Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

картезианство в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

картезианство

ср. Философское учение Р. Декарта (1596-1650 гг.) и его последователей.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

картезианство

направление в философии и естествознании 17-18 вв., теоретическим источником которого были идеи Р. Декарта (латинизированное имя Cartesius Картезий, отсюда название). Основа картезианства - последовательный дуализм, т.е. разделение мира на две самостоятельные и независимые субстанции - протяженную и мыслящую; исходные принципы картезианской гносеологии - самодостоверность сознания (декартовское "мыслю, следовательно существую") и теория врожденных идей. В развитии картезианства выявились монизм (Х. Де Руа, Б. Спиноза) и окказионализм (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).

Большая Советская Энциклопедия

Картезианство

направление в философии и естествознании 17≈18 вв., теоретическим источником которого были идеи французского философа Р. Декарта (латинизированное имя Cartesius ≈ Картезий, отсюда название). К. характеризуется последовательным дуализмом ≈ предельно чётким разделением мира на две самостоятельные (независимые) субстанции ≈ протяжённую (res extensa) и мыслящую (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе не разрешимой в К. Для К. характерно также развитие рационалистического математического (геометрического) метода. Самодостоверность сознания (декартовское «мыслю, следовательно существую»), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая т. о. пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия «вихрь»; физика К. впоследстии нашла своё выражение в теории близкодействия. В развитии К. обозначились две противоположные тенденции ≈ к материалистическому монизму (Х. Де Руа , Б. Спиноза) и к идеалистическому окказионализму (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).

Лит.: Быховский Б., Философия Декарта, М. ≈ Л., 1940, гл. 10; История философии, т. 1, М., 1957, с. 382≈408; Льоцци М., История физики, пер. с итал., М., 1970; Brockdorff С., Descartes und die Fortbildung der kartesianischen Lehre, Münch., 1923; Mouy P., Le développement de la physique cartésienne (1646≈1712), P., 1934; Dibon P., Sur l▓histoire de la philosophie cartésienne, Groningue, 1955.

См. также лит. при ст. Декарт .

Л. А. Ляховецкий.

Википедия

Картезианство

Картезиа́нство (от , латинизированного имени Декарта ) — направление в истории философии , идеи которого восходят к Декарту.

Для картезианства характерны скептицизм , рационализм , критика предшествующей схоластической философской традиции. Помимо этого картезианство характеризуется последовательным дуализмом — предельно чётким разделением мира на две самостоятельные , при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе неразрешимой в рамках учения самого Декарта. Спиноза решал проблему признанием субстанций Декарта атрибутами одной субстанции.

Для картезианства характерно также развитие рационалистического математического метода. Самодостоверность сознания (декартовское «мыслю, следовательно, существую»; «Cogito, ergo sum» ), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии . Картезианская физика , в противоположность ньютоновской , считала всё протяжённое телесным, отрицая пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия «вихрь»; физика картезианства впоследствии нашла своё выражение в теории близкодействия . В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции:

  • к материалистическому монизму ( Х. Де Руа , Б. Спиноза )
  • к идеалистическому окказионализму (А. Гейлинкс , Н. Мальбранш ).

Представителями картезианства были Ренерий в Утрехте , Рей в Гейдане , отчасти Гереборд в Лейдене и другие голландские ученые, а во Франции — Клод де-Клерселье 1686 , издатель посмертно опубликованных сочинений Декарта, равно как и многие ораторианцы и янсенисты . Из янсенистов Пор-Рояля наиболее известен Антуан Арно , которого, впрочем, нельзя считать безусловным последователем Декарта. Картезианскою, в общем, может считаться пор-рояльская логика («La logique ou l’art de penser», Париж , 1662 ), изданная Арно и Николем . К этому же направлению нужно отнести и логику Мариотта .

К числу более значительных картезианцев во Франции принадлежат, далее, Пьер Сильвен Режи («Cours entier de la philosophie», П., 1690) и Пьер Николь .

Немецкие картезианцы: Бальтазар Беккер , И. Клауберг в Дуйсбурге , Штурм в Альтдорфе и др.

В Англию картезианство перенёс Антуан Легран .

И в Италии, несмотря на папское запрещение, картезианство приобретало приверженцев; к числу их принадлежал не избранный папой из-за вето представителя Священной Римской империи кардинал Гердил, примыкавший, впрочем, более к Мальбраншу и написавший сочинение против «Эмиля» Руссо . Синодом в Дордрехте в 1656 г. картезианство было запрещено богословам ; в Риме соч. Декарта в 1663 году внесены были в индекс; в 1671 году король воспретил преподавание Декартова учения в Парижском университете .

В наше время идеи научного метода были использованы членами международного Картезианского научного общества (названного в честь Рене Декарта ), созданного в 1930-х гг. Дж. Б. С. Холдейном . Общество объединяло ученых, внесших вклад в развитие разных отраслей науки.

Примеры употребления слова картезианство в литературе.

Но отсюда следует либо, что марксизм не является, к примеру, картезианством, чего никто не будет отрицать, что, что он ничем картезианству не обязан, что вполне абсурдно --271 разрушают соответствующее ей общество.

Унаследовав от картезианства идеал ясности и --14 отчетливости мышления, Камю отвергает онтологический аргумент -- из наличия у нас идеи Бога нам не вывести его существования.

Источник: библиотека Максима Мошкова