Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

кружево в словаре кроссвордиста

Словарь медицинских терминов

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

кружево

ср. см. кружева.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

кружево

текстильное изделие (ручной или машинной работы) без тканой основы, в котором ажурный рисунок образуется в результате переплетения нитей. Высококачественные шитые и плетеные кружева изготовлялись в Зап. Европе с кон. 15 в. (Италия). В России с 17 в. получило распространение плетеное кружево (вологодское, елецкое и др.) Применяется в основном для отделки белья, одежды.

Большая Советская Энциклопедия

Кружево

текстильное изделие без тканой основы в котором ажурный орнамент и изображения образуются в результате переплетения нитей (шёлковых, хлопчатобумажных, шерстяных, металлических и др.). К. применяется для отделки одежды, белья в виде окаймления (мерные К.; полосы-прошивки, зубчатые бордюры) или вставок (штучные К. треугольники квадраты овалы), а также для изготовления дорожек, салфеток, покрывал (штучные К.). Главные особенности К. как вида декоративно-прикладного искусства ≈ воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Для К. характерно слияние ажурных узоров и грунта (сетка фона) или контрасты плотного узора (порой рельефного) и ажурного грунта, разнообразие ритмического построения узора, выявление цвета, блеска, фактуры нитей. Часто выразительность К. подчёркивается цветом и фактурой ткани с которой К. сочетается. По технике исполнения К. бывает ручное и машинное. Ручное К. плетётся на коклюшках (точёные или резные деревянные палочки), шьётся иглой. Существует также вязаное К., выполненное крючком или на спицах и имитирующее плетёное и шитое К. Плетёное К. подразделяется на численное и сколочное. Численное К. выполняется по числу переплетений без предварительного рисунка. Для него характерны геометрические узоры. Сколочное К. («парное» и «сцепное» делается по «сколку» ≈ рисунку, наколотому на картон или плотную бумагу, которые закреплены на валике. По точкам узора вкалываются булавки, которые оплетаются нитями образующими К. В «парном» К. узор и фон плетутся одновременно. В «сцепном» К. основные элементы узора выполняются в виде тесёмки (т. н. вилюшки) и соединяются между собой (с помощью крючка) нитями «сцепками» или «решётками»). В «парном» К. преобладают геометрические узоры а в «сцепном»-растительные.

К. появилось на рубеже 15-16 вв., по видимому, в Италии. Ранние шитые К. представляли собой полоску с зубцами, заполненную геометрическим или растительным орнаментом, а также изображениями людей и животных. В конце 16 в. получил распространение (в Венеции, Милане, Генуе) гипюр, т. е. К., в котором элементы шитого или плетёного узора соединены тонкими связками. B середине 17 в. узор шитых венецианских гипюров состоял из характерных для барокко динамичных завитков и крупных цветов с рельефным контуром. В 18 в. Италия теряет своё значение как ведущая страна по изготовлению К., на первое место выступают Фландрия и Франция, Во Фландрии производство К. развивалось с конца 16 в.: сначала шитых, с геометрическим узором, затем ≈ плетёных. Особенно славились тонкие плетёные К. типов «бенш», «валансьенн», «малин» (названия по городам, в которых они производились), с орнаментом, образованным плотным переплетением нитей, на фоне из узорных сеток. В начале 18 в. стали изготовлять легкое и воздушное тюлевое К. (см. Тюль ), в орнаменте которого использовались мотивы рококо : гирлянды, завитки и т. д. Крупнейшим центром кружевоплетения стал Брюссель. С середины 18 в. здесь делали аппликацию по тюлю. Способ изготовления такого К. ускорил, удешевил производство и создал условия для появления крупных изделий ≈ шалей, пелерин и т. д.

