канцона в словаре кроссвордиста
канцона
- Инструментальная пьеса с певучей мелодией
- Музыкальная пьеса XVI—XVII вв
- Стих трубадура
- Песня рыцаря
- Лирическое стихотворение особой формы в итальянской и православной поэзии средних веков
- Полутвердая стихотворная форма, представляет собой стих из 5—7 строф любого строения
- Светская песня эпохи возрождения
- Музыкальная пьеса
- Куртуазная песня
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
канцоны, ж. (ит. canzone - песня).
Вокальная пьеса для одного голоса с аккомпанементом, сохраняющая национальный колорит в мелодии, ритме (муз.). Мелодичная итальянская канцона.
Особая форма стихотворного произведения, род лирической баллады (лит.).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж.
Лирическое стихотворение особой формы, получившее широкое распространение в итальянской и провансальской поэзии средних веков и эпохи Возрождения.
Лирическая песня, восходящая к народной итальянской.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
КАНЦОНА (итал. canzone, букв. - песня)
лирическое стихотворение о рыцарской любви в западноевропейской поэзии 13-17 вв., первоначально у провансальских трубадуров. Классические образцы - у Данте и Петрарки.
Многоголосная светская песня эпохи Возрождения на тексты поэтической канцоны.
Род инструментальной музыкальной пьесы, сложившейся в кон. 16-18 вв. из обработок вокальных канцон (у Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди и др.). Его развитие привело к появлению фуги.
Большая Советская Энциклопедия
(итал. canzone, буквально ≈ песня), лирическое стихотворение о рыцарской любви в средневековой поэзии прованских трубадуров . Первоначально получила распространение в Италии в 13≈17 вв. Канонические К. ≈ строфические строения (5≈6 строф); последняя строфа укорочена и содержит обращение к лицу, которому посвящена К. Классические образцы создали Данте и Петрарка.
С самого начала К. была тесно связана с музыкой: многоголосные вокальные К. сближались с фроттолой и вилланеллой . В 16≈17 вв. в Италии появляются и инструментальные К., возникшие как обработки французского chanson; позднее они создавались как оригинальные сочинения в стиле таких обработок. В числе композиторов ≈ авторов К. ≈ А. Габриели, К. Меруло, Дж. Фрескобальди (Италия), Д. Букстехуде и И. С. Бах (Германия). С 17 в. развитие К. для инструментального ансамбля ведёт к возникновению кончерто гроссо , К. для клавишных инструментов постепенно превращается в фугу , а К. для солирующего инструмента с сопровождением подготовляет появление сонаты . В 18≈19 вв. название К. иногда применяется для обозначения вокальных и инструментальных лирических музыкальных пьес (К. «Сердце волнует жаркая кровь» из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро», медленная часть 4-й симфонии П. И. Чайковского). В 20 в. К. встречается как поэтическая стилизация (В. Я. Брюсов, М. А. Кузмин).
Википедия
Канцона , лирическое любовное стихотворение, первоначально куртуазная песня. Наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии трубадуров , перенятый позднее галисийско-португальскими и итальянскими поэтами и достигший наивысшего расцвета в творчестве Петрарки . В музыке — песня для сольного .
Примеры употребления слова канцона в литературе.
Гвидо Гвиницелли в своих канцонах говорил об этом предрасположении, сравнивая любовь с драгоценным камнем, который должен быть соответствующим образом расположен в своем составе, чтобы он мог получить свет звезд и превратиться в драгоценный.
В этой канцоне Гвидо Гвиницелли старая сицилианская манера далеко еще не преодолена знаменитым болонским поэтом.
Солоновича Избранные канцоны, секстины, баллады и мадригалы Перевод Е.
Под госпожой моей я всюду разумею ту, которая имелась в виду в предыдущем рассуждении, а именно Философию, могущественнейший светоч, чьи лучи заставляют заново расцветать и плодоносить истинно человеческое благородство, исчерпывающее обсуждение которого и задумано в предлагаемой канцоне.
О, сколь прекрасны эти слова, которые в конце канцоны украшают собою благородство, называя его другом Философии, истинный смысл которой обретается в сокровеннейших тайниках Божественного разума!
По-видимому, канцона была написана еще во Флоренции, между 1294 и 1298 гг.
Так начинается любовная канцона Арнаута Даниеля, отличающаяся сложностью рифм и музыкальностью.
Из второй посылки следует, что канцона была написана во Флоренции, очевидно в 90-х гг.
Из посылки следует, что канцона предназначалась для Бьянки Джованны Контессы.
Мы считаем, что горная канцона была написана в то же время, что и стихи к мадонне Пьетре, т.
Итак, я говорю, что предлагаемая канцона распадается на три главные части.
Ты говоришь, канцона, мнится мне, Как бы вступая в спор с твоей сестрою, Она назвала гордою и злою Ту даму, чье смиренье славишь ты.
После того как канцона, пользуясь их же собственным суждением, опровергла тех, кто полагает, будто для благородства требуется время, она непосредственно переходит к осуждению предыдущего их утверждения, с тем чтобы от их ложных доводов не оставалось ни малейшего следа в уме, предрасположенном к приятию истины.
Таким образом, канцона утверждает, что только Бог дарует эту милость душе человека, совершенного в пределах своих возможностей, подготовленного и расположенного к приятию этого Божественного действия.
Как показано в третьей главе настоящего трактата, канцона эта состоит из трех главных частей.
Источник: библиотека Максима Мошкова