Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

ламаизм в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

ламаизм

ламаизма, мн. нет, м. (религ.). Особый вид буддизма, возникший в Тибете и Монголии.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

ламаизм

-а, м. Возникшая в 14-15 вв. н. э. и распространенная в Тибете, Монголии и нек-рых других странах разновидность буддизма, характеризующаяся множеством бытовых обрядов, магических приемов и заклинании.

прил. ламаистский, -ая, -ое. Ламаистская церковь.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

ламаизм

м. Форма буддизма, возникшая в Тибете в VII-VIII вв., а в XVI-XVIII вв. получившая распространение в Монголии.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ламаизм

тибето-монгольская форма буддизма. Возник в Тибете в 8 в. Распространен в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия (Китай), в Монголии, а также в отдельных районах Непала и Индии. В Российской Федерации имеет последователей, главным образом в Бурятии, Калмыкии и Туве. С 1970-х гг. термин "ламаизм" выходит из употребления в европейской науке.

Большая Советская Энциклопедия

Ламаизм

одно из течений в буддизме ; распространено в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия (КНР), МНР, а также в отдельных районах Непала и Индии. В СССР Л. имеет некоторое число последователей в Бурятской АССР, Калмыцкой АССР и Тувинской АССР, Усть-Ордынском и Агинском Бурятских национальных округах.

Процесс складывания Л. начался в Тибете, куда буддизм в форме Махаяны проник из Индии в 7 в., одновременно с созданием там первого единого государства (7≈9 вв.). К концу 8 в. буддизм стал господствующей религией Тибета, здесь был построен первый монастырь Самье, появились монахи-тибетцы, возникло монастырское землевладение. В нач. 9 в. сложилась духовная иерархия. Завершение процесса складывания Л. связано с так называемым поздним распространением буддизма в Тибете, начавшимся во 2-й половине 10 в. Наступившая в этот период феодальная раздробленность способствовала возникновению множества ламаистских сект, среди которых наиболее значительными были Кадампа (основан в середине II в.), Сакьяпа (II в.), Каджупа (II в.), Кармана (12 в.) и др. В конце 14 ≈ начале 15 вв. в Тибете образовалась наиболее крупная ламаистская секта Гэлуг-ба (так называемые желтошапошники), основанная Цзонкабой (1357≈1419). С 16 в. главы секты Гэлуг-ба стали носить титул Далай-ламы . К середине 17 в. 5-му Далай-ламе Агванлобсан-джамцо (1617≈82) и верхушке духовенства удалось подчинить своей власти (духовной и светской) все основные районы Тибета, который таким образом превратился в теократическое государство. При 5-м Далай-ламе возник институт Панчен-лам ≈ вторых (после Далай-лам) иерархов ламаистской церкви. В 16≈17 вв. Л. стал господствующей религией в Монголии, куда он проник из Тибета; тогда же он был воспринят калмыками, переселившимися в 17 в. в район Поволжья. В 16≈17 вв. Л. распространился в Туве, с конца 17 в. начал распространяться в Бурятии.

Теоретические основы Л. изложены в двух основных канонах, составленных к 14 в.: Канджуре и Танджуре (комментарии на тексты, включенные в Канджур), а также в произведениях наиболее известных лам. Канджур и Танджур переведены с тибетского на монгольский язык.

Кроме черт, присущих махаянистскому направлению буддизма в целом, Л. обладает рядом особенностей. Как религия Л. чрезвычайно эклектичен. Наряду с уходом от мирской жизни и созерцанием, в Л. большое место занимают магия и вера в многочисленные местные божества. Для Л. характерна развитая ритуальность и полное подчинение ученика учителю-ламе. Особая роль придаётся бодхисатвам не только как наставникам на пути «освобождения», но и как божествам, помогающим в конкретных мирских делах. Среди бодхисатв выделяется Авалокитешвара ≈ «милосердный», подобную роль играют и некоторые будды, например Майтрея ≈ будда «грядущего». В Л. на основе концепции перерождений была создана теория воплощений будд, бодхисатв, божеств в определённых лиц, называемых трулку (по-тибетски) или хулбиганами (по-монгольски). В области философии Л. ограничивался комментированием переводных текстов.

Экономическую основу господства Л. составляло крупное монастырское землевладение. Л. являлся значительным тормозом на пути экономического, социального и культурного развития народов, среди которых он был распространён. В настоящее время ламаистское духовенство в основных районах распространения Л. утратило свои былые экономические и политические позиции.

Лит.: Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, СПБ. 1887; Пубаев Р. Е., Семичов Б. В., Происхождение и сущность буддизма ≈ ламаизма, Улан-Удэ. 1960; Богословский В. А., Очерк истории тибетского народа, М., 1962; W addell L. A., The Buddhism of Tibet or Lamaism, Camb., 1934; Stein R. A., La civilisation tibеtaine, P., 1962.

В. А. Богословский.

Примеры употребления слова ламаизм в литературе.

В 1741 году Российское правительство впервые обратило внимание на распространение ламаизма среди бурят, обнаружив за Байкалом 11 капищ и 150 лам, и предписало всех наличных лам привести к присяге на верноподданство России и взять с них обязательство не только не переходить Российскую границу, но даже сношений с заграничными людьми не иметь.

На позднейших культурно-исторических стадиях, в лоне высокоразвитых религий так или иначе прикасались к этой проблематике очень многие течения и школы: и пифагорейство, и каббала, и восточнохристианское монашество, и монашество даосизма и ламаизма.

Родовые культы на древнем Востоке и в Элладе очень мало общего имеют с мировыми религиями: христианством, исламом и теистическим ламаизмом.

И ламаизм хорошо ложился на буддизм, который уже был растворен в индуизме и не имел своих фанатичных поклонников.

И что бы стоил ламаизм вообще без тибетского тантризма, лежащего в основе Бонпо?

Но их усилия не увенчались успехом - ни буддизм, ни ламаизм ойротами принят не был, хотя легенды о светлом боге остались в народе, вылившись в смутное ожидание перемен.

Джунгарии, где ламаизм в качестве государственной религии был принят уже в 1616 г.

Важно подчеркнуть, что мессианистские настроения совсем не обязательно вызываются воздействием других религий - будь то ламаизм или христианство.

Таким образом, автор не прав, противопоставляя ламаизм ортодоксальному буддизму.

Его формы многочисленны: ламаизм, магический буддизм, махаяна, или большая колесница, которая следует за хинаяной, или малой колесницей, дзэн -- буддизм Японии.

Поэтому некоторые шаманские фокусы они включили в ламаизм и тем самым привлекли монголов к своей религии.

Таким образом, ламаизм приобрел некоторые шаманские обычаи, а шаманизм, в свою очередь, принял многое из ламаистского вероучения.

Вроде все ясно, браток, но скажи мне, в конце концов, буддизм и ламаизм - это одно и то же самое?

И ради спасения истин ламаизма стоит испытывать голод и холод, топтать обувь и верить, что носители мировой души человечества, атманы, для того и приходят в мир печали и мучений, чтобы указать дорогу к истине.

Он поднимает новую волну ламаизма под знаменами и призывами легендарных героев, не очень считаясь с канонами буддизма, которые ему не подходят, а порой и бесцеремонно попирая их, повторяя главный подвиг Цзонхавы.

Источник: библиотека Максима Мошкова