конфуций в словаре кроссвордиста
конфуций
- Древнекитайский философ
- Китайский мудрец
- (Кун-цзы) (около 551—479 до н. э.) древнекитайский мыслитель, философ, мудрец, основатель конфуцианства, книга "Лунь юй" ("Беседы и суждения")
- В 555 году китайский император издал Указ о сооружении в каждом городе храма в честь этого мыслителя
- В средневековом Китае будущие чиновники сдавали экзамен на знание его учения
- Великий философ и мудрец родом из города Цюйфу
- В 481 году до нашей эры именно он подарил миру первую китайскую летопись «Чунь цю» - «Весна и осень»
- (Кун-цзы) (около 551—479 до н. э.) древнекитайский мыслитель, философ, мудрец, основатель конфуцианства, книга «Лунь юй» («Беседы и суждения»)
- Почтительный сын- это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью". Автор
- Древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя
- В 481 году до нашей эры именно он подарил миру первую китайскую летопись «Чунь цю» — «Весна и осень»
- Храмы в честь этого Учителя построены и в Пекине, и в Шанхае, и в его родном Цюйфу
- В его честь в Харбине в 1929 году построен «Храм литературы»
- Имя этого философа есть латинизированная форма китайского имени, означающего «учитель Кун»
- Фильм Ху Мэя с Чоу Юньфатом в главной роли
- Древнекитайский мыслитель, основатель этико-политического течения
- Этот мудрец считается великим первоучителем всех китайцев
- Легендарный китайский мудрец
- Древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства (6-5 вв. до н. э.)
- (Кун-цзы) (около 551—479 до н. э.) древнекитайский мыслитель, философ, мудрец, основатель конфуцианства, книга "Лунь юй" ("Беседы и суждения»)
- Мыслитель, сказавший "не делай для других того, чего бы ты не желал от них для себя"
Энциклопедический словарь, 1998 г.
КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.) древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения").
КОНФУЦИЙ (латинизированная форма от кит. Кун Фу-цзы - учитель Кун), Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжун-ни [552/551, Цзоу в царстве Лу (современный город Цюйфу провинции Шаньдун) - 479 до н. э., там же] древнекитайский мыслитель. Жизнь Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать - когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этикополитического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока книг "Ши цзин" и "Шу цзин", ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов - "Лунь юй" (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства). Учение Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: "Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее" (Лунь юй, 7. 1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: "О как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна" (Лунь юй, 7. 5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип "человечности"), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип "справедливости"). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность"). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед "ритуалом" (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: "Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном" (Лунь юй, 12. 11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого "благородного мужа" (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений. Культ Конфуция. Конфуцианство Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: "Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?" (Лунь юй, 1
11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как "наука" вообще, а конфуцианцы "жу", т.е. просто как "ученые", "образованные"). Уже первый император ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу Конфуция на его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. В 267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь Конфуция. В начале 20 в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом. Литература: Малявин В. В. Конфуций. М., 199
Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 199
Демененко И. И. Конфуций. М., 1995. Г. А. Ткаченко.
Большая Советская Энциклопедия
Кун-цзы (родился приблизительно 551 ≈ умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства . Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу . В молодости был мелким чиновником, а затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды К. изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая представляет собой запись изречений и бесед К. с его ближайшими учениками и последователями. Важным понятием этико-политического учения К. является жэнь («гуманность») ≈ совокупность этических и социальных отношений людей, основывающихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, преданности государю и т. д. В высказываниях К. отражена классовая аристократическая направленность его учения. Он решительно противопоставлял цзюнь цзы («благородных мужей») простолюдинам ≈ сяожэнь («мелким людишкам»): первые призваны управлять вторыми, служить им примером. Когда конфуцианство стало господствующей доктриной (после 136 до н. э.), К. был провозглашен «учителем 10 тысяч поколений» и его культ официально поддерживался вплоть до 1911 (начало буржуазной Синьхайской революции).
