Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

канцона в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

канцона

канцоны, ж. (ит. canzone - песня).

  1. Вокальная пьеса для одного голоса с аккомпанементом, сохраняющая национальный колорит в мелодии, ритме (муз.). Мелодичная итальянская канцона.

  2. Особая форма стихотворного произведения, род лирической баллады (лит.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

канцона

ж.

  1. Лирическое стихотворение особой формы, получившее широкое распространение в итальянской и провансальской поэзии средних веков и эпохи Возрождения.

  2. Лирическая песня, восходящая к народной итальянской.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

канцона

КАНЦОНА (итал. canzone, букв. - песня)

  1. лирическое стихотворение о рыцарской любви в западноевропейской поэзии 13-17 вв., первоначально у провансальских трубадуров. Классические образцы - у Данте и Петрарки.

  2. Многоголосная светская песня эпохи Возрождения на тексты поэтической канцоны.

  3. Род инструментальной музыкальной пьесы, сложившейся в кон. 16-18 вв. из обработок вокальных канцон (у Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди и др.). Его развитие привело к появлению фуги.

Большая Советская Энциклопедия

Канцона

(итал. canzone, буквально ≈ песня), лирическое стихотворение о рыцарской любви в средневековой поэзии прованских трубадуров . Первоначально получила распространение в Италии в 13≈17 вв. Канонические К. ≈ строфические строения (5≈6 строф); последняя строфа укорочена и содержит обращение к лицу, которому посвящена К. Классические образцы создали Данте и Петрарка.

С самого начала К. была тесно связана с музыкой: многоголосные вокальные К. сближались с фроттолой и вилланеллой . В 16≈17 вв. в Италии появляются и инструментальные К., возникшие как обработки французского chanson; позднее они создавались как оригинальные сочинения в стиле таких обработок. В числе композиторов ≈ авторов К. ≈ А. Габриели, К. Меруло, Дж. Фрескобальди (Италия), Д. Букстехуде и И. С. Бах (Германия). С 17 в. развитие К. для инструментального ансамбля ведёт к возникновению кончерто гроссо , К. для клавишных инструментов постепенно превращается в фугу , а К. для солирующего инструмента с сопровождением подготовляет появление сонаты . В 18≈19 вв. название К. иногда применяется для обозначения вокальных и инструментальных лирических музыкальных пьес (К. «Сердце волнует жаркая кровь» из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро», медленная часть 4-й симфонии П. И. Чайковского). В 20 в. К. встречается как поэтическая стилизация (В. Я. Брюсов, М. А. Кузмин).

Википедия

Канцона

Канцона , лирическое любовное стихотворение, первоначально куртуазная песня. Наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии трубадуров , перенятый позднее галисийско-португальскими и итальянскими поэтами и достигший наивысшего расцвета в творчестве Петрарки . В музыке — песня для сольного .

Примеры употребления слова канцона в литературе.

Гвидо Гвиницелли в своих канцонах говорил об этом предрасположении, сравнивая любовь с драгоценным камнем, который должен быть соответствующим образом расположен в своем составе, чтобы он мог получить свет звезд и превратиться в драгоценный.

В этой канцоне Гвидо Гвиницелли старая сицилианская манера далеко еще не преодолена знаменитым болонским поэтом.

Солоновича Избранные канцоны, секстины, баллады и мадригалы Перевод Е.

Под госпожой моей я всюду разумею ту, которая имелась в виду в предыдущем рассуждении, а именно Философию, могущественнейший светоч, чьи лучи заставляют заново расцветать и плодоносить истинно человеческое благородство, исчерпывающее обсуждение которого и задумано в предлагаемой канцоне.

О, сколь прекрасны эти слова, которые в конце канцоны украшают собою благородство, называя его другом Философии, истинный смысл которой обретается в сокровеннейших тайниках Божественного разума!

По-видимому, канцона была написана еще во Флоренции, между 1294 и 1298 гг.

Так начинается любовная канцона Арнаута Даниеля, отличающаяся сложностью рифм и музыкальностью.

Из второй посылки следует, что канцона была написана во Флоренции, очевидно в 90-х гг.

Из посылки следует, что канцона предназначалась для Бьянки Джованны Контессы.

Мы считаем, что горная канцона была написана в то же время, что и стихи к мадонне Пьетре, т.

Итак, я говорю, что предлагаемая канцона распадается на три главные части.

Ты говоришь, канцона, мнится мне, Как бы вступая в спор с твоей сестрою, Она назвала гордою и злою Ту даму, чье смиренье славишь ты.

После того как канцона, пользуясь их же собственным суждением, опровергла тех, кто полагает, будто для благородства требуется время, она непосредственно переходит к осуждению предыдущего их утверждения, с тем чтобы от их ложных доводов не оставалось ни малейшего следа в уме, предрасположенном к приятию истины.

Таким образом, канцона утверждает, что только Бог дарует эту милость душе человека, совершенного в пределах своих возможностей, подготовленного и расположенного к приятию этого Божественного действия.

Как показано в третьей главе настоящего трактата, канцона эта состоит из трех главных частей.

Источник: библиотека Максима Мошкова