Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

лад в словаре кроссвордиста

лад

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

лад

лада, о ладе, в ладу, мн. лады, м.

  1. только ед. Согласие, мир порядок (простореч.). На что и клад, когда у мужа с женой лад. Пословица. Забудем прошлое, уставим общий лад. Крылов.

  2. Способ, образец, манера. Роман на старый лад. Пушкин. Спою не хуже я и соловьиным ладом. Крылов. Защелкал, засвистал на тысячу ладов. Крылов. На разные лады.

  3. Способ построения звукоряда, расположения звуков, тональность, строй музыкального произведения (муз.). Фригийский лад. Церковные лады.

  4. преимущ. мн. Поперечные деления на грифе струнных музыкальных инструментов (муз.). Знать лады балалайки.

    Клавиши гармоники (муз.). Бойко перебирать лады.

  5. Физическое сложение, стать животных (охот.). Пегий мерин... ладов хороших. Л. Толстой. Лады лягавой собаки. В ладу или в ладах (разг.) - мирно, дружно, в полном согласии; противоп. не в ладу, не в ладах. Ум с сердцем не в ладу. Грибоедов. В лад с кем-чем - согласно, стройно; в соответствии. Петь в лад. В лад шевелить плечами. С его неясными словами моя душа звучала в лад. Пушкин. Ни складу, ни ладу в чем (поговорка) - никакой связи,

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

лад

-а (-у), о ладе, в ладу, мн. -ы, -ов, м. (разг.).

  1. чаще ед. Согласие, мир, порядок. Нет ладу в семье. В ладу "ли в ладах с кем-чем-н. (в полном согласии, в дружеских отношениях). Жить в ладу с кем-н. Он с ним не в ладах. Ум с сердцем не в ладу у кого-н. (о том, кто разумом понимает одно, а сердцем чувствует другое). Ученик не в ладах с математикой (перен.: не успевает по математике).

  2. Образец, способ. На другой л. сделать (по-другому). На все лады (по-вся-кому, по-разному). * На лад (идти, пойти) (разг.) - успешно. Дело пошло на лад. Ни складу ни ладу нет в чем (разг.) - нет ни ясности, ни порядка (обычно о рассказе, речи).

лад

-а, мн. -ы, -ов, м. (спец.).

  1. Строй музыкального произведения сочетания звуков и созвучии.

  2. мн. Поперечное деление на грифе струнного инструмента.

  3. мн. Клавиши гармоники, струнного, духового инструмента. Перебирать лады. * В лад (разг.) - стройно, в соответствии с чем-н. Петь в лад. В лад с квм-чем, в знач. предлога с те. п. (разг.) - как кто-н., совместно, не расходясь с кем-чем-н. действовать в лад с напарником.

    прил. ладовый, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

лад
  1. м.

    1. разг. Согласие, мир, порядок.

    2. Способ, образец, манера.

  2. м.

    1. Способ построения звукоряда, расположение звуков, тональность, строй музыкального произведения (в музыке).

    2. Поперечные деления на грифе струнных музыкальных инструментах.

      1. Клапаны с отверстиями у флейты и некоторых других инструментов.

      2. Кнопки гармоники.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

лад

важнейшая эстетическая категория музыки; система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием). Воплощается в звукоряде (звуковой системе). Элементы лада (звуки, созвучия) находятся в определенных отношениях между собой (см. Функции ладовые, Устой и неустой). Исторические формы лада: опевание тона-устоя близкими по высоте звуками; модальные (монодические) лады, связанные с принципом мелодиимодели (модуса, попевки; см. Древнегреческие лады, Натуральные лады, Средневековые лады, Макам, Рага); европейская гармоническая тональность 17-19 вв. (мажор и минор). Новые высотные структуры в музыке 20 в. (в т.ч. в додекафонии) используются наряду с классическими и обновленными древними типами лада. также Пентатоника, Диатоника, Хроматизм.