Во Франции производство К. развивалось с середины 17 в. Шитый гипюр с изящным узором (мелкие растительные побеги, фигурки людей, амуров и др.) изготовлялся в Алансоне, Аржантапе, Седане. В 18 в. в тех же центрах производили шитое по тюлю К. с узором в виде букетов, гирлянд и завитков. В конце 18 ≈ начале 19 вв. орнамент тюлевого К. располагался по краю, а на остальной части фона помещались мелкие цветочки, или т. н. мушки. В городах Кан, Шантийи, Байё, Ле-Пюи производились и плетёные тюлевые К. типов «блонды» (из золотистого и чёрного несучёного шёлка) и «шантийи» (из белого и чёрного кручёного шёлка).

В России первые сведения о производстве в царских мастерских плетёных К. в виде прошивок из золотых и серебряных нитей с характерным крупным плоскостным узором относятся к 1-й четверти 17 в. Введение в 18 в. общеевропейского костюма способствовало дальнейшему распространению производства К. в монастырях и помещичьих усадьбах. Художественный эффект русского К. 18 в. с геометрическими и растительными узорами (нередко близкими орнаменту крестьянской вышивки и тканья) заключался в живописности, достигаемой применением различных материалов: белого льна, цветного шёлка, золотой и серебряной нити. Однако, помимо общих черт, в русском К. 18 в. наблюдаются и особенности, характерные для отдельных художественных центров: Галича (ныне Костромской области), Ростова, Вологды, Балахны, Калязина, Торжка, Рязани и др. В 1-й четверти 19 в. производство К. начинает принимать форму промысла. В советское время (20-е гг.) организована промысловая кооперация, объединившая кружевниц в основных центрах кружевоплетения, созданы курсы и художественно-профессиональные школы. В советском К., развивающем богатые художественные традиции русского К., используются русские типы узоров, а также новые орнаментальные мотивы. См. также статьи Елецкое кружево , Вологодское кружево .

Н. Ю. Бирюкова.

С 19 в. получает распространение дешёвое машинное К., подражающее образцам ручных К. Первые попытки механизировать производство грунта сделаны в 1768, когда на трикотажной (чулочной) машине изготовили сетку, похожую на фон К. В 1809 английский конструктор Джон Хеккот изобрёл тюлевую челночную машину. Постепенно машинное производство получило распространение, т. к. вышивание рисунка на готовой сетке занимало сравнительно немного времени и не было таким трудоёмким процессом, как изготовление грунта. С 1863, после изобретения в Швейцарии вышивальной машины, начали применять машинный способ нанесения рисунка на тюлевую сетку. Одновременно стали нашивать на тюлевое полотно аппликации из тонкого батиста. В 1834 удалось установить жаккардовый аппарат (см. Жаккарда машина ) на тюлевую машину. С этого времени грунт и рисунок (т. е. К. в целом) вырабатывается машинным способом. В 1837 тюлевые машины были впервые завезены в Россию (в Петербург), где было организовано гардинное производство.

Машинное К. вырабатывается на плетельных машинах с жаккардовым аппаратом, челночных кружевных машинах, на вышивальных машинах и основовязальных машинах.

На челночных машинах К. образуются за счёт перевива двух систем нитей: основной и уточной (челночной). При взаимодействии челнока и бёрда во взаимно перпендикулярных плоскостях происходит кручение (обвивка) нитей с последующим связыванием между собою узлами. На этих машинах вырабатываются только хлопчатобумажные К. Однако тяжёлые условия труда (смазка рабочих органов машины графитом) при выработке челночных К., а также невозможность вырабатывать их из химических волокон заставили искать новые способы производства К. В дальнейшем К. стали изготовлять способом вязания. Он в несколько раз производительнее челночного и не требует графитной смазки. Фон (сетка-грунт) К., полученных на челночных машинах, имеет ромбовидную структуру, а на основовязальных прямоугольную. К. с ромбовидной структурой сетки без какого либо рисунка носит название «гладкий тюль». К. с рисунком, имитирующим рисунок К. с челночных машин, вырабатывают на рашель-машинах с узорообразующими гребенками. Рабочая ширина основовязальных машин до 4000 мм. Одновременно вырабатывают несколько десятков полос К., которые снимаются в виде сплошного полотна, а затем разрезаются или распускаются на отдельные полосы.

