Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

кладбище в словаре кроссвордиста

кладбище

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

кладбище

кладенец, кладка, кладь и пр. см. класть.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

кладбище

кладбища, ср. Место, где хоронят умерших.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

кладбище

-а, ср.

  1. Место погребения умерших. Сельское, городское к.

  2. Место массового залегания останков животных (спец.). К. мамонтов.

    прил. кладбищенский, -ая, -ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

кладбище
  1. ср.

    1. Место, предназначенное для погребения умерших.

    2. Место массового залегания останков животных.

    3. перен. Место скопления или свалки старых, негодных, вышедших из употребления машин, оборудования, средств передвижения и т.п.

  2. ср. устар. см. кладбище.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

кладбище

территория, специально выделенная для захоронения покойников. См. Могильник.

Большой юридический словарь

Большая Советская Энциклопедия

Кладбище

территория, специально отведённая для захоронения покойников. Типы К. и порядок их содержания определяются обрядами погребения , принятыми теми или иными народами, религиями, сектами, социальными группами и др., а также административными и санитарными нормами, устанавливаемыми органами власти.

Группы захоронений, относящихся к времени первобытнообщинного и раннефеодального обществ, принято называть могильниками . К. античного мира, древних Востока, Средиземноморья и Причерноморья обычно называют некрополями. В России сельские К. называют погостами . Места захоронений выдающихся людей иногда называют пантеонами . В ряде случаев установленные на К. гробницы и надгробия имеют художественную, а надписи на них (эпитафии) историческую ценность.

В России К. создавались при монастырях, городских и сельских церквах. Покойников хоронили при каждой приходской церкви. Так, в Москве в конце 17 в. было более 300 мест погребения. Для иностранцев существовало особое «немецкое» К. Усыпальницей московских князей и русских царей служил Архангельский собор Московского Кремля, русских императоров ≈ Петропавловский собор в Петербурге, высших иерархов русской православной церкви ≈ Успенский собор Московского Кремля. В октябре 1723 император Петр I издал указ, запрещавший захоронение внутри города всех лиц, кроме «знатных персон». Но указ этот почти не выполнялся. В 1758 открылось первое в Москве городское К. ≈ Лазаревское. В связи с эпидемией чумы Сенат указом от 24 марта 1771 предписал хоронить умерших от чумы в Москве в особых загородных местах, а прочих ≈ в отдалённых от центра города монастырях и церквах. Затем указом от 1 ноября 1771 Сенат запретил по всем городам захоронения при церквах и потребовал создать К. за городской чертой. Эпидемия 1771 привела к появлению в Москве новых К. ≈ Преображенского и Рогожского, ставших своеобразными центрами старообрядческих (раскольничьих) религиозных общин. В начале 70-х гг. 18 в. в Москве были основаны городские К. ≈ Ваганьковское, Даниловское, Калитниковское и др. Традиционными местами погребения московской аристократии стали К. при монастырях ≈ Андрониковом, Даниловском, Донском, Новодевичьем. Постепенно К. в городах приобретают архитектурно-планировочную организацию.

В 18≈19 вв. появляются К. военные, морские, тюремные (за стенами Шлиссельбургской крепости, т. н. раскольничье К. за стенами Соловецкого монастыря), инфекционные и др. В 19≈начале 20 вв. в России в связи с ростом населения и территории городов увеличивалось число К. Многие К., образованные в конце 18≈начале 19 вв. за городом, оказались в черте города. Некоторые старые К. закрывались или переносились на др. места. Связь государства с церковью, существование официальной господствующей религии ≈ православия ≈определяли существование К. по религиозно-национальному признаку («армянские», «еврейские», «иноверческие», «лютеранские», «мусульманские», «римско-католические», «татарские» и т.д.).

Ещё в дореволюционное время в крупнейших городах России ряд К. превращается в своеобразные национально-исторические памятники. В создании надгробий и памятников на К. участвовали виднейшие скульпторы ≈ Ж. А. Гудон, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, П. П. Трубецкой и др.; в советское время ≈ С. Д. Меркуров, В. И. Мухина, И. Д. Шадр, Г. А. Йокубонис и др.

