кладбище в словаре кроссвордиста
кладбище
- Фильм Виктора Турова "Через ..."
- Стихотворение русского поэта XIX века И. Никитина
- Уникальная долина кувшинов в Лаосе
- В нью -йорке есть...исчезнувших видов животных с двумястами надгробными камнями,под которыми никто не лежит
- Последний приют
- Название «Кресты» носит и микрорайон Ярославля, и местный торговый центр, и эта территория при Крестобогородской церкви
- Пискарёвское ...
- Арлингтонское ...
- Картина Юлия Клевера «Забытое ...»
- Стихотворение русского поэта Ивана Никитина
- Ваганьковское ...
- Картина французского художника Эжена Делакруа "Гамлет и Горацио на ..."
- Картина французского художника Эжена Делакруа "Сирота на ..."
- Фильм ужасов Мэри Лэмберта "... домашних животных"
- Поэма американского поэта Филипа Френо "Индейское ..."
- Фильм ужасов Мэри Лэмберта … домашних животных
- Фильм Виктора Турова «Через …»
- Поэма американского поэта Филипа Френо Индейское …
- В нью -йорке есть…исчезнувших видов животных с двумястами надгробными камнями,под которыми никто не лежит
- Картина Ивана Шишкина «Лесное …»
- Картина Юлия Клевера «Забытое …»
- Роман венгерского писателя Фейеша «… железного лома»
- Картина Николая Неврева «Панихида на сельском …»
- Пискарёвское …
- Повесть Валентина Катаева «… в Скулянах»
- Роман Стивена Кинга «… домашних животных»
- Картина Николая Неврева «Панихида на сельском ...»
- Где больше всего незаменимых людей?
- Рассказ Максима Горького
- Картина французского художника Эжена Делакруа «Сирота на ...»
- Место для непробудного сна
- Повесть Валентина Катаева «... в Скулянах»
- Стихотворение Михаила Лермонтова
- Фильм Виктора Турова «Через ...»
- Собрание траурных холмиков
- Картина французского художника Эжена Делакруа «Гамлет и Горацио на ...»
- Поэма американского поэта Филипа Френо «Индейское ...»
- Где обычно заканчивается последняя полоса неудач?
- Роман венгерского писателя Фейеша «... железного лома»
- Фильм ужасов Мэри Лэмберта «... домашних животных»
- Роман Стивена Кинга «... домашних животных»
- Картина Ивана Шишкина «Лесное ...»
- Стихотворение русского поэта XIX века Ивана Никитина
- Место регулярных встреч живых и мёртвых
- Пристанище бездушных тел
- Место погребения умерших
- Стихотворение М. Лермонтова
- Кладенец, кладка, кладь и пр. см. класть
- Место, предназначенное для погребения умерших
- Село заселено: петухи не поют, люди не встают
- Территория, специально выделенная для захоронения покойников
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
кладенец, кладка, кладь и пр. см. класть.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
кладбища, ср. Место, где хоронят умерших.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, ср.
Место погребения умерших. Сельское, городское к.
-
Место массового залегания останков животных (спец.). К. мамонтов.
прил. кладбищенский, -ая, -ое (к 1 знач.).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
-
ср.
Место, предназначенное для погребения умерших.
Место массового залегания останков животных.
перен. Место скопления или свалки старых, негодных, вышедших из употребления машин, оборудования, средств передвижения и т.п.
ср. устар. см. кладбище.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
территория, специально выделенная для захоронения покойников. См. Могильник.
Большой юридический словарь
Большая Советская Энциклопедия
территория, специально отведённая для захоронения покойников. Типы К. и порядок их содержания определяются обрядами погребения , принятыми теми или иными народами, религиями, сектами, социальными группами и др., а также административными и санитарными нормами, устанавливаемыми органами власти.
Группы захоронений, относящихся к времени первобытнообщинного и раннефеодального обществ, принято называть могильниками . К. античного мира, древних Востока, Средиземноморья и Причерноморья обычно называют некрополями. В России сельские К. называют погостами . Места захоронений выдающихся людей иногда называют пантеонами . В ряде случаев установленные на К. гробницы и надгробия имеют художественную, а надписи на них (эпитафии) историческую ценность.
В России К. создавались при монастырях, городских и сельских церквах. Покойников хоронили при каждой приходской церкви. Так, в Москве в конце 17 в. было более 300 мест погребения. Для иностранцев существовало особое «немецкое» К. Усыпальницей московских князей и русских царей служил Архангельский собор Московского Кремля, русских императоров ≈ Петропавловский собор в Петербурге, высших иерархов русской православной церкви ≈ Успенский собор Московского Кремля. В октябре 1723 император Петр I издал указ, запрещавший захоронение внутри города всех лиц, кроме «знатных персон». Но указ этот почти не выполнялся. В 1758 открылось первое в Москве городское К. ≈ Лазаревское. В связи с эпидемией чумы Сенат указом от 24 марта 1771 предписал хоронить умерших от чумы в Москве в особых загородных местах, а прочих ≈ в отдалённых от центра города монастырях и церквах. Затем указом от 1 ноября 1771 Сенат запретил по всем городам захоронения при церквах и потребовал создать К. за городской чертой. Эпидемия 1771 привела к появлению в Москве новых К. ≈ Преображенского и Рогожского, ставших своеобразными центрами старообрядческих (раскольничьих) религиозных общин. В начале 70-х гг. 18 в. в Москве были основаны городские К. ≈ Ваганьковское, Даниловское, Калитниковское и др. Традиционными местами погребения московской аристократии стали К. при монастырях ≈ Андрониковом, Даниловском, Донском, Новодевичьем. Постепенно К. в городах приобретают архитектурно-планировочную организацию.