М. И. Петров.

Лит.: Работнова И. П., Русское народное кружево, М., 1956; Бирюкова Н. Ю., Западноевропейское кружево 16≈19 вв., в собрании Эрмитажа, Л.,1959.

Википедия

Кружево

Кру́жево — текстильное изделие с орнаментальным оформлением (ажурным узором ), образующимся за счёт переплетения; имеет декоративное значение. Кружево используется в оформлении одежды (воротники, манжеты, женское нижнее бельё ); изделие может быть целиком изготовлено из кружева — платье, блуза, шаль , пелерина , шарфик , перчатки , накидка . Кружева широко применяются в оформлении интерьера : в виде декоративных панно, скатертей, занавесок , салфеток и подстаканников. Кружевоплетение является одним из видов декоративно-прикладного искусства и народного художественного промысла ( ремесла )

Примеры употребления слова кружево в литературе.

Это и в самом деле была удивительно красивая авоська, выплетенная, как кружево, и тона были здорово подобраны - белые, голубые и зеленые ниточки незаметно сменяли друг друга.

На оголенном от ила каменном ложе ущелья, на небольших выступах и неровностях стен встречались глубоководные актинии, медленно ползали, распластавшись, морские звезды, офиуры с густо разветвленными, словно кружева, лучами.

Учитель Людвиг Андерсен вышел на школьный огород и решил пройти погулять к дальней роще, которая, как легкое синеватое кружево, отчетливо синела на белом снегу в поле, версты за две от деревни.

Здоровое, просящее ласки тело всего в двух вершках от Бабаева за каким-то простеньким сиреневым платьем с кружевами.

Из своих запасов он выбрал и принес наверх целую охапку индийских тканей, разложил малайский батик и холсты ручной выработки, повесил на спинки стульев кружева и шелка и при этом не переставая рассказывал, где он увидел и купил - почти бесплатно - ту или иную материю, в общем, устроил маленький базар, веселый и пестрый.

Но, с другой стороны, в косу он вплел филигрань из китовой кости, саронг был сшит из самого тонкого батика, и он добавил к костюму рубашку с кружевами.

Солнечные лучи смелее пронзают безлиственные кружева ветвей и греют, греют, греют землю.

Она выглядела цветущей, красивой и важной в светло-сером платье с кружевами на лифе и на пышных рукавах, с брильянтовой брошкой у ворота.

Когда я лежала в постели, пришла дама, молодая и красивая, с зелеными глазами и надменным личиком, в роскошном пеньюаре -- первосортный лионский батист, валансьенские кружева, рюши на оборочках, прошивки.

Как могли держаться на высоте цены на лионский шелк и бархат, на седанские высшие сорта сукон, на тончайшее полотняное белье, выделываемое в Лилле, Амьене, Рубе, на валансьенские кружева?

А когда проснулся, солнце стояло высоко, и горизонта не было видно, потому что сияющее марево воды сливалось с нежно-сиреневым небом, и ветер гнал хрустящие, кудрявые, как валансьенские кружева, облака, и только тонкая стамеска да черненые щипчики на столе напомнили ему, что жизнь окончилась еще вчера.

Вокруг колонн, в белом трепете простершись до самой земли, спускались волны мехельнских и валансьенских кружев, похожие на пачки балерин.

Герцогиня, одетая в черное, с черно-белым солнечным зонтиком в руке и дурацким аметистовым ожерельем, покоящимся среди поддельных валансьенских кружев у нее на груди, опиралась на руку нелепо миловидного юноши, которого она называла Денисом.

Сей рынок христиан, край роскоши уместной, Где Биржа славная взнеслась в простор небесный, - И вот уже причал, желанный столь, и вот Нас амстердамских дев встречает хоровод, В нагрудных кружевах, без головных уборов, 470 Танцуют и поют, даря сияньем взоров.

Но, оглядываясь, вогулы долго еще видели красный уголек вечно-кровавой седины Питирима под хрустальным кружевом ветвей заледеневшей березы.

Источник: библиотека Максима Мошкова