купала в словаре кроссвордиста
купала
- Праздник Иоанна Крестителя
- Праздник летнего солнцестояния
- Герой седьмого июля
- Июльский праздник
- Иванов день
- Белорусский народный поэт Янка ...
- белорусс. народный поэт Янка ...
- Славянский мифологический персонаж
- Янка (наст. Иван Луцевич) (1882—1942) белорусский поэт, сборники "Жалейка", "Гусляр", поэмы "Извечная песня", "Сон на кургане", "Могила льва", пьеса "Здешние"
- Белорусский народный поэт Янка
- Иванов день - Иван ...
- Поэт-белорус Янка
- православ. праздник
- Девушка из Сказки снегурочка
- Янка (наст. Иван Луцевич) (1882—1942) белорусский поэт, сборники «Жалейка», «Гусляр», поэмы «Извечная песня», «Сон на кургане», «Могила льва», пьеса «Здешние»
- Иван … (праздник)
- Поэт-белорус Янка …
- Иванов день — Иван …
- 24 июня, Иван …
- Белорусский народный поэт Янка …
- Иван ... (праздник)
- Славянский праздник
- Главный персонаж праздника летнего солнцестояния у восточных славян
- Девушка, дарящая цветы в славянской мифологии
- Народный поэт Белоруссии, поэма "Извечная песня"
- Народный праздник летнего солнцестояния
- В славянской мифологии персонаж праздника летнего солнцестояния
- Белорусский поэт (1882-1942)
- В славянско-русской мифологии персонаж в образе девушки, раздающей цветы
- Янка (наст. Иван Луцевич) (1882—1942) белорусский поэт, сборники "Жалейка", "Гусляр», поэмы «Извечная песня», «Сон на кургане», «Могила льва», пьеса «Здешние»
- Народный праздник летнего солнцестояния — Ивана Купалы
- 24 июня, Иван ...
- Иванов день — Иван ...
- Летний огненный праздник
- Летний бог у славян
- Летний праздник
- Праздник с обливанием
- Православный праздник
- Поэт-белорус Янка ...
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
(К прописное), Купалы, и Купало, Купала, м. (этногр.). То же, что Иван-Купала.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Бог лета, полевых плодов и летних цветов, которому в ночь с 6 на 7 июля по новому стилю - когда православные христиане празднуют Рождество Иоанна Крестителя - приносят жертвы, зажигая костры, через которые, желая обезопасить себя от леших, прыгают юноши и девушки.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
славянско-русский мифологический персонаж в образе девушки, раздающей цветы.
Народный праздник летнего солнцестояния - Ивана Купалы (в ночь на 24 июня ст. ст., когда церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя). Сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями.
КУПАЛА Янка (наст. имя и фам. Иван Доминикович Луцевич) (1882-1942) белорусский поэт, народный поэт Белоруссии (1925), академик АН Белоруссии (1928) и АН Украины (1929). Сборник стихов "Жалейка" (1908), "Гусляр" (1910), "Дорогой жизни" (1913), поэмы "Извечная песня" (1908), "Сон на кургане" (1910), "Могила льва" (1913), драма "Разоренное гнездо" (1913) - о тяжкой доле народа. Пьеса "Здешние" (1924) - утвержденае белорусского национального самосознания, самобытности национальной культуры и языка. В поэме "Над рекой Оресой" (1933), сборнике "Белоруссии орденоносной" (1937) жизнь изображается в духе советского официоза. Государственная премия СССР (1941).
Мифологический словарь
(слав.) — главный персонаж праздника летнего солнцестояния (в ночь на Ивана Купалу — с 23 на 24 июня по старому стилю). К. называли куклу или чучело, которое во время праздника топили в воде или сжигали (в ночь накануне). Смысл всей разнообразной обрядности состоял в изгнании, символическом уничтожении нечистой силы. На празднике К. разжигали костры и прыгали через них, причем считалось, что от высоты прыжка зависит высота хлебов. В основе связываемого с К. мифа лежит кровосмесительная связь брата с сестрой, символизируемая двухцветным цветком иван-да-марья. Когда брат решил убить сестру-соблазнительницу, она попросила посадить цветы на ее могиле. По народным поверьям, сила целебных трав бывает наибольшей в ночь на К. Широко распространено предание о цветке папоротника, который цветет в ночь наК. ис помощью которого можно найти клад.
Большая Советская Энциклопедия
Википедия
Купа́ла, Купа́ло — фольклорный персонаж у восточных славян , олицетворение праздника Ивана Купалы . Имя Купала произошло от названия праздника.