В 18≈19 вв. появляются К. военные, морские, тюремные (за стенами Шлиссельбургской крепости, т. н. раскольничье К. за стенами Соловецкого монастыря), инфекционные и др. В 19≈начале 20 вв. в России в связи с ростом населения и территории городов увеличивалось число К. Многие К., образованные в конце 18≈начале 19 вв. за городом, оказались в черте города. Некоторые старые К. закрывались или переносились на др. места. Связь государства с церковью, существование официальной господствующей религии ≈ православия ≈определяли существование К. по религиозно-национальному признаку («армянские», «еврейские», «иноверческие», «лютеранские», «мусульманские», «римско-католические», «татарские» и т.д.).
Ещё в дореволюционное время в крупнейших городах России ряд К. превращается в своеобразные национально-исторические памятники. В создании надгробий и памятников на К. участвовали виднейшие скульпторы ≈ Ж. А. Гудон, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, П. П. Трубецкой и др.; в советское время ≈ С. Д. Меркуров, В. И. Мухина, И. Д. Шадр, Г. А. Йокубонис и др.
После Октябрьской революции 1917 декреты Советской власти об отделении церкви от государства, о свободе вероисповеданий превратили К. из религиозного учреждения в гражданское, светское. На смену религиозным обрядам похорон пришли гражданские. Изменяется вид надгробий, на которых появляется советская эмблематика (пятиконечные звезды, серп и молот и т.д.) Эпитафии утрачивают религиозное содержание. Рост современных городов и их социалистическая реконструкция вызывают необходимость в закрытии и частичной ликвидации старых К. Новые К. сооружаются с учетом современных санитарно-технических требований. Например, по действующим в СССР основным правилам, К. располагаются на расстоянии не менее 300 м от жилых и общественных зданий. Участок под К. отводят из расчёта 1,2 га на каждые 10 тыс. жителей. К. должны иметь зелёные насаждения, составляющие не менее 20% всей их площади. Соблюдение существующих санитарных правил обеспечивает нормальное обезвреживание и минерализацию трупов и исключает возможность превращения К. в источники эпидемий или инфекционных болезней.
Захоронения участников военных действий и революционных событий производились зачастую в братских могилах вне К., иногда с особыми почестями в центре городов; таким образом возникли своеобразные мемориалы ( Марсово поле в Ленинграде, Красная площадь в Москве и т.д.).
После Великой Отечественной войны 1941≈45 в СССР созданы мемориалы на К., где захоронены лица, погибшие во время военных действий, блокады и т.п. ( Пискарёвское кладбище в Ленинграде, Парк Славы в Калининграде, Холм Славы во Львове).
В 20 в. К. начинают частично использоваться как места захоронения или хранения урн с прахом. См. также ст. Мемориальные сооружения .
В СССР наиболее известные К.: в Москве ≈ Новодевичье кладбище Донского монастыря, Введенские горы, Ваганьковское, Преображенское; Ленинграде ≈ Александро-Невской лавры (ныне Музей городской скульптуры), Волкове (Литераторские мостки), Смолянское; Киеве ≈ Байково; Риге ≈ Братское и Райниса; Тбилиси ≈ Пантеон на Мтацминде; Львове ≈ Лычаковское; Вильнюсе ≈ Воинское; Таллине ≈ Метсакальмисту (Лесное К.).
Наиболее известные зарубежные К. ≈ Хайгетское в Лондоне, на котором похоронен К. Маркс; Пер-Лашез в Париже; Арлингтонское в Вашингтоне; Кампосанто в Пизе и Генуе и др.
Лит.: Розанов Н. П., О московских городских кладбищах, М., 1868: Остроухов В., Московское Лазарево кладбище, М., 1893: Историческая справка о петербургских кладбищах, СПБ, 1896; Шамурин Ю., Московские кладбища, в кн.: Москва в её прошлом и настоящем, в. 8, [М.,1911]; Шамурина З. И., Великие могилы, там же, в. 10, [М., 1911]; Соболевский Н., Скульптурные памятники и монументы в Москве, гл. 4, Мемориалы и надгробия, М., 1947; Тбилисский пантеон на Мтацминда. (Путеводитель), Тб., 1956; Энаколопашвили И. К., Дидубийский пантеон, Тб., 1957; Геродник Г., О Парках добрых воспоминаний, Тал., 1970; Белявский М. Т., Память нужна живым, «История СССР», 1972, ╧ 3: Grab und Friedhof der Gegenwart, hrsg. von S. Hirzel, Münch., 1927: Auzelle R., Derniers demeures, P., [1965].
