Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

катары в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

катары

КАТАРЫ (от греч. katharos - чистый) приверженцы ереси 11-13 вв., распространившейся в Зап. Европе (главным образом в Италии, Фландрии, Юж. Франции) преимущественно среди ремесленников и части крестьян. Считая материальный мир порождением дьявола, осуждали все земное, призывали к аскетизму, обличали католическое духовенство. Вероучение катаров легло в основу ереси альбигойцев.

Большая Советская Энциклопедия

Катары

(от греч. katharós ≈ чистый), приверженцы ереси 11≈13 вв., получившей распространение в Западной Европе (главным образом в Италии, Фландрии, Южной Франции) и являвшейся выражением протеста широких слоев горожан (преимущественно ремесленников) и части крестьян против феодального гнёта. Догматика К., в значительной мере заимствованная у богомилов (см. Богомильство ), дуалистична; для неё характерно противопоставление двух начал: «доброго» (созданный богом невидимый, духовный и единственно истинный мир) «злому» (земной, материальный мир, созданный сатаной). Осуждение всего земного, плотского вело к крайнему аскетизму: К. отвергали брак, запрещали употребление животной пищи, допускали самоубийство. К. не признавали церковных таинств , поклонения святым, индульгенций. К. изобличали пороки католического духовенства (римского папу считали наместником сатаны). Требовали ликвидации церковного землевладения, отказывались от уплаты церковной десятины. Создали свою религиозную организацию, во главе которой стояли наставники ≈ «совершенные» (perfecti), обязанные вести аскетический образ жизни. Против К. церковь при поддержке светской власти повела ожесточённую борьбу. Учение К. легло в основу еретического движения альбигойцев . В результате беспощадных преследований к концу 13 ≈ 1-й половине 14 вв. ересь К. почти полностью была искоренена.

Лит.: Borst A., Die Katharer Stuttg., 1953.

С. М. Стам.

Википедия

Катары

Ката́ры — еретическая христианская секта , достигшая расцвета в западной Европе в XII и XIII вв. Катары исповедовали нео- манихейскую дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания, до́бром и злом, причём материальный мир рассматривался как зло. Схожие взгляды исповедовали на Балканах и Среднем Востоке средневековые религиозные секты павликиан и богумилов ; катары были тесно с ними связаны.

Движением катаров особенно были затронуты Лангедок , Арагон , север Италии и некоторые земли Германии и Франции , а борьба с катарами как с «опасной ересью» долгое время была одним из главных мотивов политики римских пап .

Несмотря на то, что название «катары» используется много столетий, оно, скорее всего, не является самоназванием. В текстах катаров для самоидентификации широко использовались термины «Добрые люди» (Bons Hommes), или «Добрые христиане».

Николас Вебер утверждает, что к катарам причисляли все дуалистические секты позднего средневековья. Иногда катар также подразделяли по местности их обитания, что отражалось в их названии, например «катары из Десцензано» или «альбанцы из Десцензано».

В результате ужесточения позиции высшего клира Римской-католической церкви по отношению к ереси был принят ряд антиеретических мер юридического характера. Кульминацией этих мер стало санкционирование папой Иннокентием III первого крестового похода в христианские земли (1209—1229) — так называемого крестового похода против альбигойцев, приведшего в итоге к аннексии Францией одного из наиболее благосклонных к катаризму регионов Европы — Лангедока . Учреждённая в 1229—1232 году папская инквизиция , созданная специально для борьбы с катарами при поддержке короля Франции в Лангедоке и партии гвельфов в Италии, организовала систематические репрессии, завершившиеся полным уничтожением движения.

Наиболее значительными вехами в истории подавления катаризма, вызывающими интерес историков, является сопротивление укреплённого поселения Монсегюр , сдавшегося королевской армии в марте 1244 года, а также «реконкиста братьев Отье» 1300—1310 гг. Последнего известного нам катарского проповедника Лангедока, связанного с братьями Отье — Гийома Белибаста , сожгли на костре между сентябрем 1321 года и ноябрем 1322 г. [Анн Бренон, «Последнее путешествие доброго человека»].

С движением катаров связан ряд легенд, нашедших отражение в произведениях европейского искусства и фольклора . Начиная с эпохи Просвещения и по сей день катаризм оценивается большинством исследователей как самый серьёзный противник Римско-католической церкви до начала Реформации , во многом повлиявший на религиозные процессы XIV - XVI веков .

Примеры употребления слова катары в литературе.

Судя по рукописям, датируемым началом Альбигойской войны, очень многие катары пополнили ряды тамплиеров, чем привели в уныние крестоносцев Симона де Монфора.

Кроме того, исходя из своего учения, катары вступали в противоречие не только с римской курией, но и с мирскими властями, поскольку их утверждение о господстве в мире зла принципиально отвергало и светский суд, и светскую власть.

Распятие на кресте, говорили катары, не содержит в себе ничего сверхъестественного, божественного.

В обычной жизни катары действовали вполне логично, сообразуясь со своим учением.

Известно, что катары хорошо освоили методы предохранения от беременности и абортов.

Все слизистые оболочки подвержены поражению, но особенно часто встречаются катары носа, ушей, горла, гортани и грудной клетки.

Вальденцы боролись за изменение уклада при сохранении в неприкосновенности существующей ныне церкви, катары выступали за изменение самой церкви, за новую церковь, за новые представления о Боге и нравственности.

Важно понимать, что катары были как никто далеки от идеи упразднить любые формы властвования.

В эпоху Средневековья там жило много еретиков, окрестные деревни сильно пострадали от грубых репрессий, которым подверглись катары, и кровь, омывающая их историю до сего дня окрашивает их землю и холмы, также как и идея катаров сохраняется еще в душах местных жителей.

То, что катары связаны с тайной Ренн-ле-Шато, не вызывает и тени сомнения.

То есть катары отбрасывают всю церковную иерархию и свод догматов римско-католической Церкви.

Однако, вопреки силе своего убеждения, катары не были ни свирепыми, ни фанатичными, и это одна из причин их успеха.

Если катары отрицали значение святого причастия, что просили они констатировать графа Монфора и почему?

Из достоверных источников ясно, что катары были очень богаты, и их богатство оправдывалось большим количеством разного рода даров, которые они принимали, распоряжались ими и перераспределяли, исполняя свои дела.

Но ведь катары, подвергающие сомнению факт распятия, не имеют никакого основания придавать значение воскресению!

Источник: библиотека Максима Мошкова