Большая Советская Энциклопедия

Лад

система взаимосвязей звуков, выраженная в звукоряде . Последовательность ступеней Л. образует его гамму . Необходимое условие существования Л. ≈ качественное различие его ступеней. Каждая из них несёт особую ладовую функцию (см. Функции ладовые ), которая обусловливается тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным). Основным устоем служит тоника , определяющая тональность лада. Народная музыка, особенно одноголосная, основывается на секундовой взаимосвязи звуков, однако определённую роль в ней играет и квинто-квартовая взаимосвязь, формирующая диатоническую основу Л. (см. Диатоника ) и образующая побочные ладовые опоры: на V ступени (автентические лады с квинтовым остовом) или на IV ступени (плагальные лады с квартовым остовом). Эти ладовые опоры представляют зародыш гармонических функций ступеней Л. ≈ доминантовой и субдоминантовой (см. Доминанта и Субдоминанта ). Дополнительная опора на III ступени ведёт к образованию гармонической тоники лада ≈ мажорного или минорного трезвучия . Гармонической функции приобрели большое значение в композиторской профессиональной музыке. Они проявляются главным образом в направленности V ступени (доминанты) в тонику, а также в более сложном взаимоотношении тоники с субдоминантой. Причина такой направленности, приведшей к образованию автентической каденции , коренится в акустической природе звука. Тяготение неустоев к устоям следует понимать лишь как тенденцию, которая проявляется в музыке по преимуществу косвенно и реализуется обычно в завершающих каденциях. Л. по существу является обобщённо-абстрагированной системой музыкального мышления и служит для него лишь необходимой логической основой. Л. обладает только общими потенциальными выразительными свойствами, которые сказываются прежде всего в его наклонении (см. Наклонение ) ≈ мажорной или минорной окраске (см. Мажор и Минор ). В основе диатоники лежат натуральные лады, из которых основополагающим в мажоре стал ионийский лад как полностью соответствующий функциональным отношениям аккордов. Аналогичное место занял полный минор, основанный на эолийском ладе, но включающий вводнотоновое повышение VII ступени (гармонический минор) и служащее для сглаживания интервала увеличенной секунды повышение VI ступени (мелодический минор). На этой почве выросла сложная мажоро-минорная система, включающая признаки остальных натуральных ладов. В относительно сложных муз. произведениях осуществляется модуляция в др. тональности, изменяется звуковой состав Л., один лад сменяется другим (например, минор мажором), происходит усложнение Л. с помощью альтерации его ступеней, которая вносит в звукоряд все 12 полутонов в качестве надстройки над диатоникой. Структура ладов отражает национальные и исторические особенности музыкального искусства и подчиняется общим закономерностям акустики и музыкального восприятия. Наряду с национальными особенностями в ладах разных народов имеется много общего, что содействует взаимопониманию и взаимодействию различных музыкальных культур. С начала 20 в. традиционные ладовые системы в творчестве композиторов стали подвергаться значительным изменениям, что служит предметом исследования музыковедов-теоретиков. Учение о Л. разрабатывается преимущественно в СССР.

Ю. Н. Тюлин.

Википедия

ЛАД

ЛАД:

  • ЛАД — одно из прежних названий белорусского телевизионного канала «Беларусь 2».
  • ЛАД — советский экспериментальный ручной пулемёт под патрон 7,62×25 мм сконструированный под руководством В. Ф. Лютого.
  • « ЛАД » — творческое объединение ВГТРК.
Лад (музыка)

Лад — одно из главных понятий русской музыкальной науки, центральное понятие в учении о гармонии .

Лад (деталь музыкальных инструментов)

Лад (во мн. ч. лады или ладки́) — деталь конструкции ряда струнных инструментов , представляющая собой выпуклую поперечную полоску на грифе и служащую для изменения тона звучащей струны. Название детали связано с понятием лада как важнейшей гармонической характеристики в музыке. У струнных инструментов лады делят гриф на отрезки, длины которых рассчитаны в соответствии с законами волновой акустики и теории музыки . Например, на таких инструментах, как мандолина или современная гитара , каждому ладу соответствует один полутон стандартной западной системы , где октава поделена на 12 одинаковых полутонов (см. равномерно темперированный строй ).