После Октябрьской революции 1917 декреты Советской власти об отделении церкви от государства, о свободе вероисповеданий превратили К. из религиозного учреждения в гражданское, светское. На смену религиозным обрядам похорон пришли гражданские. Изменяется вид надгробий, на которых появляется советская эмблематика (пятиконечные звезды, серп и молот и т.д.) Эпитафии утрачивают религиозное содержание. Рост современных городов и их социалистическая реконструкция вызывают необходимость в закрытии и частичной ликвидации старых К. Новые К. сооружаются с учетом современных санитарно-технических требований. Например, по действующим в СССР основным правилам, К. располагаются на расстоянии не менее 300 м от жилых и общественных зданий. Участок под К. отводят из расчёта 1,2 га на каждые 10 тыс. жителей. К. должны иметь зелёные насаждения, составляющие не менее 20% всей их площади. Соблюдение существующих санитарных правил обеспечивает нормальное обезвреживание и минерализацию трупов и исключает возможность превращения К. в источники эпидемий или инфекционных болезней.

Захоронения участников военных действий и революционных событий производились зачастую в братских могилах вне К., иногда с особыми почестями в центре городов; таким образом возникли своеобразные мемориалы ( Марсово поле в Ленинграде, Красная площадь в Москве и т.д.).

После Великой Отечественной войны 1941≈45 в СССР созданы мемориалы на К., где захоронены лица, погибшие во время военных действий, блокады и т.п. ( Пискарёвское кладбище в Ленинграде, Парк Славы в Калининграде, Холм Славы во Львове).

В 20 в. К. начинают частично использоваться как места захоронения или хранения урн с прахом. См. также ст. Мемориальные сооружения .

В СССР наиболее известные К.: в Москве ≈ Новодевичье кладбище Донского монастыря, Введенские горы, Ваганьковское, Преображенское; Ленинграде ≈ Александро-Невской лавры (ныне Музей городской скульптуры), Волкове (Литераторские мостки), Смолянское; Киеве ≈ Байково; Риге ≈ Братское и Райниса; Тбилиси ≈ Пантеон на Мтацминде; Львове ≈ Лычаковское; Вильнюсе ≈ Воинское; Таллине ≈ Метсакальмисту (Лесное К.).

Наиболее известные зарубежные К. ≈ Хайгетское в Лондоне, на котором похоронен К. Маркс; Пер-Лашез в Париже; Арлингтонское в Вашингтоне; Кампосанто в Пизе и Генуе и др.

Лит.: Розанов Н. П., О московских городских кладбищах, М., 1868: Остроухов В., Московское Лазарево кладбище, М., 1893: Историческая справка о петербургских кладбищах, СПБ, 1896; Шамурин Ю., Московские кладбища, в кн.: Москва в её прошлом и настоящем, в. 8, [М.,1911]; Шамурина З. И., Великие могилы, там же, в. 10, [М., 1911]; Соболевский Н., Скульптурные памятники и монументы в Москве, гл. 4, Мемориалы и надгробия, М., 1947; Тбилисский пантеон на Мтацминда. (Путеводитель), Тб., 1956; Энаколопашвили И. К., Дидубийский пантеон, Тб., 1957; Геродник Г., О Парках добрых воспоминаний, Тал., 1970; Белявский М. Т., Память нужна живым, «История СССР», 1972, ╧ 3: Grab und Friedhof der Gegenwart, hrsg. von S. Hirzel, Münch., 1927: Auzelle R., Derniers demeures, P., [1965].

В. И. Канатов.

Википедия

Кладбище

Кла́дбище — участок территории, специально предназначенный для погребения умерших или их праха после кремации . Погребение в земле — древний и наиболее распространённый способ захоронения.

Кладбище (значения)

Кладбище :

  • Кладбище — место, предназначенное для погребения умерших.
  • Кладбище — деревня в Кировской области Яранского района .
  • Кладбище — село в Российской империи, ныне в черте города Сергач Нижегородской области .

Примеры употребления слова кладбище в литературе.

В свое время мне довелось провести в Авале несколько дней - я приезжал по служебным делам, поскольку на местном кладбище начались обычные недоразумения с оживающими мертвецами.

Кладбище к западу от автодороги Дюнабург -- Роззиттен было выбрано в качестве пункта снабжения для батальона.