Лит.: Попов П. С., Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, пер. с кит., СПБ, 1910; Петров А. А., Очерк философии Китая, в сборнике: Китай, М.≈ Л., 1940; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 1; Васильев Л. С., Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970; Ли Чжан-чжи, Кун-цзыды гуши (Биография Конфуция), Шанхай, 1957; Rygaloff A., Confucius, P., 1946.
Википедия
Конфу́ций (, реже , латинизировано как Confucius; собственные имена 孔丘 Кун Цю и 孔仲尼 Кун Чжунни , ок. , близ — , ) — древний мыслитель и философ Китая . Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии , став основой философской системы, известной как конфуцианство . Конфуций основал первый университет и привёл в систему летописи, составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии. Настоящее имя — Кун Цю (孔丘 Kǒng Qiū), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы или просто Цзы — «Учитель». Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной .
До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств , в период, известный под названием Сто школ . И только после падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии , который сохранился до начала XX века, лишь временно уступая место буддизму и даосизму . Это привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и включению его в религиозный пантеон .
Конфуций:
- Конфуций — древнекитайский философ.
- Конфуций — китайский фильм 1940 года.
- Конфуций — китайский фильм 2010 года.
- (7853) Конфуций — астероид, открытый в 1973 году.
- Confucius — род цикадок ( Cicadellidae ) из подсемейства Ledrinae .
«Конфу́ций» — биографический фильм о Конфуции с Чоу Юньфатом в главной роли. Фильм вышел в прокат 28 января 2010 года .
Создание фильма началось в марте 2009 года со съёмок на натуре в провинции Хэбэй и на Hengdian World Studios в Чжэцзяне .
Выпуск фильма был запланирован на конец 2009 года, чтобы приурочить его к празднованию 60-й годовщины со дня образования Китайской Народной Республики , а также к 2 560-му дню рождения самого Конфуция. Премьера в России прошла 14 апреля 2011 года.
С 25 марта 2011 года фильм лицензионно издаётся на DVD компанией «Мистерия +».
Примеры употребления слова конфуций в литературе.
Чтобы доказать истинность своих взглядов, Конфуций отправляется к Разбойнику сам, но возвращается наголову разбитым в споре.
Несмотря на разногласия, Конфуций и судья выводятся друзьями - так раскрывает Чжуанцзы близость между государевыми помощниками, хотя судья оказывается более разумным.
Его заметил на равнине Конфуций, который направлялся в Вэй, и, обернувшись к ученикам, сказал: - С тем старцем следует поговорить.
Этого тебе не постичь, - ответил Конфуций, обернулся к Янь Юаню и велел ему это запомнить.
Если сообразительности недостаточно, так будь благородный муж таким же всезнающим, как Конфуций, таким же стратегом, как Тайгун, он окажется в тупике всюду, куда ни направится.
Возвращаясь из Вэй в Лу, Конфуций распряг коней и загляделся с моста на реку: струи спадают с высоты в тридцать жэнь, водоворот бурлит на девяносто ли.
На подобных высказываниях основывается легенда о том, что Конфуций сочинил или собрал и отредактировал общенародное наследие - своды песен, преданий, обрядов.
Говорят, что Конфуций, всю свою жизнь посвятивший пропаганде древних обрядов, посетил однажды Старого мудреца.
В ответ на вопрос Лао-цзы заявил, что Конфуций поднимает слишком много шума вокруг своей персоны, слишком носится со своими проектами и планами реформ.
Во время этого разговора Конфуций, говорят, оробел и не мог произнести ни слова.
Размышляя над встречей, Конфуций сказал своим ученикам, что странный старик напомнил ему дракона.
Рассказывают, что еще в детстве Конфуций так любил старинные обряды, что все его игры сводились к подражанию священным церемониалам.
Он свидетельствует о том, что Конфуций по всему своему душевному складу тяготел к ритуалам и строгому порядку.
Получив место надзирателя за продовольственными поставками, Конфуций с воодушевлением принялся за дело.
Погружаясь в этот исчезнувший мир, Конфуций все больше укреплялся в своих взглядах.
Источник: библиотека Максима Мошкова