На большинстве западных инструментов лады представляют собой металлические полоски, вставленные в гриф. На исторических инструментах и на некоторых неевропейских инструментах ладами служат кусочки струн, обмотанные вокруг грифа.

Иногда под ладом подразумевают пространство между двумя соседними полосками металла, поэтому говорят «прижать струну на пятом ладу», а не «прижать струну между четвёртым и пятым ладами», подразумевая, что палец прижимает струну к поверхности грифа, а не к самой полоске.

Прижимая струну к ладу, мы сокращаем её длину, то есть, повышаем её тон — колеблется лишь отрезок струны от нижнего порожка до зажатого лада. Колебания струны не распространяются дальше этого лада. Это имеет большое значение для щипковых инструментов, где звук был бы тихим и быстро затухал бы, если бы струна с одного конца опиралась бы на мягкую подушечку пальца.

Другим преимуществом ладов является то, что они позволяют значительно легче достичь принятого стандарта звучания, так как позиции для нужных нот указаны ладами. Кроме того, играть аккорды гораздо легче на грифе с ладами, чем на грифе без них.

Недостатком использования ладов является ограничение в диапазоне звука, который уже задан ладами. Некоторые вариации высоты вокруг фиксированного тона всё же возможны. Звук можно повысить, оттянув струну в перпендикулярном к струне направлении. Такую технику очень часто применяют рок - и джаз -гитаристы, особенно при исполнении одноголосных партий. На инструментах с более тонкими ладами высота звука может меняться в зависимости от давления пальца на струну за ладом. Существует так же возможность изменения натяжения струны движением пальца вдоль струны. Таким способом можно как повысить, так и понизить тон звучащей струны. Этот приём характерен для классической гитары . Натяжение мягких нейлоновых струн не очень велико и легко поддается изменению. На стальных же струнах, даже при малой их толщине, выполнение приёма весьма затруднено и эффект от него мало заметен.

Отношение длин n-ого лада к n − 1 всегда одинаковое и составляет $(\sqrt[12]{2})$, или 1,059463. Таким образом, двенадцатый лад делит струну пополам. То есть струна, прижатая на двенадцатом ладу, звучит на октаву выше открытой.

Многие инструменты могут не иметь ладов. Например, бас-гитары бывают без ладов. В этом они скорее напоминают контрабас , который не имеет ладов в принципе. Иногда можно встретить даже безладовую классическую гитару , но такие инструменты — редкость, и бывают только мастеровыми.

ЛАД (пистолет-пулемёт)

ЛАД — экспериментальный ручной пулемёт , сконструированный под патрон 7,62×25 мм в 1942 году группой конструкторов Научно-исследовательского полигона стрелкового и миномётного вооружения ГАУ Красной Армии под руководством капитана В. Ф. Лютого . Название оружия возникло как аббревиатура фамилий его создателей: Лютого , Афанасьева и Дейкина. Хотя сами авторы отнесли это оружие к классу лёгкого ручного пулемёта , по сути оно является пистолетом-пулемётом с установленными сошками и ленточным питанием.

Примеры употребления слова лад в литературе.

Когда Гольдберг отворачивался или впадал в меланхолическое безразличие ко всему, Абрамович кривлялся и на разные лады высмеивал хозяина.

В каждой автобиографии скрыт дьявольский, тончайший секрет, и он противостоит всем стараниям автора переписать себя на свой лад.