В. И. Канатов.
Википедия
Кла́дбище — участок территории, специально предназначенный для погребения умерших или их праха после кремации . Погребение в земле — древний и наиболее распространённый способ захоронения.
Кладбище :
- Кладбище — место, предназначенное для погребения умерших.
- Кладбище — деревня в Кировской области Яранского района .
- Кладбище — село в Российской империи, ныне в черте города Сергач Нижегородской области .
Примеры употребления слова кладбище в литературе.
В свое время мне довелось провести в Авале несколько дней - я приезжал по служебным делам, поскольку на местном кладбище начались обычные недоразумения с оживающими мертвецами.
Кладбище к западу от автодороги Дюнабург -- Роззиттен было выбрано в качестве пункта снабжения для батальона.
Крест с этого склепа вместе с чугунной плитой, весивший, очевидно, с полтонны, Метальников оттащил автокраном в глубину кладбища и, устав от трудов, завалился спать.
Через четыре года после сноса дворца могила была разрыта, и прах Фигаро по повелению Альмавивы погребли на парижском кладбище.
Пройдя по диагонали все кладбище, я прямиком отправился добывать цветок с могилы Джима Моррисона, мне даже с картой сверяться не было нужды, я просто шел туда, куда тянулись молодые ребята, которые попадались мне на глаза, - неважно, занюханные они были или в модных прикидах, в большинстве своем из Нового Света, многие обдолбанные и тихие, - все они плохо вписывались в антураж старинного светского кладбища, дико и неуместно смотрелись на фоне скульптурного нагромождения - просто страусы какие-то из мультяшек, шкандыбают вприскочку, тряся своими балетными пачками и покрякивая, и прут напролом через похоронную процессию в ненастный день.
Похороны состоялись на другой день - Гоуэн как раз добрался до Нового Орлеана и вылетел оттуда самолетом, - а в Джефферсоне путь на кладбище проходит мимо тюрьмы, да и не только на кладбище, проходит под верхними зарешеченными окнами - общей арестантской и камер, откуда заключенные-негры - азартные игроки, торговцы самогоном, бродяги и убийца - могут смотреть вниз и любоваться, любоваться даже похоронами.
Перед его духовным взором рука времени строит города - темные и светлые, большие и маленькие, смелые и трусливые, без выбора, снова разрушает их, рисует их, рисует реки, походящие на скользящих серебряных змей, серые пустыни, арлекинский костюм полей и пашень в коричневую, лиловую и зеленую клетку, пыльные большие дороги, островерхие тополя, благоуханные луга, пасущиеся стада и стерегущих их собак, распятия на перекрестках, белые верстовые камни, старых и молодых людей, ливни, сверкающие капли, золотые глаза лягушек в воде канав, подковы с ржавыми гвоздями, одноногих журавлей, плетни из ломкого хвороста, желтые цветы, кладбища и облака, похожие на вату, туманные вершины и пламенеющие горны: они появляются и исчезают, сменяясь, словно ночь и день, погружаются в прошлое и являются вновь, как играющие в прятки дети, если их призовет дуновение, звук, прошептанное слово.
У ворот кладбища, там, где на дорожке стоял их мотор, два полицейских набросились на Ахмета, крутили ему руки.
Но ты о бабуле моей не думай плохо, она старушенция несколько эксцентричная, но прозорливая и ясность ума сохранившая - нам с тобой позавидовать Так вот, на кладбище нам надо ехать потому, что там в церковном магазинчике до сих пор работает, когда правда позволяет ей здоровье и хватает сил, бабулина приятельница, которая покойной Верке была близкой подругой и вместе с ней работала в приюте княжны Мещерской, а когда приют свое существование прекратил, осталась жить в Сент- Женевьев и работать при тамошней русской, в смысле - православной церкви.
Шесть лошадей в траурных попонах потащились через тоску ногайских степей, отвозя хана в Бахчисарай, на кладбище его предков.
Я ответил бенедиктинцу, что развалины, в которых он предполагает вести розыски, находятся за пределами мирского кладбища, и, будучи в самых дружеских отношениях с кладбищенским сторожем, я уверен, что смогу помочь гостю привести в исполнение его благочестивые помыслы.
Там гибнут старые письма, хранящие дрожь тоски, чернила там умирают, там в обмороке листки, бумага в дырах, как кладбище, короткое и бестравное, страстей, что были давно, любовей, что были недавно.
А однажды отправится на кладбище и спокойненько откопает десять золотых крышек и два биллиона галактических кредиток.
Когда я вернулся с кладбища, гулянка была в самом распале: папа плясал, мачеха с подвывом смеялась, трясла головой, повествуя, как приехала к ним в Бирюсу молодая учительница, объелась черемухи и какие действия с нею после этого начались.
Во многих землях Славянских сохранились также следы праздника в честь мертвых: в Саксонии, в Лаузице, Богемии, Силезии и Польше народ 1 Марта ходил в час рассвета с факелами на кладбище и приносил жертвы усопшим.
Источник: библиотека Максима Мошкова