- Купала — славянский бог плодородия.
- Иван Купала — народный языческий праздник.
- Иван Купала — российская электронная группа из Санкт-Петербурга .
- Янка Купала — классик белорусской литературы.
Примеры употребления слова купала в литературе.
Когда он, переполненный счастьем и восторгом, успокоился вконец и собрался уже признаться ей в любви, что вспыхнула так неожиданно снова, Валя, вдруг наклонившись над ним, спросила то ли в шутку, то ли всерьез: -- Дасаев, а ты купал когда-нибудь женщин в шампанском, дарил им миллионы алых роз или настоящий жемчуг и бриллианты?
Хлеб едят не на Ивана Купала, а первого мая, в ночь первомайских костров или костров, ночь Белтейн, имеется такой праздник друидического происхождения, в особенности в шотландских горных областях.
Шотландия - Горная страна - друидические обряды - ночь святого Иоанна - летнее солнцестояние - костры на Ивана Купалу - Золотая ветвь.
В своем творчестве Купала и Колас выразили не только социальные, но и национальные стремления белорусского народа.
Или так называемый обрядовый фольклор, связанный в том числе и с древнейшими народными празднествами: Коляда, Масленица, Кострома, Иван Купала и др.
На того на Купалу взял я Евангелие, взял ряднинку и пришел в лес, на полянку, где раньше кочедыжник приглядел.
Она подробнее других могла рассказать о случившемся у костра на берегу Лиелупе в ночь на Ивана Купала, и ей.
Скоро прилетят скворцы Заботы дяди Николая Искры подымаются в небо Тучи сгущаются Снова под чужой крышей Ее пятнадцатая весна Радуница Диво-дивное Встреча И отчим приехал За летом осень спешила Ждать и надеяться Все начинать сначала Ленинские слова За лучшей долей Сваты едут Свадьба Митька Равнодушных не было Неожиданное известие На Ивана Купалу Исполненная мечта Весть из дальнего далека Последняя заметка Ты очень любишь его?
Горели фиолетовым пламенем Крестовоздвиженский монастырь на острове, Греческий монастырь, Иоанна Богослова под Вязом, Козьмы и Дамиана в Ржищах, Параскевы Пятницы у Старых Поль, Владимира в Садах, Петровский монастырь в Высоком, Крутицкий монастырь на Крутицах, церковь Новомученика Николая, что под Стеной, Успения на Вражке, Георгия на Красной Горке, Троицы старой с Яру, храм Купалы под Вязом, Алексея Митрополита, что на Глинищах.
Медведко лыком крепко приторочен к медвежьему дереву, а напротив, через Неглинную, Ждана выходит из воды, и муж ее, Горд, руками своими берет в охапку ее, и она обнимает его руками за шею и ногами за спину и смеется, как смеялась она с Медведко в его шестнадцать лет на Купалу, так, что испуганно начинали петь птицы, думая, что взошло солнце, и Емеля пытается вырвать и отвести глаза от медвежьей воды, от Жданы, от Горда, перестать слышать ее смех, и его стон, и крик, и не может этого сделать, и смотрит и слышит, и уводит его Дед не раньше, чем засыпают на зеленом лугу, под красной луной, двадцатого июля, в день Велеса, Горд и Ждана, и это - главный урок любови, что бы она не мешала и не путалась перед умом и не отводила глаза Емеле, когда он будет записывать в своем городе стоглав - Емелину книгу.
Обычно Бостон сам укладывал малыша, перед этим долго возился с ним, а бывало, и сам купал его в корыте, предварительно хорошо истопив дом и закрыв все двери и окна.
Мы упоминали, единственно по догадке, о языческих торжествах Славян Российских, которых потомки доныне празднуют весну, любовь и бога Лада в сельских хороводах, веселыми и шумными толпами ходят завивать венки в рощах, ночью посвящают огни Купалу и зимою воспевают имя Коляды.
И когда однажды к священному медвежьему дереву в ночь Ивана Купалы в свой двенадцатый день рожденья пришла молиться девочка, которую звали Ждана, и была она нага и в лунном свете розова и тепла, Емеля, не понимая себя, подошел к ней, и она, приняв его за божество, легла на траву, закрыла глаза и протянула к нему руки.
Как и мы, пермяки Латыгорке, Солнечной Деве, Зарини по-ихнему, кланяются, на семик березу завивают, на Купалу хмель варят, хороводы водят, венки плетут.
Источник: библиотека Максима Мошкова