономности плавания. (В СССР в 1959 введён в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин» .)

Л. строят обычно с 2 или 3 гребными винтами усиленной прочности. У некоторых Л., помимо кормовых винтов, 1 или 2 гребных винта располагаются в носовой части, что повышает их ледопроходимость в определённых условиях, но не позволяет работать ударами (рис. 2).

Морские суда, предназначенные для самостоятельного плавания в морях полярных бассейнов и для следования за Л. в особо тяжёлых льдах, называются ледокольными судами (ледокольно-транспортные или др. назначений) (рис. 3).

История мореплавания в северных морях насчитывает более тысячи лет. Однако активная борьба со льдом оказалась возможной только после того, как начали строить металлические суда с механическим двигателем. Первым Л. современного типа был небольшой пароход «Пайлот» мощностью 44,2 квт (60 л. с.), принадлежавший русскому промышленнику Бритневу и успешно совершавший в 1864 рейсы в ледовых условиях между Кронштадтом и Ораниенбаумом. На этом судне впервые был применен наклон подводной части носовой оконечности по образцу поморских торосных лодок, позволявший судну «вползать» носовой оконечностью на лёд и разрушать его своей тяжестью. По примеру «Пайлота» речные Л. начали строиться в Германии для порта Гамбург, а затем и в др. странах. Это были небольшие суда мощностью 110≈960 квт (150≈1300 л. с.). В 1899 был построен первый в мире арктический Л. «Ермак» мощностью 6,6 Мвт (9 тыс. л. с.).

Многие советские Л. и ледокольные суда ( «Красин» , «Литке», «Седов», «Сибиряков» и др.) сыграли большую роль в освоении Арктики.

Мощность главных механизмов и водоизмещение Л. изменяются в широких пределах в зависимости от их назначения; у построенных до 1973 арктических Л. достигают: 30 Мвт (44 тыс. л. с.) и около 19 тыс. т. Разработаны проекты и находятся в постройке (1973) Л. значительно большей мощности. Повышение эффективности Л. связано с дальнейшим совершенствованием их конструкции, созданием специальных устройств для улучшения ледовой ходкости и манёвренности, обеспечением активности при сжатиях льда и заклинивании, защиты гребных винтов от повреждения и очистки канала от обломков льдин. Наиболее значительный ледокольный флот имеется у СССР, США, Канады, Финляндии, Швеции, Дании.

Лит.: Виноградов И. В., Суда ледового плавания, М., 1946; Каштелян В. И., Позняк И. И., Рывлин А. Я., Сопротивление льда движению судна, Л., 1968; Ледоколы, Л., 1972.

А. М. Загю.

Википедия

Ледокол

Ледоко́л — самоходное специализированное судно , предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. К ледокольным операциям относятся: проводка судов во льдах, преодоление ледовых перемычек, прокладка канала, буксировка, околка, выполнение спасательных работ.

Существует два способа преодоления ледяных препятствий. А именно: путём разрезания льда острым и подкреплённым форштевнем с последующей раздвижкой образовавшейся полыньи, либо путём продавливания льда весом судна с расколом льда. Это различие непосредственно подтверждается формой корпуса и находит своё отражение в исторически закреплённом разделении судов ледового плавания на ледоколы и ледорезы . Последний из этих терминов широко применялся во время интенсивного освоения Северного морского пути в начале XX века.

Ледокол (книга)

«Ледоко́л» — документально-публицистическая книга Виктора Суворова , в которой с использованием аргументации утверждается, что СССР готовил вторжение в Германию в июле 1941 года , и, развязав Великую Отечественную войну , Гитлер лишь упредил советские агрессивные планы.

Главной причиной Второй мировой войны в книге объявляется политика Иосифа Сталина , целью которой, согласно Суворову, был захват центральной и западной Европы именно в летние месяцы 1941 года.

Высказанное предположение о сроках не признавалось советской академической наукой, хотя не отрицался факт предложения Генштабом РККА о нанесении упреждающего удара незадолго до нападения Германии, о чём было доложено Сталину Жуковым, но этот вариант развития событий был Сталиным решительно отвергнут.

Некоторые историки причисляют «Ледокол» к жанру фолк-хистори .

Ледокол (значения)

Ледокол:

  • Ледокол — самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций.
  • Ледокол — документально-публицистическая книга Виктора Суворова.
  • Ледокол — российский художественный фильм 2016 года.
Ледокол (фильм)

«Ледокол» — предстоящий российский художественный фильм режиссёра Николая Хомерики. Производство студии «Профит». Премьера фильма в России состоится 20 октября 2016 года.

Сюжет фильма основан на реальных событиях , произошедших в 1985 году с ледоколом « Михаил Сомов », который оказался зажат антарктическими льдами и провёл в вынужденном дрейфе 133 дня.

Примеры употребления слова ледокол в литературе.

Мимо ледокола проплывал айсберг, на снежном скате которого виднелись опрокинутые ребристые стены радиаторов.

Он нас ожидает на своем ледоколе в Амбарчике, у входа в Чукотское море.

Рядом с Гладышевым сидели две буфетчицы ледокола: молчаливая, будто всегда чем-то недовольная Глафира Львовна и курчавая темноглазая Таня, всю войну самоотверженно проработавшая в полевых госпиталях медсестрой.

Утром 23 августа командир линкора получил по радио сообщение от своего командования, что караван из 19 транспортов в сопровождении 4 ледоколов находится на пути к проливу Вилькицкого и держит курс на запад.

На верхней палубе, над покрашенными охрой пастями вентиляционных труб, вдувающих свежий наружный воздух в машину, были поставлены парусиновые рукава -- виндзейли, или вензеля, как в шутку называли их моряки ледокола.

Иногда во время Карской - так называют в Заполярье месяцы август и сентябрь, когда наши ледоколы проводят через Карское море советские и иностранные пароходы, - эти братья и дядя появлялись в доме, такие же высокие и крепкие, как Анна Степановна, с большими усатыми лицами, с большими носами.

И дальше, где начиналась торговая часть города, стояли у причалов под погрузкой и разгрузкой суда: ледоколы, тральщики, веселые, с высокими мачтами шхуны, парусно-моторные боты, чистенькие каботажники и всегда готовые для кантовки буксиры.

На ледоколах привыкают плавать во льдах, а во льдах не может быть волны, и ледокольщики отвыкают от голубого волнового простора и укачиваются быстро и всерьез.

Ограниченный запас угля на ледорезе вынудил оба корабля 29-го февраля возвратиться в Иоканьгу На помощь ледоколов рассчитывать больше не пришлось, они вы подняли другие задачи.

Я не вижу причин, - сказал Норденшельд Макарову, - почему было бы невозможно с помощью сильных ледоколов разбивать льды в Ледовитом океане.

Из кусков листового железа, отшлифованного и неотшлифованного, он сделал две модели парохода и испытывал их в корыте с водой и льдом, чтобы определить, облегчит ли отшлифовка листов обшивки продвижение ледокола в сжатом льду.

Не очень приятное занятие следовать в густом тумане за ледоколом, чьи огромные винты выворачивают ледяные глыбы, каждой из которых достаточно для проделывания в твоем брюхе прободной язвы.

Такой провес, не раз терпеливо разъяснял матросам сам Сливин, обязателен при буксировке, особенно необходим, когда на крюке ледокола -- огромной тяжести док.

Но благодаря водонепроницаемым переборкам ледокол продолжал плавание во льдах и совершил благополучно длительный переход от Шпицбергена до Ньюкасла.

Исчезая в пене кильватерной струи ледокола, тросы то натягивались слегка, то снова ослабевали.

Источник: библиотека Максима Мошкова