Крест с этого склепа вместе с чугунной плитой, весивший, очевидно, с полтонны, Метальников оттащил автокраном в глубину кладбища и, устав от трудов, завалился спать.

Через четыре года после сноса дворца могила была разрыта, и прах Фигаро по повелению Альмавивы погребли на парижском кладбище.

Пройдя по диагонали все кладбище, я прямиком отправился добывать цветок с могилы Джима Моррисона, мне даже с картой сверяться не было нужды, я просто шел туда, куда тянулись молодые ребята, которые попадались мне на глаза, - неважно, занюханные они были или в модных прикидах, в большинстве своем из Нового Света, многие обдолбанные и тихие, - все они плохо вписывались в антураж старинного светского кладбища, дико и неуместно смотрелись на фоне скульптурного нагромождения - просто страусы какие-то из мультяшек, шкандыбают вприскочку, тряся своими балетными пачками и покрякивая, и прут напролом через похоронную процессию в ненастный день.

Похороны состоялись на другой день - Гоуэн как раз добрался до Нового Орлеана и вылетел оттуда самолетом, - а в Джефферсоне путь на кладбище проходит мимо тюрьмы, да и не только на кладбище, проходит под верхними зарешеченными окнами - общей арестантской и камер, откуда заключенные-негры - азартные игроки, торговцы самогоном, бродяги и убийца - могут смотреть вниз и любоваться, любоваться даже похоронами.

Перед его духовным взором рука времени строит города - темные и светлые, большие и маленькие, смелые и трусливые, без выбора, снова разрушает их, рисует их, рисует реки, походящие на скользящих серебряных змей, серые пустыни, арлекинский костюм полей и пашень в коричневую, лиловую и зеленую клетку, пыльные большие дороги, островерхие тополя, благоуханные луга, пасущиеся стада и стерегущих их собак, распятия на перекрестках, белые верстовые камни, старых и молодых людей, ливни, сверкающие капли, золотые глаза лягушек в воде канав, подковы с ржавыми гвоздями, одноногих журавлей, плетни из ломкого хвороста, желтые цветы, кладбища и облака, похожие на вату, туманные вершины и пламенеющие горны: они появляются и исчезают, сменяясь, словно ночь и день, погружаются в прошлое и являются вновь, как играющие в прятки дети, если их призовет дуновение, звук, прошептанное слово.

У ворот кладбища, там, где на дорожке стоял их мотор, два полицейских набросились на Ахмета, крутили ему руки.

Но ты о бабуле моей не думай плохо, она старушенция несколько эксцентричная, но прозорливая и ясность ума сохранившая - нам с тобой позавидовать Так вот, на кладбище нам надо ехать потому, что там в церковном магазинчике до сих пор работает, когда правда позволяет ей здоровье и хватает сил, бабулина приятельница, которая покойной Верке была близкой подругой и вместе с ней работала в приюте княжны Мещерской, а когда приют свое существование прекратил, осталась жить в Сент- Женевьев и работать при тамошней русской, в смысле - православной церкви.

Шесть лошадей в траурных попонах потащились через тоску ногайских степей, отвозя хана в Бахчисарай, на кладбище его предков.

Я ответил бенедиктинцу, что развалины, в которых он предполагает вести розыски, находятся за пределами мирского кладбища, и, будучи в самых дружеских отношениях с кладбищенским сторожем, я уверен, что смогу помочь гостю привести в исполнение его благочестивые помыслы.

Там гибнут старые письма, хранящие дрожь тоски, чернила там умирают, там в обмороке листки, бумага в дырах, как кладбище, короткое и бестравное, страстей, что были давно, любовей, что были недавно.

А однажды отправится на кладбище и спокойненько откопает десять золотых крышек и два биллиона галактических кредиток.

Когда я вернулся с кладбища, гулянка была в самом распале: папа плясал, мачеха с подвывом смеялась, трясла головой, повествуя, как приехала к ним в Бирюсу молодая учительница, объелась черемухи и какие действия с нею после этого начались.

Во многих землях Славянских сохранились также следы праздника в честь мертвых: в Саксонии, в Лаузице, Богемии, Силезии и Польше народ 1 Марта ходил в час рассвета с факелами на кладбище и приносил жертвы усопшим.

Источник: библиотека Максима Мошкова