Стремительностью своих превращений он оставлял позади даже хамелеона: к тому же хамелеон, как рассказывают, способен принять всякую окраску, кроме белой, тогда как Алкивиад, видел ли он вокруг добрые примеры или дурные, с одинаковой легкостью подражал и тем и другим: в Спарте он не выходил из гимнасия, был непритязателен и угрюм, в Ионии - изнежен, сластолюбив, беспечен, во Фракии беспробудно пьянствовал, в Фессалии не слезал с коня, при дворе сатрапа Тиссаферна в роскоши, спеси и пышности не уступал даже персам, и не то, чтобы он без малейших усилий изменял подлинную сбою природу и преобразовывался на любой лад в душе, отнюдь нет, но когда он замечал, что, следуя своим наклонностям, он рискует вызвать неудовольствие тех, кто его окружает, он всякий раз укрывался за любою личиною, какая только могла прийтись им по вкусу.

После обильного ужина и долгих разговоров вокруг да около, где собеседники на все лады состязались друг перед другом в верности истинной вере и преданности идее священной войны, -- после всего, что обязательно предшествует деловому разговору в Средней Азии, Али Амир перешел к тем вопросам, ради которых он и появился в Душанбе.

Вот так наша жизнь на лад пошла, Аникита Тимофеич, и так мы сами себе пропитание добывали.

Ветер, атмосферная влага и морская соль постоянно не в ладах с антикоррозийными покрытиями ажурных башен.

Андрею в кровавом воспоминании, и не для того измучил он ожиданием артель богомазов, чтобы настроиться на апокалиптический лад.

Во сне Армия вошла в меня, втянулась часть за частью, отвечая на все приветствия, подобная мозгу милой старой тетушки, где все упорядочено, слова блоками сложены, как поленница дров для весело потрескивающего в атеросклеротических сосудах камина, и цель находится в экране точного видения, совместно-разделенного дневного и вместе ночного, выбираясь положением безбожно разделенных безбожницей-веселой-тетушкой вертикального и горизонтального времени, рыскающей этим своим видоискателем в поисках смысла бытия, а на деле в поисках колибри, той, что, смирив тени своих крыльев, скользящих по стенам сознания, застыла В бреющем своем полете: кинокамеры перед входом в отверстие Армии, не улетела, не перепугалась, что настраивает и настроило меня во сне на веселый лад, до самой до улыбки во сне.

Сам остроязыкий балагур, он, может быть, подревновывал не замолкавшую тетушку Хрисулу, да к тому же она мешала ему настроить Деспину на свой лад.

Так споем в телескоп и об Полосатой лошадке, чтоб В балалаечной будке на дудке свистела струна, Чтобы лад хоть не в лад звучал По серебряным клавишам, Чтобы конь дохромал, добежал, долетел, доскакал.

У него имелась балалайка, паршивая, расстроенная в ладах балалайка, и умение кое-как тренькать на ней.

Во время перемен за ним носилась стая башибузуков и на все лады распевала всевозможные куплеты, сочиненные старшеклассниками: Есть у нас один грибок: Он не низок, не высок.

Несложный наряд девочки состоял из двух предметов: рубахи такого толстого холста, какой не годится даже для парусов, и желтого безрукавного балахона, скроенного когда-то на арагонский лад из наименее потертого полотнища материнской бумазейной юбки.

Студент с выдающимися способностями, взявший билет в партер, чтобы посмотреть Берма, думает только о том, как бы не запачкать перчаток, не побеспокоить случайного соседа, быть с ним в ладу, ответить быстрой улыбкой на беглый взгляд, неучтиво отвернуться от знакомой дамы, к которой он после долгих колебаний решается, однако, подойти, но как раз в тот момент, когда три удара, прозвучавшие прежде, чем он успел к ней пробраться, заставляют его, как евреев - в Чермное море, броситься в бушующее море зрителей и зрительниц, которые из-за него должны вставать и которым он рвет платья и наступает на ноги.

Как долг гостеприимства и вежливость велят, На землю спрыгнул Дитрих, за ним - его отряд, И устремились бернцы к палаткам пришлецов, На все лады приветствуя приезжих удальцов.

Источник: библиотека Максима Мошкова